СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ХОРУГВЕНОСЦЕВ (СПХ) Союз Православных Хоругвеносцев Мы Русскiе - Съ нами Богъ!
Православiе Самодержавiе Народность
 



+ О СОЮЗЕ  
+ НОВОСТИ
+ ГАЛЕРЕЯ
+ ПОЭЗИЯ
+ СПХ НА ВИДЕО
+ ЖУРНАЛ СПХ
+ РУССКIЙ СИМВОЛЪ
+ АРХИВ
+ СВЯЗЬ
+ ГОСТЕВАЯ
+ ССЫЛКИ
 

Живой журнал Главы СПХ
Царь грядёт!


Все новости на тему девиза  "Православие или смерть!"


ИА Русская весна


ПОЭЗИЯ

Храм на Красной площади

Царь Иоанн Грозный

Русские новости. Информационное интернет-издание. Экономика, политика, общество, наука, происшествия, горячие точки, криминал

О нас пишут
2004 год от Р.Х.
+ О нас пишут + словеса мятежны +
2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000
Торжества, посвященные 250-летию со дня рождения Преподобного Серафима Саровского

Курск 20-21 июля 2004 года

Сообщения, размещенные в этом разделе:

Седмица.Ru от 21.07.2004
"В Курске проходят Серафимовские торжества"

"Политический журнал" №27 от 02.08.2004
"Путешествие святого Серафима"

Торжества, посвященные 250-летию со дня рождения Преподобного Серафима Саровского

Седмица.Ru от 21.07.2004


В Курске проходят Серафимовские торжества

20 июля в Курске началось празднование 250-летия со дня рождения преп. Серафима Саровского.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил участникам торжеств Приветственное послание:

"Возлюбленные о Господе архипастыри, уважаемые представители властей, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры!

От сердца, исполненного благодарности Подателю всех благ Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, благоволившему 250 лет тому назад явить милость Свою рождением на Курской земле преподобного Серафима Саровского, обращаюсь ко всем вам – верным чадам нашей Святой Церкви, дабы возблагодарить "дивного во святых Своих" - Бога, позволившего ныне сотням тысяч православных людей молитвенно почтить память Преподобного на месте его рождения в Курске.

Как и год тому назад, когда все мы праздновали столетие прославления Преподобного Серафима, это событие объединило Церковь и общество, власть духовную и светскую, руководителей регионов и епархиальных архиереев, клириков и простых паломников. Во время земной жизни своей старец Серафим врачевал недуги, утешал страждущих, помогал нуждающимся, никто же от него тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лица его. Этот особый дар сострадательной любви к каждому человеку и дух мирен Преподобный стяжал на протяжении всей своей жизни. С тех пор и доныне святой Серафим все также милостив и скор на помощь.

Обращаясь к нему за помощью, мы с верой и надеждой молитвенно взываем.: "От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и, Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матере явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, Преподобне отче наш".

В течение последних двенадцати лет честные мощи Преподобного, после их второго обретения, пребывают в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, как великая святыня. И вот в эти дни празднования 250-летия со дня его рождения они с благоговением доставлены в его родной г. Курск. Сам Преподобный посещает место своего рождения, являя обильно дары Святого Духа всем притекающим к раке мощей своих.

Во все дни пребывания в Курске к честным и многоцелебным мощам нескончаемым потоком, днем и ночью, приходят люди, дабы поклониться этой святыне, вознести горячие молитвы и получить исцеление от душевных и телесных недугов, памятуя о непреложности слов Спасителя: "По вере вашей да будет вам" (Мф. 9, 29).

Промыслительно, что это знаменательное событие совершается в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова, когда все мы особенно нуждаемся в молитвенном предстательстве и заступничестве пред Богом этого великого святого, когда оскудевают силы наши, когда по словам пророка "исчезохом в суете дние наша" (Пс.77,33).

Сегодня, как и во времена земной жизни Преподобного, нелегко идти по пути душевного спасения, ибо Царство Божие силою берется и прилагающие усилия наследуют его. Однако жития подвижников веры и благочестия, во множестве прославленных на Русской земле, убедительно свидетельствуют о возможности достижения высокого Евангельского идеала. Преподобный Серафим Саровский призывает нас к стяжанию мира, прежде всего, в своей душе. Сколь многих бед и скорбей мы могли бы избежать, если бы руководствовались в жизни своей простыми наставлениями Преподобного. "Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя" – преображающую силу этих слов каждый из нас может ощутить в своем сердце, если только приложит усилия и будет относится к ближним своим по-христиански.

Возблагодарим же, возлюбленные, Господа нашего и Царицу Небесную в день празднования одной из чтимых Ее икон за дарованную нам радость поклонения честным мощам Преподобного Серафима Саровского. Вознесем усердные молитвы за Церковь, страну, грады и веси наши, дабы предстательством великого Угодника Божия было ниспослано нам "тихое и безмолвное житие, во всяком благочестии и чистоте".

Вновь и вновь, преклоньше колена, сугубо помолимся скорому помощнику и предстателю нашему: Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!"

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

* * *

Для участия в торжествах, которые пройдут на родине Преподобного 20-21 июля, из Москвы прибыла делегация иерархов Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Серафимовские торжества в Курске возглавит Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

В состав официальной делегации Русской Православной Церкви вошли: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии; архиепископы Истринский Арсений, Симбирский и Мелекесский Прокл, Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор МДАиС; Ярославский и Ростовский Кирилл, Орехово-Зуевский Алексий; епископы Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир прибыл в Курск 21 июля. Его Блаженство в поездке в Курск сопровождают митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, митрополит Луганский и Старобельский Иоанникий, архиепископ Львовский и Галицкий Августин, архиепископ Вышгородский Павел, епископ Черниговский и Нежинский Амвросий и другие архиереи Украинской Православной Церкви.

Среди участников церковно-общественных торжеств в Курске - митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископы Тверской и Кашинский Виктор, Тобольский и Тюменский Димитрий, Владимирский и Суздальский Евлогий, Рязанский и Касимовский Павел, Орловский и Ливенский Паисий, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и другие. Всего в торжествах принимают участие более 50 архиереев Московского Патриархата из России, Украины и Белоруссии.

Для участия в торжествах в Курск прибыли заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания А.П. Торшин, полномочные представители Президента РФ в Центральном и Приволжском федеральных округах Г.Полтавченко и С.Кириенко, Министр культуры РФ А.Соколов, губернаторы всех областей Центрального федерального округа России и ряда других областей. В празднике принимают участие губернатор Курской области А.Н.Михайлов, председатель Курской областной думы А.Н.Анпилов, и.о. мэра Курска, первый заместитель главы администрации Курска Ю.Б.Иванов.

20 июля, в полдень, в Курск прибыла великая православная святыня – мощи преподобного Серафима Саровского, родившегося здесь в 1754 году. В Курском аэропорту прилета лайнера из Нижнего Новгорода с раннего утра ожидало многочисленное православное духовенство, тысячи мирян, паломников, приехавших из разных городов и сел России, Украины, Беларуси, Молдовы и других стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы разделить с курянами радость торжеств по случаю 250-летия со дня рождения любимого во всем православном мире святого.

Раку с мощами взяли на свои плечи священнослужители, и многочисленный Крестный ход в предшествии множества хоругвеносцев вышел от аэропорта и двинулся в почти 11 километровый путь по улицам Курска.

Город к торжествам преобразился. К празднествам реставрационные работы были завершены в Знаменском Кафедральном соборе. Реставрационные работы прошли и в Сергиево-Казанском соборе. В ограде этого храма, который возводили родители преподобного Серафима Саровского - Исидор и Агафия, – воздвигнута часовня в честь св. Серафима на месте усадьбы Машниных и установлена новая сень над местом падения с недостроенного собора отрока Прохора Машнина, чудесным образом спасшегося от неминуемой гибели. На стене собора, за сенью помещен образ Богородицы "Умиление", который так любил преподобный Серафим Саровский.

Первая остановка крестного хода – у будущего деревянного храма во имя прп. Серафима Саровского, что в скором времени будет воздвигнут на улице Союзной в память празднования 100-летия прославления св. Серафима. Был совершен краткий молебен, и крестный ход снова двинулся в путь.

Вся дорога перед святыми мощами прп. Серафима представляет собой настоящий ковер из свежей травы и летних цветов: ромашек, васильков, колокольчиков, роз. Вдоль городских улиц стоят куряне, многие благоговейно опускаются на колени при виде приближающейся торжественной процессии. В крестном ходе со св. мощами преподобного Серафима участвует много молодежи, детей.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, сопредседатель Всероссийского оргкомитета по проведению юбилея преподобного Серафима Саровского в сослужении архиереев Русской Православной Церкви, прибывших для участия в Серафимовских торжествах в Курске, освятил часовню во имя преп. Серафима, построенную в ограде Сергиево-Казанского собора, на месте усадьбы дома Машниных - родителей святого.

Для часовни курскими иконописцами написан святой образ «Исцеление отрока Прохора Машина от иконы Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной», композиция которого основана на реальных исторических событиях: рядом с этим местом тяжело заболевшего сына Прохора Агафия Машнина во время крестного хода с иконой Богородицы "Знамение" Курской-Коренной поднесла к чудотворному образу и смертельная болезнь отступила. Для этой же часовни скульптором В.Клыковом создан барельеф преп. Серафима Саровского, установленный на фасаде.

Здесь же на территории Сергиево-Казанского собора прошло освящение сени над местом падения со строящегося храма и чудесного спасения отрока Прохора. Сень возведена фондом преп. Андрея Рублёва и является даром Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II городу Курску.

Надписи на сени над местом чудесного спасения отрока Прохора гласят: «На сем месте в 1761 году при постройке храма с колокольни упал семилетний отрок Прохор Машнин – будущий преподобный Серафим Саровский, который с помощью Божией остался здрав и невредим. В ознаменование 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского сия сень – дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – сооружена трудами Российского фонда архитектурного наследия имени преподобного Андрея Рублева по проекту архитектора О.И.Журина и освящена 20 июля 2004 года».

Сень украшана звездой на месте падения отрока Прохора и иконой Божией Матери «Умиление», которую так любил преп. Серафим Саровский и перед которой он скончался.

В Воскресенско-Ильинском храме – приходской церкви семьи Машниных, где был крещен будущий св. Серафим, – митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отслужил заупокойную литию по родителям преподобного – Исидору и Агафии. Затем многолюдный крестный ход, устремленный за ракой со святыми мощами преподобного Серафима, прошел по центральной улице города и приблизился к Воскресенско- Ильинскому храму. Здесь к нему присоединились иерархи Церкви, духовенство, губернаторы областей ЦФО, гости торжеств и паломники. Тысячи курян низко склоняли головы перед святыней, на лицах – радость и торжество: впервые в истории древнего Курска, его уроженец, великий святой в земле Российской просиявший, своими нетленными и живоносными мощами посещает родные пределы. Ликующий, пасхальный перезвон колоколов Сергиево-Казанского собора, а вслед за ними и Знаменского кафедрального собора – "поют Пасху посреди лета", как и предсказывал это событие преподобный Серафим Саровский.

Затем процессия подошла к Знаменскому Кафедральному собору. Мощи преподобного Серафима Саровского были установлены под тентом на Красной площади перед Знаменским собором. Вечером 20 июля на площади началось всенощное бдение с чтением акафиста святому угоднику Божию. За богослужением, которое возглавили прибывшие на Серафимовские торжества архиереи Русской Православной Церкви, митрополит Минский и Слуцкий Филарет огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Также было оглашено приветствие Президента В.В.Путина к участникам празднования. Его огласил полномочный представитель Президента в Центральном ФО Г.С.Полтавченко.

Приветственное послание Президента России В.В.Путина участникам торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского:

"Приветствую участников юбилейных торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения святого преподобного Серафима Саровского.

История нашего государства наполнена славными ратными, трудовыми и нравственными подвигами, которые и сегодня укрепляют духовные силы народа. И таким примером беззаветного служения своему Отечеству, ценностям добра, справедливости, милосердия, является подвижническая жизнь преподобного Серафима Саровского.

Нынешний юбилей стал продолжением празднования столетия канонизации святого Серафима, которое отмечалось в минувшем году в России и во всем православном мире. Эти торжества наглядно показали стремление людей к возрождению глубоких культурных традиций и единению общества.

Поздравляю Вас с праздником. Желаю счастья, мира и благополучия".

* * *

По окончании всенощного бдения с акафистом честные мощи преподобного Серафима были перенеснены в Знаменский собор, где перед святыней началось поклонение паломников. Официально зарегистрировано около 4-5 тысяч паломников, прибывших на торжества в Курск.

21 июля на площади перед Знаменским кафедральным собором были совершены Божественная литургия и праздничный молебен. Служение литургии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Его Блаженству сослужил собор архиереев и священнослужителей. На богослужении присутствовали Полномочные представители Президента в Центральном и Приволжском федеральных округах Г.С.Полтавченко и С.В.Кириенко, мэр Москвы Ю.М.Лужков, губернаторы ряда областей России и тысячи паломников.

21 июля в здании администрации города Курска состоялось расширенное совещание руководителей Центрального федерального округа на тему: «Духовно-нравственное возрождение регионов: опыт взаимодействия с Русской Православной Церковью». В заседании, помимо постоянных членов Совета – губернаторов, глав администрации, руководителей законодательных органов Российской Федерации, входящих в Центральный округ, приняли участие архиереи Русской Православной Церкви, прибывшие на торжества по случаю 250-летнего юбилея со дня рождения преп. Серафима Саровского, а также депутаты Государственной Думы, члены Законодательного Собрания, руководители федеральных и окружных структур государственной власти. В состав президиума совещания вошли полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко, губернатор Курской области А.Н.Михайлов, губернатор Орловской области Е.С.Строев, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП, Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, Курский и Рыльский Ювеналий.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, направленное участникам заседания. С докладами на совещании выступили Г.С.Полтавченко, А.Н.Михайлов, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, мэр Москвы Ю.М.Лужков, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель миссионерского отдела Русской Православной Церкви, губернатор Московской области Б.В.Громов, архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор МДАиС, президент Российской академии образования Н.Д.Никандров. По итогам совещания были разработаны рекомендации по взаимодействию государственной власти с Русской Православной Церковью, работа над которыми будет продолжаться.

Приветствие Святейшего Патриарха Алексия участникам совещания «Духовно-нравственное возрождение регионов: опыт взаимодействия с Русской Православной Церковью»:

"Сердечно рад приветствовать преосвященных архипастырей, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгия Сергеевича Полтавченко, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергея Владиленовича Кириенко, губернаторов и руководителей органов законодательной власти субъектов Федерации, главных федеральных инспекторов, других представителей регионов Центральной России, собравшихся на родине преподобного Серафима Саровского, в год 250-летия со дня его рождения.

Как явствует из названия этой встречи, она посвящена вопросу духовно- нравственного возрождения российских земель. Церковь готова помочь регионам в осуществлении этой задачи. Вспомним, что ее служение направлено на духовное, нравственное оздоровление человека и общества. Одна из миссий Церкви - напоминать, что каждый из нас в ответе за будущее России. Церковь призывает к тому, чтобы все больше людей полагали в основание своих трудов высшие ценности, преображали мир христианской жизнью по завету преподобного Серафима Саровского: «Стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Сегодня наша страна по-прежнему стоит перед многими вызовами. Среди них – резкое, бросающееся в глаза социально-имущественное расслоение народа, утрата людьми положительного морального идеала, духовный кризис семьи и общества. Перед нами стоит непростая задача освоения новых форм хозяйствования и включения в мировую экономику, Для того, чтобы этот процесс не разрушил Россию, но принес пользу народу, нужно вернуть стране трудовую и хозяйственную этику, такие ценности как честность, ответственность и милосердие.

За последние десятилетия увеличилась взаимозависимость всех стран и регионов мира. Мы не можем изолироваться от других народов, религий и культур, пресечь свободно идущие информационные потоки. Но что эти потоки несут с собой? Ответ на этот вопрос должен даваться на основе воли народа, который против культа насилия и безнравственности, причем этот культ осуждают и многие журналисты, практически все политики, ученые.

Открытость каждого народа многоразличному Божию миру и готовность к диалогу с ним принесут достойные плоды только в том случае, если этот народ сумеет сохранить присущий ему культурно-исторический и духовный облик. Страна будет жить, и жить достойно, именно тогда, когда она вновь обратится к своим святыням, задумается о сохранении и возрождении духовных традиций. В нашем стремлении привести людей к православной вере нет никакого вызова, никакого противопоставления миру окружающему - напротив, мы призываем всех войти в нашу радость (Мф. 25, 21), так как вера Христова всегда несла людям добро, мир, радость и любовь.

Убежден, что Православие изменяет к лучшему все стороны жизни человека и общества: государственное строительство, ученость, воинское дело, культуру, искусство, повседневный труд и быт. Путь в лучшее будущее России можно построить, только следуя тем заветам, которые даны нам историей и которые веками определяли наше лицо пред Богом и людьми. Жизнь убедительно показывает, что без этой опоры мы оказываемся в плену чужих произволений. И одной из святынь, указующих нам путь в будущее, является образ преподобного отца нашего Серафима Саровского.

Расширяющееся партнерство Церкви и светской власти приносит добрый плод нашему Отечеству и нашему народу. Господь Иисус Христос назвал непременными условиями вечного спасения любовь к ближнему, помощь страждущим, сохранение богозаповеданного мира, ибо он сказал: "Мир оставляю вам. Мир Мой даю вам... Да не смущается сердце ваше и да не устрашается" (Ин. 14, 27). Одно из главных служений Церкви – это помощь сиротам, инвалидам, пожилым людям. Такая деятельность распространена во многих областях. Так, например, в Калуге в Черноостровском монастыре действует приют «Отрада» для девочек из неблагополучных семей. В приюте живут более 60 детей в возрасте от 3 до 18 лет. Многих детей бросили родители-наркоманы. В приюте юные граждане России получают образование и воспитание. В Москве уже в течение 10 лет работает Свято- Димитриевская патронажная служба, в которой более 60 сестер бесплатно обслуживают десятки тяжело больных людей. Заботами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры действует школа-интернат для мальчиков имени преподобного Сергия Радонежского в поселке Топорково близ Сергиева Посада.

Еще одна проблема, которая не может не волновать Русскую Православную Церковь - демографическая.

В настоящее время в России проживает 145 млн. человек, что на 2 млн. человек меньше, чем в 1989 году. И это несмотря на то, что за последние 10 лет в Россию переехало 7 млн. человек. Согласно данным Министерства здравоохранения ежегодная естественная убыль населения России составляет около 1 млн. человек.

С беспокойством говоря об этой проблеме государственной важности, я хорошо понимаю, что низкая рождаемость в нашей стране обусловлена многими причинами, одна из которых, на мой взгляд, заключается в широко распространенной практике искусственного прерывания беременности. За годы безбожного воспитания в обществе сформировалось отношение к абортам, как к «нормальному» явлению, при этом у подавляющего большинства людей отсутствует даже само понятие греховности подобных деяний.

В современной жизни все меньше места остается для подлинных, а не мнимых духовных ценностей, составляющих основу жизнеспособности нации. Сея ветер свободных от нравственности идей, мы пожинаем бурю саморазрушения.

Россия всегда была крепка верой и соборностью - объединив усилия, всем миром, она противостояла нападениям извне, преодолевала смуты, побеждала в неравных боях, созидала мирную жизнь. Пришло время превозмочь главную беду - вымирание нации. От всех и каждого из нас зависит, какой будет Россия к ближайшие годы, кто и как в ней будет жить.

Другая крайне актуальная сегодня деятельность - борьба с наркоманией. Опыт реабилитации наркозависимых накоплен многими православными монастырями и приходами, при которых созданы церковно-профилактические центры для людей, страдающих наркоманией. В Москве на Крутицком подворье открыт душепопечительский центр по реабилитации наркоманов. В сентябре Прошлого года органы государственной власти совместно с религиозными организациями проводили в Москве и Смоленской области антинаркотическую акцию "Поезд в будущее". Акция включала семинары, посвященные проблемам борьбы с распространением наркомании, встречи с сотрудниками и пациентами реабилитационных центров для наркозависимых, конкурсы, спортивные состязания, концерты и "круглые столы".

Церковная социальная работа ведется в тесном сотрудничестве с органами власти и предпринимателями. Думается, что эта работа достойна большей поддержки. Русская Православная Церковь могла бы активней участвовать в реализации федеральных и региональных целевых программ по приоритетным направлениям развития нашей страны. Многие из этих программ включают разделы, реализовать которые без участия Церкви невозможно. Это относится к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, сохранению национальной культуры, русского языка, приумножению тех традиций, которыми жил наш народ на протяжении более чем тысячелетия со дня Крещения Руси.

Должен сказать, что во многих регионах Центрального федерального округа церковно-государственное сотрудничество и взаимодействие развиваются гораздо лучше и успешнее, чем в Москве. Так, в Курской области, где проходит заседание, в Смоленской, Белгородской и целом ряде других областей уже в течение многих лет в общеобразовательных школах преподается учебный предмет «Основы православной культуры». Мы полагаем, что такой предмет в школах необходим, ибо подрастающее поколение не должно быть отлучено от истории, культуры и духовной традиции своего народа. Сам факт изучения подобных дисциплин не является нарушением светского характера Российского государства. Во многих странах, где последовательно осуществляется принцип отделения школы от церкви, в то же время преподаются основы религиозных знаний. Принимая во внимание, что к Православию, по оценкам социологов, относят себя большинство населения современной России, базовые познания в сфере православной культуры ни для кого не могут оказаться излишними. «Основы православной культуры» это культурологический предмет. Каждый культурный гражданин страны обязан знать историю и культуру своего народа. Опыт регионов убедительно показывает: преподавание «Основ православной культуры» не приводит ни к каким межнациональным и межрелигиозным конфликтам, имеет широкую поддержку в народе, одобряется педагогами, родителями, школьниками.

Выражаю надежду, что духовный и социальный опыт Православия поможет всем нам в поиске надежных решений проблем нашего времени. Благодарю всех федеральных и региональных руководителей за труды по возрождению нашей страны, за внимание к нуждам Русской Православной Церкви. Желаю всем крепости сил и благословенного успеха в трудах".

+ АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

* * *

После заседания Совета состоялся прием у губернатора Курской области Александра Михайлова.

Торжества продлятся 22 и 23 июля. В эти дни будет открыт доступ к святым мощам преп. Серафима Саровского. 23 июля мощи доставят крестным ходом от Знаменского Кафедрального собора к Сергиево-Казанскому собору, где пройдет краткий молебен, после чего мощи будут перенесены в аэропорт и отправятся в Дивеево, на место постоянного пребывания в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.

>> в начало раздела

"Политический журнал"

№27 от 02.08.2004

Путешествие святого Серафима
Светская и православная власти публично воссоединились

В нижегородском Дивееве завершилось празднование 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Прохор Машнин родился 19 июля 1754 г. (до новейших изысканий считалось, что фамилия его была Мошнин и родился он в 1759 г.) в Курске и вернулся на родину спустя четверть тысячелетия, чтобы снова проделать путь в Серафимо-Дивеевский монастырь. Почитание убогого старца объединило не только власть светскую и духовную, но и правителей с народом. Любимый народом старец показал, что у простых людей и власти могут быть общие ценности — пусть пока лишь на время торжеств.

Саровский чудотворец не основывал монастырей, не писал книг, не был церковным иерархом. Он молился и искал спасения души, оставив простую формулу смысла человеческой жизни: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». С преподобным Серафимом связано и возрождение традиций русского старчества, точнее даже, почитание старцев русским обществом — как простыми людьми, так и высшим светом. Его канонизация в 1903 г. была волевым актом императора Николая Второго — вопреки настроению некоторых церковных иерархов, но в полном согласии с и так почитавшим старца народом. После революции мощи Серафима были утеряны, а обретены лишь в 1991 г. и в августе, за три недели до краха СССР, перенесены в Дивеево. Столетие канонизации прошлым летом праздновалось в Дивееве и Сарове с участием патриарха и Владимира Путина — нынешняя власть таким образом восстанавливала связь времен. В этом году 250-летие со дня рождения преподобного отмечалось с неменьшим размахом.

По улице Ленина

Курск готовился к встрече мощей преподобного так, как не готовятся к визиту президента. К слову, Владимира Путина в отличие от патриарха на торжества не ждали, но и в Москве, и в Курске намекали, что «может быть». А о недомогании Алексия II стало известно за день до начала торжеств, когда первые паломники уже стали прибывать в три палаточных лагеря, расположенных на окраинах города.

Рака со святыми мощами прилетела в Курск в полдень 20 июля. Спецрейс из Сарова встречали губернатор Александр Михайлов и митрополит Курский и Рыльский Ювеналий. Из аэропорта крестный ход с мощами преподобного направился в центр города, на Красную площадь. Идти до Знаменского собора почти одиннадцать километров — прошли за три часа. За километр до собора, у Воскресенско-Ильинского храма, крестный ход делает остановку — у церкви, где крестили маленького Прохора, к идущим присоединяются руководители. Несколько митрополитов (всего их собралось в Курске девять), губернаторы восемнадцати регионов Центрального округа, два полпреда президента, министр культуры, сенаторы и депутаты. Перед ракой с мощами, которую несли священнослужители, шли хоругвеносцы — простые мужики с тяжеленными знаменами, крестами и иконами. Остановить идущий крестный ход непросто — если бы не шеренга ОМОНа, кучку руководителей, стоявших напротив храма, просто смяли бы. Мирно курившие губернаторы и московские чиновники преображаются — по команде они подхватывают раку с мощами преподобного.

Впереди идут Георгий Полтавченко и Сергей Кириенко — раньше такую сцену даже представить себе было трудно. Циники могут вспомнить «пятилетку похорон политбюро» — и тогда вожди несли покойного. Но разница велика. Там несли одного из своих, тут — народного любимца, там престарелые руководители лишь делали вид, что несут, а здесь — несли по-настоящему. И главное: там — печаль, тут — праздник. И не надо без конца говорить о том, что трудно поверить в искренность бывших коммунистов. Никому не заказано уверовать — и бывшему главе налоговой полиции Петербурга Полтавченко, и бывшему члену политбюро Строеву, и бывшему командующему ВДВ Шпаку. Путинская правящая элита (сформированная из чекистов, части ельцинской элиты и губернаторов — экс-коммунистов) вообще оказалась в незавидном положении. Либералы не принимают православия путинцев в силу собственного атеизма и отказывают им даже в праве следовать традициям предков, «националистическим и консервативным». Православные патриоты не верят в искренность обращения «партаппаратчиков и гэбистов». Получается, что мы сами отталкиваем своих правителей от народа, лишая их даже шанса на сближение с нацией и мешая возвращению России к собственной цивилизации.

Пускай даже кто-нибудь из новообращенных руководителей лишь делает вид, что верит, хотя по лицам большинства начальников, шедших за ракой с мощами преподобного, было видно, что думают они не о президенте Путине. Пусть хоть ненадолго, но и за это спасибо саровскому чудотворцу.

Вместе мы победим

Потом была служба на Красной площади, на помосте, сооруженном перед Знаменским собором. Усердная милиция перегородила площадь, и первое время на ней была лишь пара тысяч человек. Но с вечера вторника и до утра пятницы (когда чудотворец вернулся в Дивеево) к преподобному пришли от 120 до 150 тысяч человек, и это в 400-тысячном Курске!

21 июля съехавшиеся в Курск чиновники собрались на свое совещание — совет Центрального федерального округа.

Обычное регулярное совещание губернаторов Центральной России в этот раз проходило по-особому. Года три назад на заседании совета в Тамбове кто-то из губернаторов предложил: мы ж тут все православные, а что если нам перед началом заседаний ходить на службу в кафедральный собор? Предложение было сделано уже после заседания, на приеме, но запомнилось. В Курске благодаря серафимовским торжествам получилось, что до заседания совета прошли целых три службы, и некоторые из губернаторов были на всех.

Расширенное заседание совета на тему «Духовно-нравственное возрождение регионов: опыт взаимодействия с Русской православной церковью» было действительно более массовым, чем обычно, — к губернаторам и главным федеральным инспекторам присоединилось около 50 иерархов РПЦ. Президиум состоял из четырех митрополитов, полпреда Полтавченко и двух губернаторов. Формально все объяснялось обсуждаемой темой, но по сути главы епархий и так входят в руководство регионов. Как говорил мне в свое время один из полпредов, «я всегда, когда приезжаю в область или республику, встречаюсь с главой епархии — они люди очень информированные».

На совещании не докладывали о достигнутом, а, скорее, рассуждали о важных сферах взаимодействия светской и духовной властей — образовании и воспитании, помощи социально не защищенным (как сиротам, беспризорникам и больным, так и наркоманам) и вообще о социальном служении РПЦ, возвращении храмов, противодействии сектам.

Лишь пятнадцать лет назад освободившаяся от давления и контроля атеистического государства Церковь собирала силы и восстанавливала порушенное. Теперь, похоже, РПЦ готова к более активному участию в жизни страны, к борьбе за ее будущее — ведь «православие изменяет к лучшему все стороны жизни человека и общества: государственное строительство, ученость, воинское дело, культуру, искусство, повседневный труд и быт» (из приветствия патриарха участникам совещания).

Да и государство в лице его высших чиновников теперь открыто признает, что мало использует силы Церкви. Взять ту же социальную сферу — «парадокс нашей нынешней жизни заключается в том, что государственные и муниципальные власти, не справляясь в полном объеме с социальными проблемами, крайне недостаточно сотрудничают с религиозными организациями в решении множества социальных задач», признал Георгий Полтавченко. И сам же объяснил это отсутствием закона, регулирующего социальные функции Церкви, по которому государство могло бы через социальный заказ финансировать церковные социальные учреждения. Сотрудничество с Церковью в социальной сфере тем важнее, что сейчас государство пытается сбросить с себя многие социальные обязательства — или, по крайней мере, переложить ответственность за них на регионы. А регионы с ними и так не справлялись.

Из обсуждения на совете выясняется, что многие проблемы, вокруг которых в Москве еще недавно шли споры, в регионах давно уже полюбовно решены.

Так, факультативное преподавание «Основ православной культуры» уже ведется в большинстве школ регионов округа, а в той же Курской области с 1 сентября ОПК будет преподаваться во всех школах. Решается и вопрос с нехваткой квалифицированных кадров — областные администрации заключают договоры с епархиальными управлениями о подготовке учителей. И никаких споров о якобы ущемленных правах других конфессий — по опросам, 96% родителей и 80% детей «за» изучение «Основ православной культуры». Среди «центральных» губернаторов этот показатель равняется 100. Причем в православном образовании губернаторы видят не просто культурно-просветительскую задачу.

Мэр Москвы Юрий Лужков в своем эмоциональном выступлении вопрошал: «Навязываемый нам глобализм противоречит интересам самобытной России. Противостоим ли мы этому? Кто сегодня отвечает за воспитание молодого человека? Власть, государство? Мы должны быть благодарны Церкви за то, что она эту проблему ставит и решает». Раз «государство российское собиралось под знаменами православия» (Полтавченко), то преподавание основ православной культуры — это не просто проблема ЦФО, этим должно озаботиться правительство. «Но мы не видим пока усилий, предпринимаемых правительством», — заявил Лужков. Вообще критический по отношению к центральной власти настрой почти не прорывался в речах с трибуны, но в кулуарах высказывался. А с президиума прорвался лишь в конце, когда Егор Строев не сдержался: «Мы не просто законы должны просить, а на своей земле сами их устанавливать».

Пока что полпред Полтавченко пригласил церковных иерархов к работе над «Программой социально-экономического развития территорий ЦФО на основе гуманитарных ресурсов» и порекомендовал создать в каждом регионе советы по государственно-религиоведческой экспертизе (почти в половине субъектов ЦФО они уже есть). Эти советы как раз и будут заниматься согласованием общих дел как в социальной сфере, так и в воспитании. И, конечно, «борьбой с незаконной деятельностью деструктивных псевдорелигиозных организаций»: в некоторых регионах уже даже приняли законы о миссионерстве. Говоря о необходимости ограничений для зарубежных эмиссаров и поддержки традиционных для России религий, митрополит Кирилл привел пример из недавнего швейцарского опыта РПЦ. Не последние, по его словам, люди в России и Швейцарии захотели построить в Цюрихе православный храм. Сделали проект, пришли к городским властям, а те и говорят: «Никогда русский православный храм в Цюрихе построен не будет. Потому что ваш архитектурный стиль не соответствует нашей традиции». Молодцы, сказал митрополит Кирилл, защищают свою культурную самобытность. А у нас в Москве чуть не построили кришнаитский храм вместимостью, как храм Христа Спасителя. Кстати, в Цюрихе РПЦ нашла выход — «купили протестантскую церковь (благо они пустуют в Европе) и переоборудовали в православный храм».

Атмосфера заседания была даже важней, чем его содержание; произошло, как сказал Строев, публичное воссоединение светской власти и православной, в одном зале люди стали говорить на одном языке. «Достигнутое единение РПЦ и светской власти радует людей», — вторил ему губернатор Михайлов. А Лужков вообще закончил свою антиглобалистскую речь призывом: «Вместе мы сила, вместе мы победим».

А в конце собрания произошла сцена, лучше других показавшая, как именно идет сближение двух Россий — чиновничьей и православной.

На трибуну поднялся липецкий губернатор Олег Королев. Сказал, что не займет много времени, попросил прощения и долго издалека подводил, не решаясь высказать наболевшее: «Может быть, нам стоит попросить Священный синод изучить возможность чтения молитв на доступном человеку языке. Я общался с паломниками — трепет берет, говорят, еще бы понятно было. Прошу прощения за косноязычие…» Дальше Королев попытался привести пример с покаянной молитвой «Господи, прости меня…». Повисла пауза. «Чувствуется, что губернаторы стали читать молитвы», — прокомментировал Строев. «Очень важно, чтобы эта тема прозвучала в этой аудитории, — вступил митрополит Кирилл. — Когда нас провоцируют недруги, то мы обычно говорим: мол, «без вас разберемся». А губернаторам митрополит объяснил, что богослужение невозможно перевести со старославянского на современный русский — оно не будет духовно значимым, а богослужение должно быть возвышенным. Но при синоде есть комиссия, которая, как и до революции, занимается русификацией богослужебных текстов, делая их постепенно более и более доступными (язык официальных документов и чиновничьих докладов, кстати, тоже мало понятен постороннему человеку). «Мы придадим импульс работе комиссии», — пообещал митрополит Кирилл. После чего губернаторы и архиереи стоя спели «Многая лета» патриарху Алексию и президенту Владимиру Путину.

Экономическое мышление, бесконечное обсуждение банкротства ЮКОСа и двукратного роста ВВП отвлекают от простой мысли о необходимости в первую очередь духовного возрождения. Как сказал об этом Полтавченко: «Мировой опыт и опыт нашей страны показал, что, если экономический рост становится самоцелью, неизбежен фундаментальный кризис, вызванный искажением нравственного смысла и мотивов развития». И даже огромные средства не помогают нам собрать единое государство, признал Егор Строев, напомнивший слова Соловьева: «Православие создало язык, нацию, государство».

Поиски национальной идеи в России закончились возвращением к православию. Может быть, власть пришла к нему и от безысходности, но так ли уж теперь это важно? Ведь если власть и Церковь будут едины, то, может, и народ к ним подтянется?

Петр Акопов

>> в начало раздела


Орден Димитрия Донского 2-й степени
Орден Преп. Сергия Радонежского 3-й степени
Орден Преп. Серафима Саровского 3-й степени
Орден Благоверного царя Иоанна Грозного
Орден - За заслуги

новые фото
Русский марш - 2108

новые фото
Крестный ход в Свиблово

новые фото
Крестный ход в Тайнинском

новые фото
Поездка на Чудское озеро

новые фото
Открытие памятника Ивану Грозному в Орле

новые фото
110-летие подводного флота России

новые фото
Поездка в Санкт-Петербург

новые фото
Концерт в Туле

новые фото
Поездка в Новороссию

новые фото
Хоругвеносцы на Саур-Могиле

новое видео
В

новое видео
У

новое видео
Архив.

новое видео
Архив.

новое видео
день

новое видео
Похороны

новое видео
Награждение

новое видео
Интервью

новое видео
Награждение

новое видео
О

новое видео
Открытие

новое видео
Царский

новое видео
день

новое видео
день

новое видео
Интервью

новое видео
Интервью

новое видео
Русский

новое видео
Интевью

новое видео
Анти-Матильда

новое видео
Анти-Матильда

книги
Книга С.Новохатского "Этнический терроризм"

 

 
Русское Православно-Монархическое Братство Союз Православных Хоругвеносцев


При полном или частичном воспроизведении материалов сайта обязательна ссылка на www.pycckie.org

Кольцо Патриотических Ресурсов Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100