27.09.2008
г. Старый Изборск, Псковская область
Служба информации Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ В СТАРОМ ИЗБОРСКЕ
Фоторепортаж о событии смотрите по ссылке
телеканал "Россия", программа "Вести", 29.09.08
В субботу, 27 сентября 2008 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Печорском районе Псковской области, под Старым Изборском, состоялась торжественная церковно-общественная церемония у памятника единению России «Священный холм». По приглашению автора замысла о сооружении этого памятника – известного писателя и публициста, общественного деятеля, редактора газеты «Завтра» Александра Андреевича Проханова – в мероприятии принял участие Союз Православных Хоругвеносцев (СПХ).
Памятник единению России «Священный холм» представляет собой курган, увенчанный семиметровым поклонным крестом, изготовленным из дерева лиственницы. У основания креста положены огромные гранитные камни-валуны. Поклонный крест был освящен митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием в день Крестовоздвижения 27 сентября 2007 года. А сам памятник был торжественно открыт при большом стечении народа, представителей власти, армии, партий и общественных организаций несколько недель спустя - 4 ноября 2007 года, в День Народного единства.
Мероприятие началось с молитвы и выступления духовенства. В этом году, по благословению митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, церковную делегацию возглавил настоятель псковского храма во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского протоиерей Олег Тэор – духовник Псковской дивизии ВДВ.
Затем слово взял Александр Проханов: «Год прошёл с того момента, как был освещён этот холм. За этот год он стал самостоятельным духовным явлением, не только псковским, но и русским. В нём собраны и продолжают собираться святые земли Руси, православные и христианские земли мира. Это символ единства Русской истории, которую растерзала судьба на много отрезков, этот холм воссоединяет их. В основание Священного холма мы кладём земляное Евангелие, тем самым усиливая его огненный, пылающий, духовный смысл. Мы соединяем земли Палестины и Пскова. Ещё мы ссыпаем туда земли недавних боёв в Абхазии и Южной Осетии, где воевали, сражались, побеждали, мучились от ран и умирали наши воины. Сегодня - праздник, объединяющий русское Православие, воинство и русскую культуру».
В ходе мероприятия выступили также командир 104-го парашютно-десантного полка Псковской 76-й десантно-штурмовой дивизии, Герой России, подполковник Геннадий Анашкин, председатель Псковского областного Собрания депутатов Борис Полозов, заслуженный деятель искусств России, знаменитый реставратор и искусствовед Савва Ямщиков и другие. Среди приглашенных на мероприятие гостей присутствовал известный Русский патриот, отставной полковник ГРУ Владимир Квачков, который вместе с супругой пришел поклониться памятному Кресту.
За торжественными речами последовала церемония заложения на Священный Холм земли, принесенной со Святой Земли, Южной Осетии и Абхазии.
Заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества Юрий Грачев вместе с духовенством высыпали в основание Креста землю из Палестины – своеобразное «земляное Евангелие»: она была собрана Палестинским Обществом со всех мест, которые связаны с земной жизнью Спасителя.
Десантники Псковской дивизии ВДВ возложили к памятнику «гирлянду Славы» и высыпали землю из Южной Осетии, где они принимали участие в боевых действиях во время недавней российской военной операции по принуждению к миру преступного режима Саакашвили. За мужество и героизм, проявленные в ходе выполнения боевой операции в Южной Осетии, звания Герой России был удостоен среди псковских десантников и присутствовавший на церемонии командир 104-го парашютно-десантного полка подполковник Геннадий Анашкин.
Землю из Абхазии рассыпал по холму Савелий Ямщиков. При этом он произнес речь, в которой, в частности, сказал: «Когда наши демократы во время недавних событий на Кавказе стали говорить, что теперь все они – грузины, то я заявил, что я – абхаз! И сейчас я насыплю на этот холм землю из Абхазии, которую прислал мне окормляющий православных абхазов протоиерей Виссарион (Аплиа)».
После исполнения Гимна России и оружейного салюта Священный Холм с поклонным Крестом троекратно обошел Крестный ход, в котором братчики СПХ несли хоругви с образами Спасителя, Божией Матери «Державная» (рядом с памятником будет сооружена часовня в честь этой иконы), Благоверного Князя Александра Невского, Архистратига Михаила, Царя-Мученика Николая, всей Царской Семьи и других Святых.
Хоругвеносцы украсили также хоругвями и черно-золото-белыми знаменами Священный холм: они красиво развевались на сильном ветру. В выступлении для СМИ глава Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств Леонид Симонович-Никшич отметил: «Здесь сегодня происходит великое дело. То, что сюда привозят землю со всего света, придаёт этому месту особую духовную силу. Сюда мы привезли знамёна, которые прошли всю Россию, Сербию и Украину, и это добавляет этому событию ещё больше смыслового и символического значения».
Идея создания памятника возникла около полутора лет назад. Она принадлежит писателю, публицисту, общественному деятелю Александру Проханову. Идею поддержала группа известных в России и Псковской области людей: доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор Анатолий Кирпичников, генеральный директор ФГУП «Адмиралтейские верфи» Владимир Александров, заслуженный деятель искусств РФ, реставратор Савва Ямщиков, руководитель инвестиционной группы «Монолит», общественный деятель Александр Нотин и недавно погибший в авиакатастрофе генерал Геннадий Трошев.
Александр Проханов так рассказывает об основной идее памятника единению России: «Сюда легли земли из псковских Выбут, где родилась Ольга - первая на Руси христианка и государственная устроительница. Здесь лежит земля из Будника - места рождения Крестителя Руси Владимира Красное Солнышко. Тут есть земля с Кобыльего городища, с берега Чудского озера, где были разгромлены тевтоны благоверным князем Александром Невским. Здесь есть земля из-под стен Спасо-Елеазаровского монастыря, где подвизался великий русский идеолог, монах старец Филофей, который впервые на весь свет провозгласил сакральную формулу «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати». Эта идеологическая формула абсолютно актуальна и сегодня. Мы привезли сюда землю из-под Покровской башни Пскова, где псковичи отражали штурм польского короля Стефана Батория, стремившегося в центр России, в Москву. И там, в проломе стены, когда поляки одолевали псковское воинство, явилась Пресвятая Богородица, Печерская Богоматерь, и заслонила Псков и Россию от нашествия поляков. Земля с этих могил лежит в нашем холме. Мы принесли землю, которая знаменует романовскую Империю. Из Псковского кремля, где были земляные бастионы, насыпанные Петром Первым в Северную войну для тяжелых орудий, направленных на надвигавшихся на Россию шведов. Мы привезли землю из Михайловского, из-под стен Святогорского монастыря, земля которого помнит нашего лучезарного, бесконечно живого Пушкина, который освятил и романовскую Империю, и нашу русскую культуру вплоть до сегодняшнего дня. Мы привезли землю со станции Дно, где завершилась монархия Романовых, где Царь Николай Второй, мученик, завершил свое царствование и где началась его голгофа, его крестный путь, закончившийся зверским его убиением, которое положило начало братоубийственной бойне и гражданской распре.
Мы привезли землю с того места, где русские люди впервые отразили удар врагов, отогнав кайзеровцев от Пскова. Мы привезли землю с того места под Великими Луками, где Александр Матросов закрыл своим сердцем амбразуру фашистского пулемета... Мы привезли землю со Ступинских высот под Великими Луками, где штрафные батальоны брали штурмом немецкие соединения и захватили эти стратегические высоты. Здесь находится земля сегодняшних наших дней. Тех дней, которые заложили основу нашего нового государства Российского, еще очень хрупкого, создающегося в противоречивой обстановке. Здесь земля от памятника, посвященного погибшим в Чечне солдатам 6-й роты, земля Псково-Печерского монастыря, где хранятся частицы мощей святых, просиявших на Псковской земле, хранится духовный отпечаток старца Иоанна Крестьянкина. Мы привезли землю с острова Залита, с могилы батюшки Николая Гурьянова и соединили их здесь. Все эти земли, как горсти дрожжей, мы кинули в эту большую квашню, в которой восходит белоснежное дивное тесто новой Русской государственности, новой Русской эпохи, новой русской силы, нового могущества. Как горстки топлива, мы вбрасываем эти земли в этот огромный очаг, чтобы в нем опять воспылало пламя нашей веры, нашей святости, чтобы нас покинуло уныние, чтобы нас покинули напасти, чтобы русский человек наполнился благородством, святостью, волей к жизни, к победе, чтобы мы обернулись лицом к своему ближнему, чтобы мы сошлись в нашем едином бессмертном Русском государстве».