Православiе Самодержавiе Народность |
|
IX Роман о Москве
Тут везде идет речь о решимости погибнуть, т.е. идти в погибель вечную. По сути дела Маргарита, принимая мазь, заключает договор с дьяволом. В одном журнале, который передал мне Игорь Игоревич, я прочитал, что Булгаков и его будущая жена тайно встречались и гуляли на Патриарших прудах. Там написано следующее: «Потом Булгаков повёл возлюбленную в странную квартиру, находившуюся тут же на Патриарших. Там жили какие-то люди, среди них седобородый старик. Он посмотрел в глаза Елене Сергеевне и сказал: «ведьма». «Как он угадал!» – воскликнул писатель», – заканчивается тема в «ТВ-парке» (№ 51, декабрь 2005 г., стр. 12). А собственно, и угадывать-то не надо было, стоит взглянуть на фотографию, которая помещена здесь же рядом, чтобы всё стало ясно. Оказывается, жена Михаила Афанасьевича, хоть и звали её Елена, – была еврейкой! Это сильно меняет картину. Возможно, и настоящее посвящение в каббалистический апокриф об Иешуа произошло через неё, а не через отца, ректора Духовной Академии, и не через дядю, знаменитого философа протоиерея Сергия Булгакова. Впрочем, тайна сия велика есть, так как о. Сергий дружил с Павлом Флоренским, а Павел Флоренский дружил с философом Лосевым и писателем Розановым. А эти в свою очередь – с Блоком, Белым и Вячеславом Ивановым. Трудно разобраться в движении русской литературы. Вот уж действительно: «Тут сам чёрт ногу сломит!» Но квартира на Патриарших, седобородый старик и его моментальное определение: «ведьма!», – не тут ли ключ к «самому гениальному роману советской литературы»? XIВечер Малюты Скуратова Вот я еду в Союз Писателей России на Комсомольском, 13. Там сегодня Опричное Братство Преподобного Иосифа Волоцкого проводит вечер, посвященный Малюте Скуратову. Название вечера – «Черный Корпус». Будут, говорят, А.Н. Стрижёв, Сергей Яшин, Роман (Руслан) Бычков, Андрей Жуков, Николай Боголюбов и, возможно, Алексей Широпаев. И аз, грешный. А ведь сегодня в 20.55 очередная, седьмая серия. Причем, самая главная: «Шабаш ведьм». А возможно, и «Бал сатаны». Хотя вряд ли, – судя по тому, с каким наслаждением Бортко поставил «полёт Маргариты» и погром в квартире критика Латунского, к «шабашу» и «балу» он подойдёт ещё более детализировано. Интересно, что полёт и погром сделаны, что называется, по-настоящему. Демонически злобно. С какой бешеной злобой Маргарита Николаевна громит квартиру Латунского! С какой радостью летит над Москвой на швабре… Какой у неё бешеный, прямо-таки кровавый оскал. А смех какой! Дьявольский, ведьмовской хохот. Тёмная женская стихия, выпущенная наружу. И всё разбивающий молоток в руке. Звон зеркал и стекла… Если так поставлен «полёт», то как же будет поставлен «бал»? Что-то тут проскользнуло настоящее. Бортко может сколько угодно заявлять, что он атеист, но после того, в какой тональности снят «полёт», разрешите не поверить… А Москва вся в снегу, вся в снежных сугробах и заносах. Да, сидеть бы в такую новогоднюю погоду дома и смотреть «шабаш ведьм» и «бал сатаны». Но нельзя. Надо ехать в СП России на вечер «Чёрного Корпуса», посвящённый Малюте Скуратову. Что ж, «Бал сатаны» посмотрим потом, в записи. Говорят, он проходил в Американском посольстве. И закончился питием крови… Какой? Человеческой, конечно. А какую ещё кровь могут пить в Американском посольстве? XII«Бал сатаны» Вчера, 27 декабря 2005 года, была центральная, так сказать, серия – шабаш ведьм с последующим посвящением, которого, кстати, нет у Булгакова. Причём посвящение показано подетально с питием огня и воды болотной из чаши, принятой непосредственно из рук «козлоногого». Потом трое голых бахусов с кубками в руках кричали что-то наподобие: «Пано, рекел, бенес!» Ничего этого я у Булгакова не помню. Хотя, кто знает, может существует «другая редакция» этой главы, где посвящение ведьмы прописано более подробно… А вообще ведьма получилась настоящая – очень злая фурия, готовая на всё, решительно на всё! – якобы ради любви. Но по фильму получается – ради интереса к чертовщине. Ради желания стать всесильной… Очень интересна сцена встречи с Воландом, когда Маргарита по своей воле радостно предлагает Мессиру массировать его колено мазью и радостно смеётся всем его шуточкам. Женщины ради какой-то своей цели, да даже ради престижа, всегда готовы идти на всё и идут на это «всё» с радостью, испытывая при этом жадное и «неземное наслаждение». То есть по фильму Маргарите очень нравится окружающее её зло! Именно это чувство блестит в тёмных глазах актрисы… Конечно, конечно, делает это всё она ради Мастера. Но кто был сам Мастер? Мастер какой ложи или ордена? Воробьевский в своей книге «Русский Голем» сообщает нам, что Михаил Афанасьевич Булгаков был тамплиером высокой степени посвящения… И в данном случае, касательно именно данного писателя, Воробьевский пожалуй что и прав… Не прав он в одном. В том, что отказывает и себе, и нам в «милости к падшим», в христианском сострадании к погибающим… Интересно, что у Бортко и Басилашвили Воланд получился более злым и жестоким, чем у Булгакова. Это настоящий дьявол, творящий настоящее зло. Никакого «блага» даже отдаленно не просвечивает. То есть, начиная с серии «полёта Маргариты» и дальше серий «шабаша ведьм» и «бала сатаны», фильм уже не Булгаковский, а какой-то прямо сатанинский. Интересно, что седьмую серию с балом мы смотрели в тот самый вечер, когда в Санкт-Петербурге, в гостинице «Англетер» Чёрным человеком был убит Сергей Есенин… Случайных совпадений, по теории мессира Воланда, в жизни не бывает… XIII«Мистика или специально?» Да, интересно переплетаются события. Вчера, 27 декабря 2005 года, в 11 часов утра была отслужена первая панихида на могиле Есенина на Ваганьковском кладбище. Вчера же в ночь с 27-го на 28-е декабря на чердаке одного петроградского дома петроградскими чекистами был умучен Есенин. Вечером 27 декабря 2005 года второй канал «Россия» показал главную серию «Мастера и Маргариты» – «Шабаш ведьм» и «Бал сатаны». По лестнице поднималось бесконечное число живодёров, отравителей, убийц и насильников всех времен и народов. Даже Калигула с Мессалиной приложились к руке Королевы. «Мы восхищены!», – кричали Коровьев и Бегемот. А Маргарита, стоя и принимая гостей, улыбалась им победно-кровавой улыбкой. А между прочим, Эрлих уже выкрал у Есенина револьвер и по ступеням гостиницы «Англетер» уже поднималась другая тройка – Чёрный человек и два его помощника, один из которых был очень похож на Азазелло. Это он долбанул Сергея Есенина в лоб тяжеленным канделябром… Однако интересно, что на бале сатаны на блюде внесли живую голову Михаила Берлиоза, а ведь именно такие берлиозы и вели Есенина к трагической концовке при жизни. Ведь Блюмкин тоже был литератор, Вронский руководил таким вот толстым литературным журналом. Я уж не говорю о Бухарине и Троцком. Эти просто были знаменитые литераторы… А не плохо было бы представить на блюде голову не Берлиоза, а Троцкого. Вот тогда бы произведение было действительно высокохудожественным. Или наоборот, Сергея Есенина – «золотая голова»! А Маргаритой бы была Айседора Дункан. Ведь и его, и её убили те же самые злые силы…
XIV «Прощание с Воландом» Куда-то делась мистика из восьмой серии. Совсем пропала. Дьявол какой-то сильно глуповатый, изображая крайне трагическое восприятие действительности, хотя при этом получается что-то дурацкое, расспрашивает Мастера и Маргариту о каких-то совсем элементарных вещах. Простите, если дьявол такой олух, то откуда все его страшные дела. Даже неприятно как-то. Мы привыкли, что дьявол сильный, гордый и очень злой дух. При этом очень умный, обладающий нечеловечески изощрённым умом. А тут он, прощаясь с Маргаритой, которая является потомком французской королевы-отравительницы Маргариты Медичи, тихо, как дедушка, погладил её по щеке… Какая душещипательная сцена! Прямо плакать хочется. Какой-то старый филистёр, а не дьявол. Почему-то вспомнился Гёте, который до 82-х, кажется, лет всё писал своего «Фауста», уже забыв, что первая часть была о грешной любви Фауста и Маргариты. По щёчке погладил. Ай да дьявол, ай да сукин сын! Дальше Мастер. Мастер к концу фильма совсем дурачком стал. «Что они с ним сделали!» – ахает Воланд. Но по фильму как-то не видно, что с ним сделали. Почему-то складывается впечатление, что он всегда такой был, вот с такими вот остановившимися глазами… Только при сцене с Наташей, которая просит оставить её ведьмой, потому что какой-то вампир сделал ей предложение, причём появляется она и здесь, как и на балу, голая, вдруг вспоминаешь, что всё это дьявольщина, и мы имеем дело с инфернальной кампанией вершителей зла. Вообще, надо сказать, фильм производит очень странное впечатление. С одной стороны идёт восхваление и эстетизация зла. Но шабаш ведьм сделан так, будто это некие невинные гуляния лелей и наяд. Если бы не козёл, вообще всё бы на детскую сказочку было похоже… То же самое – бал сатаны. Какой-то совсем не инфернальный. Помню, когда-то очень давно я читал, а потом фильм смотрел – «Маску красной смерти», Эдгара По. Вот там этот бал дан действительно по-дьявольски. А ведь у Михаила Булгакова и Эдгара Алана По, насколько я понимаю, было одинаковое мистериальное посвящение… Но фильм получился совсем не мистериальный. Я имею в виду «Мастера и Маргариту». Как-то слишком всё по-новогоднему и на сказку Ганса Христиана Андерсена больше похоже… А должно быть больше похоже на Эрнста Амадея Теодора Гофмана, но с большим, чем у Гофмана, инфернальным, адским креном… Булгаков на телевидении должен быть более откровенно инфернальным, чем Булгаков в книге. Ведь это же «наше» Российское телевидение, это же канал «Россия», да и сам сериал, как объявлено в белых титрах на чёрном фоне, сам-то сериал снят «при поддержке Информационного агентства по культуре и кинематографии», – то есть при поддержке ведомства Швыдкого, который выдаёт нам продукцию куда более инфернальную, чем Булгаков и Гофман вместе взятые. В общем, чем дальше, тем больше фильм становится похожим на глянцевые фотографии из гламурного журнала. Единственная фигура, которая к концу начинает выходить на первый план, – это таинственная фигура человека в красно-коричневом плаще, которая куда как, простите за странное словцо, зловещее, чем Воланд-Басилашвили… XV «Ведьма» Анна Ковальчук играет ведьму очень убедительно. Чёрная, с пронзительными чёрными полуеврейскими глазами. Похожие глаза были у одной моей знакомой Марины. Правда, у неё были не «полу-», а совсем «еврейские», даже немного вытаращенные глаза и длинные хищные ноздри… Но что интересно, ведьмой, как мы уже писали, пожелала остаться и домработница Наташа. А между прочим, я знал только одну ведьму русской национальности. Её тоже звали Марина… Нежная такая сначала была девушка. Ну прямо ангел… Все остальные были еврейки. Здесь у нас в Москве ведьмы в основном еврейки. Знал я и ещё одну Маргариту. Она тяжело болела... Таинственное некое заболевание, связанное с вырождением крови, очень свойственной чёрным родам. Её отец или дед, вот не знаю точно, был профессором-патологоанатомом, и вместе со Збарским мумифицировал труп «самого живого» из всех проживших на земле людей… Но род этого профессора Бар-Рабиева идёт откуда-то очень-очень издалека. Может, тоже от французской королевы Марго, а может, и много-много далее... Там, в её квартире, собиралось много интересных людей. Среди прочих – один писатель-конспиролог, написавший книгу о тамплиерах, один монах-экзорцист, и другие интересные личности. Странно, что там не появлялся Воланд со свитой… Интересно, что великая ведьма Маргарита страшно боялась одного известного священника, который в своё время возглавлял одну из множества московских православно-патриотических общин. Она говорила, что этот священник – страшный колдун. Вообще, в Москве патриотический и духовный мир настолько странно переплетаются в совершенно невероятные и настолько замысловатые узлы, что их не разрубил бы даже Александр Двурогий… Кого тут только нет. Вот бы Гоголя сюда, он бы написал второй томик… XVI «Жёны писателей» Вчера, 29 декабря 2005 года, была предпоследняя, кажется, серия, хотя, может, в пятницу, 30 декабря, т.е. сегодня, будут ещё две, и того – ДВЕНАДЦАТЬ. А после серии показали ещё некоторый фильм о книге и о фильме «Мастер и Маргарита». И о самом Булгакове, конечно, и о его жёнах. Жён у него было три. Как нагадала ему в начале жизни одна старая цыганка: «у тебя будет три жены. Первая от Бога, вторая от человеков, а третья от дьявола...» Первую звали Татьяна. Говорят, она спасла Михаила Афанасьевича от морфина. Тогда, действительно – от Бога. Вторая, – Любовь Евгеньевна Белозерская, – насколько я понимаю, и была настоящая Маргарита. Она одно время в Париже танцовщицей была, танцевала в каком-то знаменитом кафе-шантане, типа «Мулен-руж». Вот она и рассказала Михаилу Афанасьевичу, что там, в этом кафе, были такие балы, где все мужчины танцевали во фраках, а все женщины голыми... Отсюда и списан «Бал Сатаны», плюс, конечно, Американское посольство... Как только показали фотографию Любови Евгеньевны я воскликнул: «Вот она и есть – Маргарита!» Существует легенда, что это именно она, Любовь Евгеньевна, потом была женою писателя Андрея Платонова. Ушла от Булгакова к Платонову, то есть. Не слабо. А последняя жена Булгакова, – Елена Сергеевна, – ушла от крупного венноначальника, точнее от начальника Штаба Московского военного округа Евгения Шиловского, к писателю Михаилу Булгакову. Мы как-то все забываем, что церковного венчания-то не было, и бракосочетания, по сути, никакого не было. Вот жёны и ходили – от артиста к военноначальнику, от начальника штаба к писателю, а от писателя к другому писателю... И все они, в то время, так или иначе были Маргаритами.
XVI Болотная набережная Здесь, на Болотной набережной, было место казни ведьм, колдунов и чародеев. И «Дом на набережной» не случайно был построен тут. И подземные ходы в Старое Ваганьково вели не случайно. И дом Пашкова на Ваганьковском холме вырос тоже не случайно. Ваганты или вагабунды – это некая древняя секта «шатающихся» колдунов. Они же скоморохи. Они же бродячие артисты, фокусники и гипнотизёры. К ним всегда прилипали ведуны, ведьмы, всякие маги, чародеи, волхователи и звездочёты. Здесь, на «Золотом острове» у всех этих типов было нечто вроде своей вотчины. На той же стороне Москва-реки, на горе, у них было главное капище, которое в том или ином виде сохранилось и до сих пор. Во всяком случае, Воланд не зря сидел на смотровой площадке на крыше знаменитого Дома Пашкова. Именно здесь, в этом, построенном масоном Баженовым доме, в последствии заведовал библиотекой один из самых странных деятелей русской истории – визионёр и создатель философии «Общего дела», незаконнорожденный сын князя Гагарина, один из главных розенкрейцеров и адептов в истории тайных обществ, «отец русского космизма – Николай Фёдоров. Он хотел прекратить деторождение на Земле и воскресить всех отцов, то есть все поколения до этого живших людей. Самое интересное, что он не был прямым антихристианином. Нет, наоборот – он хотел «помочь Христу» в воскрешении мёртвых «в жизнь будущего века»... Но на свой, каббалистический, так сказать, манер. Интересно, что у него было очень много самых неожиданных последователей и почитателей. Среди них – писатель Толстой и поэт Хлебников, поэт Маяковский, учёные Чижевский и Циолковский, Богданов и Королёв, космонавт Гагарин. В наше время его ярым поклонником является главный редактор газеты «Завтра» Александр Андреевич Проханов. Так вот: Михаил Булгаков и Андрей Платонов – оба, конечно же, розенкрейцеры, – также были его ярыми сторонниками. Именно поэтому Воланд перед отлётом из Москвы сидит на смотровой площадке Румянцевской библиотеки – таинственного Дома Пашкова... XVII Роман без Героя Вчера, 30 декабря 2005 года, смотрел последнюю серию и эпилог «Мастера и Маргариты». Странное впечатление... То ли сериал слаб, то ли сериал, что совсем уже плохо, раскрыл скрытое убожество романа... Кони, чёрные как уголь, вороные кони несутся по небу, на них всадники в развевающихся чёрных мантиях с чёрными глухими капюшонами, надвинутыми на глаза. Воланд, Мастер, Маргарита, рыцарь Коровьев, кот Бегемот, Азазелло – всего ШЕСТЬ, чуть было не написал ЧЕЛОВЕК... Но человека-то – ни одного. Воланд – Дьявол, Коровьев – тень рыцаря тамплиера, Бегемот – чёрный кот, он же – демон тамплиеров Бафомет, Азазелло, или Азазель, – каббалистический древне-еврейский демон-убийца, Мастер – некто так и не прописанный Булгаковым – призрак и убитый Азазелем сумасшедший писатель, Маргарита – убитая им же ведьма... Где же здесь человек?.. Дальше – встреча убитого Мастера с его «учеником», Иваном Бездомным, который много более подходит на роль героя произведения, дальше совсем невразумительна сцена с Пилатом, вечно сидящим на фоне лунного пейзажа. Дальше последние философские разговоры Воланда с Левием Матвеем, Мастера с Иваном и Пилата с Иешуа – какие-то совсем уж невнятные, претендующие на непостижимую глубину... И... и всё. Вдруг поразила мысль: а о чем же роман? О том, что Дьявол существует? О том, что служить ему – хорошо? О том, что очень хорошо быть ведьмой? О том, что именно зло, а не Добро всесильно? О том, что лучшая, творческая часть мира этому злу сознательно служит, и это – прекрасно? Но самое поразительное то, что в падшем мире романа и зло человеческое, типа Берлиоза и Латунского есть, и Дьявол, «их наказующий», то есть «творящий благое» есть, и ведьмы, и азазеллы, и козлоногие – все есть. Даже Пилат с добрым казнённым философом есть. Нет только одного – нет Бога! Ни Бога, ни ангелов – нет! Нет Архистратига Божия Архангела Михаила, нет Георгия Победоносца, нет Святых Русских Воинов, да и России-то никакой нет... Есть Ершалаим и Москва, но какая-то странная, дьявольская какая-то Москва. Москва ресторана «Грибоедова», театра эстрады «Варьете» и нехорошей квартиры где-то на Садовом кольце, на Патриарших. Вот и вся Москва. И это один из самых мистических, один из самых потрясающих городов в мире! А где тайный, скрытый от взоров Третий Рим? – Белый Город в снегах, и несущаяся над ним белокрылая армия Михаила Архангела?!! Неужто одни демоны кружатся в небе над Римом?! Нет, нет, Михаил Афанасьевич! Маргарита вас обманула. Не только Воланд и Азазелло летят в этом огромном ночном небе над Москвой. Слышите, как на высокой ноте где-то высоко поёт ветер? Это поднимается Белая Русская Вьюга – северным сияньем полыхающая метель. Уже зазмеилась позёмка на новом ажурном мосту через Москва-реку, уже пошёл снег и вдруг повалил хлопьями, и закрутило, задуло, закуролесило. И в небе, в новогоднем небе над Москвой – началась битва Армии Михаила Архангела с полчищами демонов, предводимыми сатаной. Нет! Россия не «империя зла», Россия – Рим, Третий Рим! – и вот, в новогоднюю ночь по улицам Третьего Рима идёт отряд из 12-и человек и над их головами развеваются чёрные Знамена с изображённой на них полной Голгофой... И впереди всех, в белом, белее снега убелённом одеянии – Он, – Спаситель мира и всех грешных человеков – Господь Бог наш Иисус Христос. И во всю ширь неба – транспарант: «Я победил мiр!» Вот она – совсем другая – наша, РУССКАЯ концепция России! Той России, черты которой сквозь бред и морок стали вдруг проступать в преддверии Нового, наступающего, 2006-го года. С Новым Годом, дорогие Москвичи! Да воскреснет Богъ! и расточа-атся вра-зи-и-и Его-о, и да бежа-ат от Лица Его-о! Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся Крестным Знамением, и в веселии глаголющих: радуйся пречестный и Животворящий Кресте Господень!
|
|
Русское Православно-Монархическое Братство Союз Православных Хоругвеносцев |
|