13.10.2010
Москва
Служба информации Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств
ЗАМГЛАВЫ СПХ ВЛАДИСЛАВ КУРОПТЕВ: ОТВЕТ "ГЛУПЦА" И "ПРОВОКАТОРА" РУССКОЙ НАРОДНОЙ ЛИНИИ
12 октября 2010 года на сайте информационного агентства «Русская народная линия» появилась статья заместителя главного редактора Александра Тимофеева под названием «Глупость или провокация?», подвергающая критике эмблему «Православие или смерть», разработанную художественной мастерской-студией Союза Православных Хоругвеносцев.
Вызывает большое недоумение, почему именно сейчас возникла эта статья, когда дискуссия по этому вопросу развернулась несколько месяцев назад. При этом нужно отметить, что на Русской народной линии 6 августа была размещена статья Александра Израилева с положительной оценкой эмблемы и, на наш взгляд, с правильным пониманием тех символов, которые размещены на этой эмблеме.
Теперь немного об эмблеме. Развёрнутый текст на эту тему я уже писал, сейчас же хочу акцентированно ответить на опубликованные критические вопросы.
Три черепа. Один священнослужитель из России, находясь на Афоне, увидел в одной из келий изображение трёх черепов и надпись рядом с ними: «Мы были такие, как вы. Вы будете такие, как мы». Кстати, одним из первых, кто принял физическую смерть, был Адам, поэтому на эмблеме и стоят буквы «Г» и «А». Этот рисунок с надписью священнослужитель изобразил у себя в доме, а наш художник Игорь Игоревич Мирошниченко, взял этот образ за основу и, художественно переработав, разместил в своей композиции на футболке. Изображение черепа всегда ассоциируется именно со смертью. Многих почему-то пугает напоминание о смерти, хотя нас святые отцы учат: «Зри последняя твоя (то есть смерть – прим.авт.) и не согрешишь!». Некоторые святые отцы-подвижники даже спали в гробах, чтобы помнить о смерти. И именно сейчас, когда комфорт, изобилие, технические усовершенствования, СМИ с их различными увеселениями, потоком пустой и развращающей информации поглощают человека, заставляют забывать о Боге, о настоящем предназначении человека, его жизни и смерти (что греха таить, и в православной среде имеются верующие, которые ищут комфортного православия, без аскетики, без борьбы и подвига), именно сейчас, по нашему мнению, нужны символы, напоминающие ему, человеку, о неизбежной смерти и грядущем суде Божием. Поэтому черепа, поэтому их три, как символ множественности, как символ того, что каждого ждёт эта участь. Адам был один, но он символизирует все человечество, в каждом из нас течет кровь нашего праотца Адама, поэтому и несколько черепов.
Вот почему режет внутренний слух читателя патетическое восклицание нашего критика об изображении "останков странного мутанта". Кстати, такие упражнения в риторике балансируют на грани хулы. Если непонятно что-то, можно ведь и спросить, а не хамить и бросаться обвинениями в "глупости" или "провокации". Все-таки Союз Православных Хоругвеносцев возник не вчера и давно сотрудничает с Русской линией, а потому заслуживает хотя бы малейшего уважения (хоть политеса ради) со стороны уважаемого интернет-издания. При этом наш автор-критик не просто публицист, он - замглавы информационного агентства, а потому поступил в данном случае еще и непрофессионально. Есть вопросы - задавай, бери интервью, будь объективным, дай высказаться противоположным сторонам, находись над схваткой, забудь о своем личном отношении, придержи эмоции. Это азы журналистской этики. Тем более, что обсуждаемое изображение давно стало объектом внимания со стороны СМИ, в том числе и Русской народной линии.
Кинжалы. Изображение черепа с кинжалом в зубах и перекрещенными костями мы впервые встретили в Сербии у четников на знамени. Четники и подарили нам это знамя. Именно поэтому, даже можно сказать - промыслительно, впервые знамя «Православие или смерть!» появилось у сербского посольства против «парада» содомитов и развратников в Белграде. Согласно древним воинским обрядам, кинжал брали в зубы в знак того, что не боятся смерти, и за высшие ценности и за свой народ готовы умереть в любой момент. Но эти символы можно трактовать и с духовной точки зрения. Христианину нужно быть искренним и честным, нести слово Божие в мiр. А слово Божие есть меч духовный.
Эсфигмен. Мы никоим образом не собираемся идти по пути зилотов, то есть раскола, и вступать в конфронтацию с Матерью Церковью. Кажется, наша твердая позиция по этому поводу уже давно озвучена и на деле явлена. Мы лишь взяли за основу совершенно правильный лозунг «Православие или смерть!» и переосмыслили девиз, расширив его толкование не только как борьбу за чистоту Православия, но как жизненно необходимый выбор, перед которым стоит абсолютно каждый человек. И недаром появившаяся композиция пользуется большой популярностью у молодёжи, потому что в современном духовно омертвелом мире нужны более "радикальные" христианские символы, более понятные восприятию молодого поколения.
При этом никто не отказывается от традиционных иконографичных изображений. Именно такие традиционные хоругви и знамена мы, хоругвеносцы, носим в крестных ходах на церковных праздниках, были они и у сербского посольства. И вообще непонятно, почему знамя братства хоругвеносцев вызывает такую бурю эмоций, будто бы мы предлагаем его сделать знаменем Патриарха, или Русской Православной Церкви, или еще кому-либо навязываем.
Итак, знамя «Православие или смерть!» несёт в себе задачу вразумления, отрезвления и убеждения. Очень жалко, что заместитель главного редактора Русской народной линии воспринял или воспринимает нас глупцами или провокаторами, видимо, не ознакомившись с нашими материалами по этому вопросу и с нашим мнением. С подборкой материалов по теме он может ознакомиться в специальном разделе на нашем официальном сайте. Это чтобы не впадать в страхования от навешивания ярлыка "невежды" и иных несправедливых ярлыков.
Заместитель главы Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств
Владислав Куроптев.
См. все новости на эту тему по ссылке здесь.