17.12.2007
г. Москва
Служба информации Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств
НАЧАЛЬНИК МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА ДМИТРИЙ ГАЕВ ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ОБРАЩЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПОВОДУ НАЗВАНИЯ СТАНЦИИ «ДЫБЕНКО»
На фото (слева направо): П.Дыбенко, Д.Гаев и Ю.Агещев.
Поступил комментарий начальника Московского Метрополитена Дмитрия Гаева в ответ на запрос координатора Союза Православных Хоругвеносцев (СПХ) и Союза Православных Братств (СПБ) Юрия Агещева относительно озвученных в российских СМИ планов открытия новой станции метро в Москве с названием «Дыбенко» - в честь одного из большевиков - палачей Русского народа. К своему запросу координатор СПХ и СПБ приложил соответствующее заявление представляемых им организаций.
Комментарий от главного официального лица Московского Метрополитена был дан в ходе интервью корреспонденту информационного портала подмосковного города Зеленограда Zelenograd.ru. Интервью у начальника столичного метро было взято 22 ноября 2007 года на практическом семинаре «Оснащение предприятий общественного транспорта системами контроля и взимания оплаты за проезд с использованием RFID-технологий», которое прошло на «Микроне» - головном микроэлектронном предприятии концерна «СИТРОНИКС».
Целиком приводим отрывок из упомянутого интервью:
Вопрос корреспондента Zelenograd.ru:
- Напоследок не очень приятный вопрос о названии станции метро «Дыбенко»...
Прим. корр.: в ответ на новость о строительстве новой станции метрополитена с рабочим названием «Дыбенко» по средствам массовой информации было распространено открытое письмо координатора Союза Православных Братств и Союза Православных Хоругвеносцев Русской Православной Церкви Юрия Агещева, который считает недопустимым называть станцию «в честь подавителя Кронштадтского антибольшевистского восстания».
Ответ Дмитрия Гаева:
- Я читал письмо этого уважаемого представителя РПЦ. Во-первых, есть определенные правила топонимики, когда название метро привязывается к названиям, уже существующим на местности. Так как существует улица Дыбенко рядом с новой станцией метро. И проектное название станции было дано такое же. Уже потом Комиссия по наименованиям при Правительстве Москвы определит, останется ли оно таким или будет окончательно принято другое, при пуске станции. И потом: чем Дыбенко хуже, например, генерала Колчака? Один герой красного движения, другой - белого. И то, и другое - наша история, и ее нужно уважать и бережно относиться ко всем. Иначе снова раскол, гражданская война, красные и белые? Это неправильно. В Риме есть Колизей Муссолини, хотя в Италии не очень хорошее к нему отношение - но что делать, он его построил, такое и название. В Лондоне у Вестминстерского Дворца с одной стороны стоит памятник королю Артуру, а с другой - Кромвелю, который королям головы рубил. Но это история, и во всем мире к ней относятся уважительно. А другая реакция, я считаю - это от интеллектуальной безграмотности.
Таким образом, ответ руководителя московской подземки подтвердил ранее полученный нами комментарий заместителя главного редактора Транспортного сервера г. Москвы (официального издания Департамента транспорта и связи города Москвы) Андрея Щетинина, который хотя прямо и не подтвердил информацию о существовании рабочего названия станции метро «Дыбенко», однако так же сослался на то, что окончательное решение по названию станции будет принимать специальная комиссия при мэре Москвы за 1-2 года до открытия станции.
В итоге уже точно известно, что рабочее название новой станции метро, открыть которую планируется на Замоскворецкой линии к 2015 году, - все-таки «Дыбенко». А равнодушие Дмитрия Гаева к названию станции и даже отсылка «уважать историю» не могут не насторожить. Мы прекрасно понимаем, что в случае невнимания и бездействия общественности «рабочее» название станции может стать действующим. А тогда – совсем «пиши: пропало». Ведь известно, как Дмитрий Гаев «уважает» нашу историю, как он цепко держится за имена плачей Русского народа. Он неоднократно высказывался против переименования станции метро «Войковская», названной в честь цареубийцы. И не зря он в своем интервью английского Кромвеля, «который королям головы рубил», вспомнил, будто невзначай: в уме держит «Войковскую» и не сдается.
Уместно в связи с этим вспомнить и скандал в связи с церетелевским мозаичным панно, примененным в оформлении недавно открытой станции метро «Трубная»: у православных храмов, изображенных на витражах и мозаиках, почему-то отсутствуют кресты. Несколько дней назад православные люди восстановили несправедливость и самостоятельно утвердили кресты на церковные купола.
Напомним, что Павел Ефимович Дыбенко – кровавый палач Русского народа, активный участник революционного погрома России начала XX века. На его совести – участие в жестоких карательных операциях - подавлении Кронштадтского восстания матросов-крестьян и Тамбовского крестьянского восстания. Национальный изменник и государственный преступник: в 1915 году, в самый разгар Первой мировой войны, называемой тогда Второй Отечественной, Дыбенко был одним из руководителей восстания матросов на линкоре «Император Павел I». Участник громких судебных процессов 30-х годов XX века, он, в конце концов, и сам попал под маховик «красного колеса» и был расстрелян. Однако в годы хрущевской «оттепели» амнистирован и впоследствии увековечен советской властью в различных топонимических названиях.
7 ноября 2007 года Союз Православных Хоругвеносцев, Союз Православных Братств и Свято-Сергиевский Союз Русского Народа выступили с обращением, в котором выразили свой категорический протест в связи с предлагаемым названием новой станции метро. Обращение православных организаций поддержал депутатским запросом на имя мэра Москвы Юрия Лужкова депутат Госдумы РФ и сопредседатель Свято-Сергиевского СРН Николай Курьянович.
Служба информации СПХ и СПБ будет и в дальнейшем следить за развитием ситуации.