Православiе Самодержавiе Народность |
|
ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РЫБИН ЖЕРТВЕННЫЙ ПОДВИГ ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ
День рождения Царя-Мученика Николая Второго мистически совпадает с праздником Вознесения Господня и памятью праведного Иова многострадального. Совпадение промыслительное, знаменательное и для Царя, и для Царства Русского Православного. День рождения святого Царя предизображает и величайшие скорби, и величайшую славу как для Царя, так и для Царства. Величайшая скорбь, которую восприял святой Царь-Мученик Николай Второй, была величайшим благодеянием Божиим и лично для Царя, и для России. Николай Второй первым по праву Царя, переживает по причастию святые спасительные страсти Господни. А вслед за ним переживает их и Россия. Глубоко знаменательно, что именно при святом Царе Россия вступает в тот период своей духовной жизни, который соответствует святой Тайне Причастия. В сей период Россия, как никогда, близка Кресту Христову: переживает небывалые скорби и – получает небывалое освящение, претерпевает небывалое наитие сил ада и – сокрушает их вольным восприятием Креста. Тайна Причастия, как средоточия всех тайн Божиих, сообщает нам особенное освящение через неслитное и всецелое соединение с Самим Господом. Николай Второй, как Помазанник Божий, мистически ощущает необходимость стать Патриархом в преддверии тайносовершительного, тайнопричастного периода русской истории. Николай Второй изъявляет жертвенную готовность стать Патриархом, но Россия в лице членов Синода не поняла и не оценила первосвященнический подвиг своего Государя. Сие не удивительно, ибо и безкровная Жертва, принесённая Господом на Тайной Вечери была ли во время её совершения оценена по достоинству? Да и невозможно оценить Безценного: даже высочайшая цена окажется безмерно недостаточною. Господь приносит Себя в Жертву из любви к нам, а не ради оценки. Лишь по причастию разделяя жертвенный подвиг Царя царствующих можно хотя бы в малейшей степени почувствовать всё неизмеримое величие его. Царь Николай Второй ради спасения России намеревался усугубить, усилить свое царское служение через восприятие служения патриаршего. Ибо в случае избрания Патриархом Царь в ином качестве продолжал бы управление государством. Однако Господь судил иным образом и в другое время спасти Россию и увенчать Своего Помазанника. Разве означает сие, что благое, жертвенное изволение Царя – стать Патриархом – оказалось напрасным? Нет и нет! Подобным образом было и с другими начинаниями святого Царя, которые, казалось бы, не увенчались успехом. В том и тайна причастников Креста, что через видимую безуспешность многих их начинаний сокровенно зиждется непобедимая Победа. Напротив, в самом блистательном успехе злоначальника и его служителей заключается сокрушительнейшее поражение. Вечным сему доказательством являются безстрастные страдания Господа нашего и Его жизнодательный Гроб, озарившийся Светом Воскресения. Чем более причастны мы Победителю ада и Кресту Его, тем безстрастнее наши страдания, тем сильнейшая Победа неизреченно таится в самих наших поражениях. Движимый зовом Царя царствующих, Николай Второй, пусть и не в качестве Патриарха, совершает первосвященнический и царский подвиг. Предопределённому волей Божией ничто воспрепятствовать не может. Тайна Божественного предопределения действует вопреки самым злогениальным препятствиям. Чудом Божия всемогущества препятствия обращаются в содействие. Множество чудес Своих Господь увенчивает чудом Креста. Крестом Христовым нам явлено средоточие чудес Божиих, средоточие Царства и Силы и Славы Божественных. Не потому ли именно в середине поста мы поклоняемся Кресту Христову? Не потому ли именно посреди рая Господь насадил древо жизни – Крест животворящий? Святой Царь-Мученик просиял совершенным исполнением всех заповедей блаженства. За великую Державу при наступлении великой брани с сатаною подобало встать великому святому в лице Николая Второго. Жертва Богу тем угоднее, чем более великим святым она приносится, однако даже самая великая жертва наша несоизмерима с Жертвой Господней. Царь-Мученик в чувстве глубочайшего смирения считал свое приношение Богу как «Твоя от Твоихъ». Жертва Царя-Мученика и несоизмеримо мала в его собственном сознании, в сравнение с Жертвой Господней, и несоизмеримо велика благодаря всецелому причастию сей Жертве. Нельзя ни понять, ни оценить величие царского и первосвященнического подвига Николая Второго, если и сам не подвизаешься, не приобщаешься жизнодательной, царственной Силе и Славе Креста Христова. Той Силе и Славе, которыми исполнены Небо и земля. Той Силе и Славе, которыми ад сокрушается, смерть побеждается, начальник греха расточается! Не случайно, например, валаамский иеромонах Борис в ночь убиения Государя слышал во сне радостное и торжественное пение, которое, от полноты сердечного веселия, он поддержал: «Хвалите имя Господне. Хвалите рабы Господа. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя… Исповедайтеся Богу Небесному, яко вовек милость Его. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». ЖЕРТВЕННАЯ КОНЧИНА ГОСУДАРЯ ЯВИЛАСЬ ДЛЯ РОССИИ МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ, ЗАЛОГОМ СПАСЕНИЯ И ДАРОВАНИЯ ЦАРЯ. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, в своей книге «Стояние в вере» (СПб. 1995) ссылается на знаменательное, пророческое свидетельство, которое содержится в первом томе работы И.К.Сурского «Отец Иоанн Кронштадтский» (Святоильинское издание, 1979 г.): «В начале 1918 года в усыпальнице о. Иоанна раннюю обедню отслужил прозорливый старец протоиерей о. Михаил Прудников. Один из двух ожидавших его почитателей сказал ему: Отец Михаил, Россия гибнет, а мы, дворяне, ничего не делаем, надо что-нибудь делать!» На это о. Михаил ответил резко: «Никто ничего поделать не может до тех пор, пока не окончится мера наказания, назначенного от Бога русскому народу за грехи; когда же окончится наказание, назначенное от Бога русскому народу за грехи, тогда Царица Небесная сама помилует, а что помилует – я знаю!» («Стояние в вере». С-Пб. 1995. С.112). И действительно: ни анафематствование новой богоборческой власти, ни вооружённая борьба с нею, ни увещания и воззвания святейшего Патриарха, ни Приамурский Земский Собор ничего не могли поделать. Бич наказания Божия действовал через сатанинскую власть неумолимо и неотвратимо. Одним из первых понял неотвратимость происходящего Царь-Мученик Николай Второй. Подлинно: Сердце Царево в руце Божией. Отречением от Престола Государь дал место попущению Божию. В Николае Втором воля человеческая не препятствовала воле Божией, по которой подлежало и наказать, и испытать Россию. Рукою сатаны и его служителей Господь испытывает и усугубляет верность верных чад Церкви и вразумительно обращает и наказывает неверных чад. Государь не только отрекается от Престола, а предписывает своим подданным гражданское повиновение новой богоборческой власти в лице Временного масонского правительства. Повиновение не в делах веры, существенных, вечных и спасительных, а в делах внешнего гражданского устроения – делах второстепенных и преходящих. Святой Государь своим всецелым и безмолвным послушанием воле Божией научает и народ сему послушанию. Научает не противится бичу гнева Господня в лице сатанинской власти, а воспринимать сей бич как Крест, как благое и спасительное иго Христово. Вслед за святым Царем к пониманию сей истины приходит и святой Патриарх. Мы видим: святитель Тихон в последние годы своего патриаршества уже не увещевает и не обличает, ибо понимает, какою долгою будет на Руси область тёмная. Однако не был напрасным Патриарх и в своем ревностном обличении злолукавой власти в первые годы своего первосвятительского служения. Именно устами первосвятителя подобало возвестить правду Божию в самом начале злолукавого времени. Возвестить, чтобы потом замолчать. Начать открытым исповедничеством, чтобы потом придти к исповедничеству сокровенному, безмолвному. Поприще патриаршества святейший проходит по образу Господа, Который вначале обличает «церковь лукавнующих», а затем безмолвно берет Крест, шествует на Голгофу и безмолвно, жизнодательно почивает во Гробе Великой и Преблагословенной Субботы. Сие великое Божественное бездействие во Гробе оказывается по своей жизнодательной мощи сильнее всех предыдущих действий Спасителя. Все чудеса Господни являются предшествием и приуготовлением к превосходнейшему из чудес - нисшествию во Гроб и Светлому Воскресению. От славного и великого Господь идет к величайшему и славнейшему: таково духовное последование Крестного Пути. Исполняется сие последование и во святых сердцах. Поэтому было бы делом крайнего неразумия противопоставлять первые и последние годы патриаршего служения святителя Тихона. Нельзя обвинять в малодушии Патриарха, если пришло время жертвенного безмолвия. Похвальны ли сила и мужество, которые действуют вопреки попущению и воле Божией? Нет, не благословит Господь брань, воздвигнутую тогда, когда подобает с жертвенным послушанием восприять праведный бич тягчайших испытаний и наказаний. Апостол Петр, желая защитить Господа, урезал ухо одному из стражников, а Господь не благословил сию ревность, явленную не ко времени и не по разуму, ибо пришел неотвратимый час пленения, час области тёмной. Господь не противится сему часу, а встречает его в духе всецелого жертвенного послушания. Господь со смирением и безмолвием претерпевает наитие области сатанинской, дабы сокрушить её. Сие смиренное, молитвенное безмолвие, лишь изредка прерываемое кратким словом Правды, сокровенно свидетельствует об Истине и становится непобедимым оружием против «отца лжи». Господь собственным примером учит нас, что Путь Креста есть и изгнание торгующих из храма, и безмолвное почивание во Гробе. По отречении Царя Николая Второго от Престола не упраздняется на Руси власть благословенная, не ослабевает Десница Господня в пору торжества области сатанинской. Изменяется лишь форма удерживания. Отъемлется Царь – даруется Патриарх. На глазах рушится Царство Православное, и в то же время на крови новомучеников утверждается нерушимо Святая Церковь – вместилище, сокровище власти благословенной. Стоит Церковь – стоит и власть благословенная, Власть, которая страстию страсть и смертию смерть попирает. Власть, сильная освящать и возносить нас на небеса и посаждать одесную Отца по образу Божественного Вознесения и Седения. Власть единая, святая и соборная. «Церковь лукавнующих» весьма гениальна в изобретении и чередовании способов гонения на Церковь Божию. В первые века христиан гнали за верность Кресту Христову: обвинение предъявлялось открытое. В двадцатом веке в революционной России дух лукавый прикрывал свою смертоносную злобу личинами политических и экономических обвинений. Убивали не за веру, а за так называемое участие в контрреволюции и за принадлежность к имущественно обезпеченным сословиям. Убивали и жесточайше преследовали не христиан, а так называемые паразитические классы. Обстоятельства времени не позволяли выдвигать открытые обвинения и потому начальник беззакония изощрялся в искусстве лжесвидетельства «на благо народа». Сатана убивал Царя-Мученика как Удерживающего, как Помазанника Божия, а предлоги к беззаконной расправе выставлялись совсем иные. Повсеместное зло вершилось ради так называемого «народного блага». Вспомним: Самого Господа распинали как говорящего лесть и хулу, как возмутителя народного спокойствия. Святой Государь своим жертвенным отречением от Престола, своим смиренным согласием на немощь безвластия даёт место силе Божией совершиться, что и подтверждает явление иконы Богородицы «Державная». Через Крест Царя-Мученика Святой Державе сообщается непобедимое действие Креста Христова. Через немощь оклеветанного, преданного, пленённого и убиенного Государя совершается всемогущие Божие и в России, и в душах христианских: такова тайна спасения, тайна Креста. В святом подвиге Николая Второго личное и царское нераздельны. Святость Царя усугубляет его мистическое единство с Богом, Народом и Державой, дарованное ему Миропомазанием на Царство. Поэтому отречение от Престола, согласие на немощь безвластия, пленения, убиения является не только жертвенной волей Государя, но и волей Святой Руси, волей Божией. Сие деяние святого Помазанника соединяет три воли – Божию, царскую и народную. В молчании народа при виде убиения Царя было не столько предательское соучастие и равнодушная измена, сколько глубокое сердечное понимание жертвенной необходимости совершающегося. Именно сердечное: разумом вряд ли многие могли тогда выразить смысл происходящего. Нет, НАРОД не предал своего ГОСУДАРЯ. Неопровержимым сему подтверждением становится соборный подвиг Новомучеников и Исповедников Российских. Народ-предатель был бы неспособен на такой подвиг. Путь сему соборному подвигу открывает жертва Царя-Мученика. Знаменательно, что русские солдаты отказались убивать своего Государя: НА РУССКИХ РУКАХ НЕТ ЦАРСКОЙ КРОВИ. Если значительная часть народа и поверила искусной клевете на Помазанника, то поверила лишь рассудком, а сердце осталось верным Царю: столетия мистического единства Царя и народа не прошли даром. Даже революционные солдаты не дерзнули в решающий момент посягнуть на Помазанника: ПРИГОВОР ТАЙНЫ БЕЗЗАКОНИЯ БЫЛ ИСПОЛНЕН РУКОЙ ИНОПЛЕМЕННОЙ. Но и за измену лишь рассудочную, лишь в части народа мы всё равно должны каяться все сообща, как единая соборная душа. Подобным образом даже малейшему болящему члену состраждет всё тело. Из святого сердца, из святых уст вселенского учителя Церкви исходит молитва, которую мы повторяем перед принятием Тела и Крови Христовых: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христосъ, Сынъ Бога живаго, пришедый в мiръ грешныя спасти, отъ нихъ же первый есмь азъ». Едиными устами с устами святаго Иоанна Златоуста мы произносим: «отъ нихъ же первый есмь азъ». Так исповедуем и собственную греховность, и греховность всего рода человеческого, неотемлемой частью которого является каждый из нас. Допустим, мы уже не повинны лично в некоторых из грехов, упоминаемых в молитвах ко Причащению. Значит ли сие, что мы лжем в слове молитвенном? Нет и нет. Не лжет слово молитвенное, слово богодухновенное: Слово сие напоминает нам о грехах, некогда совершённых, но омытых слезами покаяния и отпущенных Богом: возблагодарим же Свободителя душ наших! Слово сие благовременно предостерегает от тех грехов, которые мы ещё не познали, но можем познать: устрашимся же моноговидности греховного плена и соединимся в Таинстве Тела и Крови с Победителем ада! Слово сие свидетельствует и о грехах, присущих не нам, а братиям нашим: не возгордимся же, а, напротив, смиримся при виде столь великой немощи естества человеческого! Не возгордимся, а из любви к братиям, ведомым и неведомым, принесём и за их грехи духовную жертву – молитвенное покаяние. ЧУВСТВУ СЕГО СОБОРНОГО ПОКАЯНИЯ УЧИТ НАС И МОЛИТВА ГОСПОДНЯ В СЛОВАХ: «И ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША, ЯКОЖЕ И МЫ ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ». Сим прошением молим Бога об оставлении не моих только греховных долгов, а и наших. Молитва Господня есть образец соборной молитвы, во всех прошениях которой мы просим и за себя, и за всех чад Церкви Божией. Однако наше сердце, хладное для любви, не видит сей очевиднейшей истины, устами мы говорим: «Отче наш», а сердцем произносим: Отче мой. Соборность зиждется силой не человеческой, а силой Креста Христова, силою Таинства Причастия, которое соединяет верных чад Церкви в мистическое тело Господне. Сие тело Господне не ограничивается пределами времени и пространства: Церковь, сущая на земле и на Небе, во Христе едина, во Христе безгранична, безсмертна и всемогуща. В противоположность соборности единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Господь попускает быть на малое время и сборищу сатанинскому. Если соборность церков-ная сильна силою непобедимого Креста Христова, то сборище сатанинское безсильно собственным самоотлучением от Царства и Силы и Славы Божественных. Уже ныне, до наступления великого Дня Господня, соборность церковная приобщается через восприятие Креста вечному блаженству, а сборище сатанинское через отвержение Креста вкушает вечную муку. Особенность неповторимости Царского подвига выражается в том, что при всём личном благочестии, доброте и смирении Царь, как Удерживающий, является главною, непреклонною силою против воплощённого зла и лукавства. Одного личного благочестия Царю недостаточно. На Царя, как на Помазанника Божия, возлагается величайшая духовная ответственность за благочестие народа и Державы, за хранение и приумножение безцен-ного сокровища – веры Православной. Главная мистическая задача Помазанника – всемерно содействовать освящению народа, ибо царство земное есть предшествие и начало Царства Небесного. Освящение Господь преподаёт нам через Святую Церковь, поэтому Помазанник делает всё возможное для воцерковления всех сторон нашей жизни. «Сердце Царево в руце Божией», поэтому Помазанник Божий благовременно милует и наказывает, провозглашает мир и объявляет войну. Царь, как первый из Воинов Христовых, неизменно в воинском одеянии, что знаменательно свидетельствует о характере царского служения. Царь непреклонно воинствует против зла по образу Царя царствующих, Который и в Первое пришествие Свое изгонял торгующих из храма, а во Второе, для окончательной победы над сатаной, явится воинственным Судией: И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.…И воинства небесные следо-вали за Ним на конях белых. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы.» (Откр.19;11,14-15). Силою сего Царя царствующих воительствует против сатаны и Помазанник Божий, и каждый из чад Святой Церкви. Наша нынешняя брань является предшествием и непобедимым началом той Победы, которая окончательно победит и осудит злолукавую силу. Поэтому мы все должны быть Верными и Истинными, а посему, покаявшись во всех своих личных и общих грехах, ПЕРЕД КРЕСТОМ И ЕВАНГЕЛИЕМ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЕМ ДНЕСЬ: РУССКИЙ НАРОД РУССКОГО ЦАРЯ НЕ УБИВАЛ! КРОВИ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ НА НАС – НЕТ! АМИНЬ.В оформлении статьи использованы репродукции: «Архангел Михаил», Дионисий со ученики, фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря, 1502-1503; «Сошествие во ад», фрагменты иконы круга Дионисия, 1502-1503; («Живопись и миниатюра Москвы середины XV – начала XVI века», Москва, 1975г.) «Архистратиг Божий Михаил», Хоругвь Союза Православных Хоругвеносцев, 1990-е гг. «Северная Лавра» – Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь – Сиверское озеро; Церковь преподобного Сергия Радонежского Кирилло-Белозерского монастыря; «Святые ворота» Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Северная Русь, рисунки 1997 г. Александръ Хоругвеносецъ (Королев). |
|
Русское Православно-Монархическое Братство Союз Православных Хоругвеносцев |
|