СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ХОРУГВЕНОСЦЕВ (СПХ) Союз Православных Хоругвеносцев Мы Русскiе - Съ нами Богъ!
Православiе Самодержавiе Народность
 



+ О СОЮЗЕ  
+ НОВОСТИ
+ ГАЛЕРЕЯ
+ ПОЭЗИЯ
+ СПХ НА ВИДЕО
+ ЖУРНАЛ СПХ
+ РУССКIЙ СИМВОЛЪ
+ АРХИВ
+ СВЯЗЬ
+ ГОСТЕВАЯ
+ ССЫЛКИ
 

Книги Сергея Родина
ПОЭЗИЯ

Живой журнал Главы СПХ
Царь грядёт!


Все новости на тему девиза  "Православие или смерть!"


ИА Русская весна


ПОЭЗИЯ

Храм на Красной площади

Царь Иоанн Грозный

Русские новости. Информационное интернет-издание. Экономика, политика, общество, наука, происшествия, горячие точки, криминал

О нас пишут
2003 год от Р.Х.
+ О нас пишут + словеса мятежны +
2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000
Торжества, посвященные 100-летию прославления Святого Преподобного Серафима Саровского

Дивеево - Саров - Дивеево Нижегородская область 29 июля - 1 августа 2003 года

Сообщения, размещенные в этом разделе:

Газета.Ru от 31.07.03, 15:27
"Чудо в Сарове: пояс смертницы обернулся кофтой"

газета "Газета" от 01.08.03
"Дивеевские мы, пришли с паломниками"

газета "Коммерсантъ" от 01.08.03
"Щит и мощи. Президент посетил ядерный центр и православный праздник"

газета "Московские новости" №30 от 06.08.03
"Серафим-16"

газета "Завтра" №32 от 06.08.03
"Путь нам указан"

газета "Городской курьер"(г. Саров)
"Саров встретил Путина"

газета "Благовест" (Самарская епархия) от 08.08.03
"Радуйся, Преподобный Серафиме!.."

газета "Гудок" от 02.10.03
"По какой рубеж Россия?"

журналы "Коммерсантъ-Деньги" и "Коммерсантъ-Власть" (совместный проект) №1 от 12.01.04
"Пустая круглая цифра"

Торжества, посвященные 100-летию прославления Святого Преподобного Серафима Саровского

Газета.Ru от 31.07.03, 15:27 Чудо в Сарове: пояс смертницы обернулся кофтой

Это и другие чудеса наблюдал корреспондент "Газеты. Ru" на праздновании канонизации Серафима Саровского. Президент же Владимир Путин везде опоздал и всё пропустил.

В четверг в Сарове прошли последние мероприятия празднования 100-летия канонизации чудотворца Серафима Саровского – отмечать юбилей святого будут теперь только в селе Дивеево. Торжества начались согласно плану мероприятий в семь утра: в храме преподобного Серафима Саровского патриарх Московский и Всея Руси Алексий II провел божественную литургию. На праздничный молебен в восстановленную церковь собралось множество жителей закрытого города Сарова. Паломников, прибывших в Нижегородскую область со всей России и из стран ближнего зарубежья, в Саров не пустили. Они наблюдали за происходящим в храме из соседнего поселка Дивеева, где находятся их палаточные городки: чтобы паломники могли увидеть происходящее, в сельском Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре были установлены экраны, транслирующие церемонию в прямом эфире.

Ближе к девяти утра, когда служба завершилась, горожан начали выводить из храма Серафима Саровского на Соборную площадь, где уже были выставлены милицейские кордоны. В храме осталось совсем немного народа: иерархи РПЦ, священнослужители, представители поместных церквей, российские политики (в частности полпред президента в ПФО Сергей Кириенко и губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев) и гости (среди которых члены дома Романовых, а также деятели культуры, например Никита Михалков). В Сарове ждали прибытия Владимира Путина. По плану глава государства должен был приехать в 10.00. Однако президент опаздывал. Не дожидаясь его, хор начал петь тропарь преподобному Серафиму.

Около 11 утра пение внезапно прервалось, раздался колокольный звон, находящиеся в церкви замерли – в храм вошел Владимир Путин. Хор заново запел праздничный тропарь, президент расцеловался с патриархом, и они вместе подошли к темно-коричневой раке с мощами святого Серафима, установленной в центре храма, а затем удалились в церковную келью. Через несколько минут им предстояло благословить крестный ход, который должен был унести мощи чудотворца обратно в Дивеевский монастырь.

Как сообщает корреспондент «Газеты.Ru» с места событий, к этому времени на Соборной площади, перед колокольней, уже была установлена черная сцена с динамиками. Сама площадь была забита народом: жители Сарова стояли за милицейскими заграждениями плотной толпой. В толпе вперемешку с церковными хоругвями развевались красно-сине-белые российские флаги. Сначала на сцену вынесли раку с мощами. Затем на подмостки взошли священнослужители в золотых рясах во главе с патриархом, вслед за ними поднялись президент и другие официальные лица (кроме губернатора Ходырева и полпреда Кириенко были вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, депутат Госдумы от КПРФ Сергей Глазьев, министр по атомной энергетике Александр Румянцев и министр по делам национальностей Владимир Зорин), и сцена оказалась окончательно заполненной. Государственные деятели расположились за спинами священников и были закрыты от глаз публики все полчаса, пока церковнослужители во главе с выглядевшим немного усталым патриархом совершали богослужение. «Помолимся о господине Президенте», – читал Алексий II хриплым, как будто от простуды, голосом. Стоящие на площади люди крестились и смотрели кто на сцену, кто на установленные на площади для удобства граждан мониторы.

Около полудня молебен закончился, священники отступили, насколько это было возможно, вглубь сцены, и к микрофонам вышли президент и патриарх. Глава Русской православной церкви поздравил всех собравшихся и напомнил, что 100 лет назад Саров посещал император Николай Александрович. А теперь город почтен приездом другого главы государства – Владимира Владимировича.

Президент произнес несколько слов о самом чудотворце Серафиме Саровском. «Много ярких подвигов служения Богу и народу известно в России. Подвиг Серафима Саровского — один из них», — заявил он, добавив, что юбилей «состоялся благодаря возвращению свободы». После этого патриарх наконец благословил крестный ход. Близ сцены уже стояли мужички с хоругвями. Большую полированную раку со стеклянной крышкой снесли вниз, и процессия, возглавляемая хоругвеносцами, двинулась с площади. Церемония завершилась.

Участникам крестного хода предстоит преодолеть 17 километров от Сарова до Дивеева, чтобы доставить мощи чудотворца обратно в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, где они находятся постоянно. Процессию, которая должна совершить на пути четыре остановки, сопровождает «Скорая помощь». Крестный ход, в котором, по неофициальным данным, участвует до 20 тыс. человек, охраняет конная милиция.

В связи с прибытием президента и общим увеличением числа паломников в Сарове и Дивееве были приняты усиленные меры безопасности. Во время проведения праздничных мероприятий порядок обеспечивает около 2400 служащих МВД, внутренних войск, ФСБ, прокуратуры и МЧС России. По словам первого заместителя начальника УФСБ по Нижегородской области Евгения Софьина, к приезду президента были предприняты беспрецедентные меры безопасности. «Мы не хотим повторения трагедий в Москве, – пояснил Евгений Софьин. – К тому же у нас накопился значительный опыт организации охраны VIP-персон, пребывающих в Саров. Это и охрана бывшего президента России Бориса Ельцина, который дважды посещал Саров, и премьер-министров Виктора Черномырдина, Сергея Кириенко и Михаила Касьянова».

Однако за минувшие сутки все же произошли два инцидента. В среду вечером в 300 метрах от Дивеевского монастыря близ магазина «Родничок» был обнаружен предмет, внешне напоминающий взрывное устройство. Об этом неизвестный сообщил на пульт районного отдела внутренних дел. На место обнаружения предмета выехало несколько групп сотрудников милиции, специалисты МЧС, ОМОН и кинологи с собаками. Территория магазина была оцеплена. «Миной» оказалось зарядное устройство от видеокамеры. А в четверг за 20 минут до приезда Владимира Путина служба охраны увела с площади подозрительную женщину «кавказской внешности». Подозрения спецслужб, что женщина может быть смертницей, не оправдались: вокруг пояса у нее была обмотана кофта. Женщине были принесены извинения.

Праздничные мероприятия в Нижегородской области продолжаются. На 16.00 в Дивееве намечена малая вечерня с чтением Акафиста преподобному Серафиму. В 18.00 в селе начнется всенощное бдение, на которое из Сарова отправятся гости (по крайней мере те из них, которые не уедут с президентом на запланированную встречу в Российском федеральном ядерном центре). А около восьми вечера крестный ход с мощами преподобного Серафима будут встречать в Дивеевском монастыре.

В пятницу 1 августа в Дивееве будут отмечать собственно день канонизации святого Серафима. В 9 утра в Дивеевском монастыре патриарх РПЦ совершит Божественную литургию, по окончании которой произнесет речь. В 14.00 пройдет праздничный прием патриарха, во время которого будут награждены некоторые церковнослужители. А в 16.30 празднование юбилея закончится – патриарх, иерархи РПЦ и гости отбудут в Москву.

Елена Шишкунова, Татьяна Михайлова (Нижный Новгород, КРЖ), Вита Лукашина

>> в начало раздела

газета "Газета" от 01.08.03


Дивеевские мы, пришли с паломниками

Вчера к торжествам по поводу 100-летия канонизации Серафима Саровского присоединился президент Владимир Путин. В секретном городе Арзамас-16, он же - Саров, глава государства приложился к мощам святого старца. После того, как Патриарх всея Руси Алексий II объявил о том, что эти события ознаменовали "единение Церкви, народа и власти", президент отправился в музей, смотреть на первую атомную бомбу.

"Ладно уж!"

В храм Серафима Саровского Патриарх Алексий II и президент Путин прибыли под звон колоколов. Главы государства и церкви расцеловались, после чего президент приложился к мощам святого Серафима Саровского.

Затем, тихо о чем-то поговорив, Патриарх и президент направились к келье святого - небольшому домику, расположенному посреди церкви. В узкую дверь первым протиснулся президент. Сделав шаг внутрь, он вдруг попятился, видимо, вспомнив, что надо бы пропустить вперед Патриарха. Тот только махнул рукой: "Ладно уж!".
В это время перед храмом на Соборной площади президента ждали несколько тысяч местных жителей. Они собрались на Крестный ход, который должен был сопроводить мощи Серафима Саровского к месту их постоянного хранения - в Дивеево.

Публика на Крестный ход собралась разношерстная. В первом ряду - набожного вида женщины в платках, одетые в несуразно длинные футболки с надписью "Единая Россия". "Дивеевские мы, пришли с паломниками, - представились они корреспонденту ГАЗЕТЫ. - А футболки потому, что "Единая Россия" паломникам палатки дала, еду, а мы их всех организовываем".

"Единороссам" же, по сведениям ГАЗЕТЫ, было поручено отобрать "любых двести человек и провести их на встречу с Путиным и Патриархом". Прочим верующим оставалось только стоять за пределами "периметра монастыря" - перед экраном большого монитора.

В толпе выделялась группа молодых людей в камуфляже, увешанных крестами и медалями. "Мы - Союз православных хоругвеносцев, город Москва!" - отрекомендовался тот из них, на ком крестов было больше всего - штук 20. В руках хоругвеносцы держали огромные православные знамена. Внезапно несколько из них рухнули на колени - на возвышение перед церковью вынесли раку с мощами Серафима Саровского, вышли Алексий II и Владимир Путин.

"100 лет назад здесь со множеством народа молился император Николай Александрович, - обратился к собравшимся Патриарх. - Промыслом Божьим через 100 лет Саров встречает здесь президента России Владимира Владимировича Путина... Это торжество является символом единения Церкви, народа и власти".

Патриарх несколько раз благословил президента, после чего тот поблагодарил святого старца "за подвиг служения Богу и своему народу".

Затем сопровождаемые Крестным ходом мощи отправились в Дивеево, а Путин с Патриархом проследовали в трапезную.

"При пожаре не вскрывать"

После трапезы президент поехал в суперсекретный НИИ экспериментальной физики, где когда-то создали атомную и водородную бомбы и где теперь 18 тысяч человек трудятся над новыми ядерными разработками.

Как рассказал корреспонденту ГАЗЕТЫ один из участников делегации, "сначала президента повели в закрытый музей, а потом в другой музей, еще более закрытый". Пока Путин осматривал музеи, журналисты ждали его в главном корпусе института, куда их провели под усиленным конвоем. Все, что удалось увидеть, - опечатанные двери с надписями типа "При пожаре не вскрывать" или "Спецбиблиотека. Обслуживает исполнителей".

Закончив осмотр экспозиции, Путин в том же здании провел совещание с ядерщиками, на котором журналисты тоже чувствовали себя явно лишними.

Дело в том, что ученые и президент общались друг с другом посредством эзопова языка. "Мы разработали несколько очень интересных вещей... - сказал один из ядерщиков, - и надеемся на помощь Минатома". Путин как будто был в курсе: "Было бы очень интересно посмотреть на современные, очень интересные направления работы". На это приободрившиеся исследователи ответили, что под это дело им нужны суперкомпьютеры и побольше денег. На прощанье они заверили президента, что "ядерный арсенал России - в полной боевой готовности" и что "наше ядерное оружие преодолеет любую противоракетную оборону".

Андрей Реут

>> в начало раздела

газета "Коммерсантъ" №135 от 01.08.03

Щит и мощи
Президент посетил ядерный центр и православный праздник

Вчера в городе Сарове Нижегородской области праздновали 100-летие канонизации преподобного Серафима Саровского. Молебен служил Патриарх Московский Алексий II, и к празднованию присоединился президент РФ Владимир Путин. Президент поздравил православных с юбилеем, с канонизацией самого мирного святого и поговорил потом с учеными- ядерщиками. А Патриарх заметил, что сто лет назад в Саров на канонизацию преподобного Серафима приезжал император и сейчас тоже приехал глава государства.

Пять тысяч жителей и три тысячи гостей ждали президента около храма. Паломников и зевак не пустили дальше соборной площади. Из нескольких тысяч паломников, пришедших приложиться к мощам преподобного Серафима в Дивеевский монастырь, непонятно по какому признаку в Саров пропустили 200 человек - группу пожилых женщин и группу Союза православных хоругвеносцев с Кубани*. Эти последние одеты были в черную военную или казачью форму, на груди у каждого висела большая икона, на рукавах и папахах красовались огромные медные кресты. Эти люди держали большую икону великомученика воина Сергия** и всякому желающему объясняли, что великомученик одет в камуфляжную военную форму, потому что на чеченской войне отказался отречься от веры и погиб.

Было жарко. В 11.15 зазвонили колокола, паломники стали креститься, а президент подъехал к храму и вошел внутрь в сопровождении приволжского полпреда Кириенко, нижегородского губернатора Ходырева, министров и деятелей культуры. Троекратно облобызавшись с Патриархом, президент приложился к мощам, зашел на минуту в келью святого Серафима, после чего раку с мощами подняли на руки и понесли на площадь. Когда мощи вынесли к народу, а следом вышел президент, половина толпы крестилась, половина рукоплескала. Главный православный хоругвеносец велел своим людям поднять хоругви, те подняли и все оставшееся время втроем держали каждую.

Черные полотнища их плескались по ветру, а в небе шли грозовые облака.

Святейший Патриарх отслужил короткий молебен и произнес в конце его то ли проповедь, то ли поздравительную речь. Патриарх сказал, что ровно сто лет назад во время канонизации преподобного Серафима здесь, в Сарове, молился последний русский император Николай Александрович и ровно через сто лет сюда опять приехал глава государства, президент Владимир Владимирович. И это символично, потому что таким образом единство церкви, народа и власти восстанавливается молитвами святого Серафима Саровского. Патриарх еще вспомнил знаменитые слова преподобного: "Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя". И еще он сказал, что мы живем в светском государстве, но это не значит, что церковь должна быть отделена от народной жизни.

- С праздником, дорогие мои! - закончил Патриарх, и голос его срывался, оттого что он пытался говорить громко.

- Спаси Господи! - ответила толпа.

Поздравительная речь президента была короткой и предельно корректной. Россия знает много разных подвигов на благо ее народа и ценит молитвенный подвиг святого Серафима. Россия ценит вклад всех конфессий в укрепление нравственных устоев народа, но сегодня праздник у православных христиан.

- Я сердечно поздравляю вас,- закончил президент.

Ему почему-то паломники не ответили "Спаси Господи". Крестный ход с мощами святого Серафима, иконами и хоругвями направился в Дивеево, где в тот вечер должны были отслужить всенощную, а президент, вручив награду епископу Нижегородскому Георгию, направился в Федеральный ядерный центр говорить с учеными о ядерном щите родины.

Если судить о состоянии российской ядерной физики по интерьерам Федерального ядерного центра, то прогресс там замер году в 70-м: щелястый паркет, наскоро застланный ковром, инкрустированные панели на стенах в брежневском вкусе. Но наукой президент, кажется, остался доволен. Во всяком случае, совещаясь с ведущими специалистами ядерного центра, президент пошутил:

- Тут ваши коллеги говорили мне, что у вас вся работа на экспорт. Так вот: чтобы в мире поменьше было желающих стать импортерами вашей работы, надо твердо заявить, что Россия остается великой ядерной державой.

Президент сказал, что за последние два года в десять раз выросло число молодых ученых, приходящих работать в саровский ядерный центр, и это хороший признак, свидетельствующий об экономическом росте и вообще о том, что дела идут на лад. Потом ученые стали жаловаться, как жалуются все ученые при встрече с президентом. Директор центра Радий Илькаев посетовал, что деньги институту достаются очень трудно, и было бы неплохо, если бы от вас, Владимир Владимирович, пошел импульс в Министерство финансов о том, что Россия остается ядерной державой.

Кажется, президент в мягкой форме намекал на то, что ядерный центр, кроме бюджетных денег, может еще и зарабатывать, продавая свои технологии газовой и энергетической отраслям. А ученые отвечали ему, что так они и делают, но главное для них - ядерный щит родины, и тут много проблем, потому что трудно и дорого работать над ядерным оружием, когда запрещены испытания ядерного оружия.

Академик Трутнев обратил внимание президента на то, что время от времени появляются тенденции к развалу Минатома и что за последнее время слишком много отдано в частные руки. Но президент заверил академика, что, как бы ни реформировался Минатом, саровский центр все равно останется единым. Еще президент наградил академика Трутнева орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени, и когда коллеги поздравляли академика, то говорили, что теперь он является кавалером высших наград двух государств - Советского Союза и России.

В. Панюшкин

* - ошибка автора: форменные шапки хоругвеносцев похожи на кубанки, из-за чего автор статьи и спутал хоругвеносцев с кубанскими казаками (прим. СПХ)
** - ошибка автора: это была икона святого мученика воина Евгения Родионова (прим. СПХ)

>> в начало раздела

газета "Московские новости" №30 от 06.08.03

Серафим-16
Симфония властей - государственной и церковной: послесловие к торжествам в Дивееве и Сарове

Торжества 100-летия прославления в лике святых самого почитаемого русского святого - преподобного Серафима Саровского - это не что иное, как "проект реставрации системы отношений Церкви и государства, известной с древних времен как "симфония властей". С таким заявлением, открывая торжества, выступил в Дивееве высокий федеральный чиновник - заместитель президентского полпреда в Приволжском федеральном округе Сергей Обозов. И действительно, идеей духовного (и не только) единения власти земной и власти священной были пропитаны все нынешние торжества. К тому есть определенные исторические предпосылки.

СИМФОНИЯ ПОЧИТАНИЯ

В 1903 году торжества прославления в Сарове возглавил лично император Николай II. На своих плечах, в сопровождении членов Императорского дома и высших офицеров, он переносил раку с мощами святого из Сарова в Дивеево - в основанный преподобным женский монастырь. Более того, государь выступил инициатором этой канонизации, в целесообразности которой Святейший синод сильно сомневался. Поводом для сомнений были слишком "дерзкие" пророчества старца, "неудобные" прежде всего для самой церковной иерархии, а также отсутствие его нетленных мощей (останки св. Серафима сохранились лишь в виде костей). Но государь был непреклонен: он ориентировался на "народное благочестие", которое еще при жизни Серафима опознало в нем святого. И Николай II был вознагражден за свое усердие и искреннюю веру - спустя девять месяцев после саровских торжеств у него родился долгожданный наследник (предыдущие четверо детей были девочками).

...Интересно, молился ли о "наследнике" приехавший в Саров сто лет спустя Владимир Путин?

СИМФОНИЯ БАЛАНСА

Вообще именно приезд президента 31 июля в Саров придал высший статус нынешним "церковно-государственным торжествам". Это, пожалуй, первый в новейшей истории России случай участия главы государства в сугубо церковном юбилее. Хотя символическое значение этого шага вполне очевидно, да и президент слывет человеком глубоко верующим, его помощники, составлявшие программу "высочайшего паломничества", попытались соблюсти некоторый баланс. Во-первых, президент не присутствовал на богослужении, а лишь зашел в храм и приложился к останкам преподобного Серафима. Владимир Путин не любит демонстрировать свою религиозность, что говорит о ее искренности. Во-вторых, обращаясь к священнослужителям и VIP- паломникам с кратким приветствием, глава государства подчеркнуто заявил об уважении ко всем конфессиям, намекнув на известный принцип "равноудаленности". Также он сделал небольшой реверанс в сторону "демократических завоеваний", отметив, что нынешние торжества стали возможны "благодаря возрождению в стране духовной и религиозной свободы".

Дальше началось собственно "соблюдение баланса". Президент отправился в Федеральный ядерный центр, где знакомился с новейшими разработками, общался с учеными и руководителями региона. Саров, до 1995 года называвшийся Арзамас-16, - очень символичное для современной российской идеократии место. Здесь, как на новом знамени российских вооруженных сил, дружественно соседствует наследие двух антагонистических эпох. Территорию обители, освященной духовными подвигами преподобного Серафима, делят храм его имени и администрация ядерного центра. Даже на куполе храма размещены антенны правительственной связи, помогающие оперативно решать вопросы, связанные с "укреплением обороноспособности страны". Это все - черты той самой новой "симфонии", которая на самом деле является отнюдь не "реставрацией" дореволюционной, а весьма причудливым ее синтезом с "лучшими достижениями советской эпохи". При прежней "симфонии", как ни крути, трудно было бы представить, что Церковь благословит разработку оружия массового уничтожения на территории своей прославленной обители...

СИМФОНИЯ КОНТРАСТОВ

Юбилейные мероприятия, продолжавшиеся четыре дня, проходили в двух местах - в Дивееве и Сарове. Контраст между этими населенными пунктами был более чем резким. В первом, куда доступ был относительно свободным, торжествовало народное благочестие. В окрестностях села МЧС и Приволжский округ внутренних войск разбили два палаточных лагеря, в которых разместилось около 20 тысяч паломников. Как и сто лет назад, среди них доминировали выходцы с южных рубежей бывшей Российской империи - Украины, Кубани, Черноземья. Оказавшись в очень аскетических условиях, эти люди ни на что не жаловались. Более того, они корили себя за то, что не нашли сил, подобно благочестивым предкам, дойти до Дивеева пешком. В православном народе бытует мнение, что чем больше сил потратишь, дабы прикоснуться к святыне, тем больше пользы будет от этого прикосновения для души и тела. Впрочем, были среди толп паломников и единичные подвижники, действительно пришедшие в Дивеево пешком. Небольшая группа шла около двух месяцев из Краснодара: стартовал о несколько сотен человек, а в Дивеево пришло лишь 20 с небольшим. Такие паломники окружены в палаточных лагерях всеобщим уважением.

С утра до вечера и с вечера до утра в лагерях не смолкали звуки акафистов преподобному Серафиму и молитв. Многие верили в то, что именно сейчас, во время 100-летия своей канонизации, преподобный Серафим воскреснет, как и обещал, и укажет на будущего русского царя. Поговаривали даже, что глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна (к которой, кстати, православный народ относится в основном скептически) специально приехала на торжества в надежде, что воскресший старец укажет именно на нее. Иные говорили, что укажет он, скорее всего, на президента Владимира Путина, который и так уже глава государства, а в своей личной жизни будет поблагочестивее, чем родившаяся и выросшая в Европе княгиня.

Монархические и эсхатологические настроения, при всей их кажущейся несовместимости, господствовали в палаточных лагерях. На груди многих паломников непременно соседствовали иконы преподобного Серафима и царя- мученика Николая. Весьма колоритно смотрелись облаченные в черную форму "воины Христовы" из Союза православных хоругвеносцев, прибывшие на торжества с несколькими десятками хоругвей и знамен огромных размеров. "Видеоряд", умело созданный монархистами-хоругвеносцами, затмил собою умиротворяющие дивеевские виды. Практически в каждом телерепортаже из Сарова и Дивеева в кадр попадало огромное черное знамя с суровым ликом Спасителя и лозунгом: "Мы - русские! С нами Бог!" Хоругвеносцы без особых проблем попали и в режимный Саров, куда по спискам, согласованным с ФСО, пустили только 400 паломников из 20 тысяч. Отдельные саровские интеллигенты даже пытались возмущаться "превращением крестного хода в монархическую демонстрацию". Им хладнокровно напоминали, что преподобного Серафима прославил именно государь, поэтому нынешний юбилей не может не быть "монархической демонстрацией".

Ждали в Дивеево и шахидов, которые еще ни разу не устраивали терактов на православных богослужениях. Дивеевские торжества оказались самыми строгими церковными празднествами с точки зрения мер безопасности. Впервые за всю историю РПЦ на территорию ее монастыря можно было попасть, лишь пройдя через металлоискатель. Бдительность принесла свои плоды - некую паломницу с Кубани задержали, решив, что на ней надет "пояс шахида". После тщательной проверки выяснилось, что пожилая женщина всего-навсего повязала вокруг поясницы свитер.

Экзальтированное оживление царило в палаточных лагерях паломников в ночь на 1 августа - в этот день, собственно, и празднуется преподобный Серафим. Накануне вечером в Дивеево вернулись из Сарова мощи преподобного, и наутро Патриарх Алексий II совершил перед ними Божественную литургию. Игумения Сергия, настоятельница Дивеевского монастыря, призвала всех паломников непременно причаститься за этой литургией, заметив, что "вряд ли кто-то из нас доживет до 200-летия".

Совсем иная - чопорно-официальная - обстановка царила в Сарове, центре VIP-программы торжеств. В противоположность дивеевскому "народному благочестию" саровские торжества явили иной образ новой российской религиозности - официальный. Ясно, что многих именитых паломников привело в Саров не столько желание почтить святого старца, сколько необходимость продемонстрировать свою лояльность власти, свое участие в "процессе возрождения России", освященном пышным церковным ритуалом. Самых именитых гостей во главе с Патриархом Алексием II доставил в Саров вечером 29 июля специальный литерный поезд. В его чистых, но тесных купе они вынуждены были провести три дня торжеств, вплоть до апогея саровской части программы - прибытия президента. VIP-персоны - политики, иностранные гости и деятели культуры - свободно разместились в не самом просторном Свято-Серафимовском храме, когда 30 июля Патриарх совершал его Великое освящение.

СИМФОНИЯ ДЛЯ ПАТРИАРХА

И еще одно "впервые". Впервые в истории Русской церкви заседание ее Священного синода состоялось не в Москве и не в Троице-Сергиевой лавре, а "на выезде" - в закрытом городе атомщиков Сарове. Вероятно, это объясняется не столько стремлением придать особую церковную значимость такому необычному заседанию, сколько состоянием здоровья Патриарха. Почти год как предстоятель РПЦ перестал появляться на публике, затворившись в больницах, санаториях и на собственных дачах. По пальцам можно пересчитать богослужения, совершенные Алексием II после октября прошлого года, когда, по разным версиям, с ним случился то ли инфаркт, то ли инсульт. Чуть больше месяца назад глава РПЦ перенес серьезную операцию в Швейцарии, подробности которой держатся в строжайшем секрете. Поэтому его приезд на Серафимовские торжества до самого последнего момента оставался под вопросом. Соответственно, и пресс-служба президента до 29 июля хранила молчание относительно окончательного решения главы государства о визите в Саров.

К радости своей паствы, Патриарх приехал на торжества, хотя выглядел он откровенно нездорово, проповедей почти не произносил, служил тихо и осторожно. Видно, что немалых усилий предстоятелю Церкви стоила эта поездка. Это и стало причиной проведения заседания Синода именно в Сарове, пока у Патриарха есть силы и возможность возглавить столь ответственное мероприятие. Полностью решения Синода пока не опубликованы - видимо, Службе коммуникации Отдела внешних церковных связей, которая обычно рассылает официальные пресс-релизы о Синоде, не удалось наладить коммуникацию с закрытым городом. Из разных источников стало известно, что основные решения Синода касаются канонического статуса Абхазии и управления Сурожской епархией РПЦ, расположенной на Британских островах. По первому вопросу Синод определенно осудил церковный сепаратизм и признал Абхазию, стремящуюся войти в состав России, неотъемлемой частью канонической территории Грузинской православной церкви. По второму вопросу решено уволить на покой 90- летнего митрополита Сурожского Антония (Блума) - одного из самых ярких и талантливых иерархов РПЦ, которому лишь четыре месяца назад Патриарх поручил возглавить новый Митрополичий округ в Западной Европе.


* * *

По самым скромным подсчетам, на юбилейные торжества в Дивееве и Сарове было потрачено не менее 10 млн. долларов - в основном из разных бюджетных источников. Насколько соответствует размах торжеств и их идеологические акценты заветам преподобного Серафима - виновника всего этого праздника? Известно, что при жизни преподобный был образцом скромности и нестяжания - он отказался даже от должности игумена Саровского монастыря, одного из беднейших в России. Пророчества святого обещают потомкам отнюдь не славу и блеск "духовного возрождения", а суровые времена, когда обманчивая наружность пышной церковной жизни будет скрывать внутреннее духовное опустошение и отступление от веры. Преподобный обещал воскреснуть для того, чтобы обличить "нечестивых архиереев" и "открыть глаза" тем, кто еще стремится увидеть Истину.

Возможно, эти времена еще не наступили. Но жизнь и учение преподобного Серафима заставляют критически взглянуть на многое из современной российской жизни. В том числе - церковной.

Саров – Москва
ДОСЬЕ МН
Преподобный Серафим Саровский
(в миру - Прохор Мошнин) родился в Курске, в семье небогатого купца, 19 июля 1759 года. В возрасте 20 лет покинул родительский дом и пешком отправился в Саровскую пустынь, куда был принят послушником. Через несколько лет рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Отказавшись от игуменства в монастыре, ушел в лесной затвор, где прожил несколько лет, совершая различные аскетические подвиги (наиболее известна его молитва на камне, которая продолжалась тысячу дней и ночей). По благословению явившейся ему Богородицы вернулся в монастырь, где стал принимать паломников, нуждающихся в духовном совете. Основал Свято-Троицкий женский монастырь в соседнем селе Дивеево. Оставил множество пророчеств о последних днях мира и грядущих судьбах России. Скончался 2 января 1833 года. Канонизирован 1 августа (по новому стилю) 1903 года.


Александр Солдатов

>> в начало раздела

газета "Завтра" Путь нам указан

К 100-летию канонизации Серафима Саровского

Первый в мире Храм преподобного Серафима Саровского восстанавливался на пожертвования, на лепты и малые и большие. Сразу после передачи храма в нем начались восстановительные работы. График отслеживался по дням и часам. Восстановление храма стало примером того, как русские люди могут работать, когда они движимы общей праведной идеей, когда есть умное и смелое руководство. Люди шли друг другу навстречу. Не только храм вставал из руин, возрождались особые когда-то утерянные отношения между людьми.

В январе начали устанавливать золотые маковки и покрывать главный купол новой медью. В феврале владыка поставил перед иконописцами задачу расписать храм к торжествам. На светлой седмице, 29 апреля, был сделан первый мазок кистью — на стене алтаря явился лик преподобного. После Троицы леса в алтаре были сняты. А последние разобрали за несколько дней до начала торжеств. Когда главного художника в уже освященном и наполненном молящимися храме попытались спросить, что же он чувствует теперь, когда этот немыслимый 90-дневный труд завершен, он не смог подобрать слов: "Что я скажу? Я плачу".

На праздник апостолов Петра и Павла, 12 июля, с колокольни убрали большую телевизионную антенну. А уже следующим вечером над городом засиял золотом крест. Город прожил два дня без телевизора и зароптал. До торжеств оставалось всего две недели, а еще не все поняли, что же происходит. Кое-кто из молодежи даже пытался возмущаться из-за того, что их лишили бесплатного удовольствия. Однако пришли к колокольне, посмотрели, как русские мужики работают на высоте 80 метров, и утихли — кто ушел, а кто так и остался до конца смотреть, как поднимают крест, и стал одним из тех, кто ждет праздника.

К слову сказать, город просыпался не сразу. Но с каждым днем в нашей жизни появлялось всё больше и больше примет торжества. Не все напрямую участвовали в подготовке, но многие внесли свою лепту. Еще зимой появилась идея установить в Уральских горах крест в честь 100-летия преподобного. Совершенно мирские люди пошли в церковь, взяли благословение, изготовили крест и незадолго до торжеств отправились в горы и установили его на горе Медвежья лапа в предгорье Манараги (приполярный Урал). А саровские спортсмены посвятили юбилею пробег с родины преподобного, из Курска, в Саров. По дороге их принимали как паломников, идущих к святым местам. А они на самом деле и стали паломниками. Это новое слово в православии, когда спортсмены посвящают свои достижения святому, выбирая его своим небесным покровителем.

Епископ Оломоуцко-Брненский Симеон (Чешская Православная Церковь):

"В настоящее время Православие в Чехии — это единственная христианская религия, которая приобретает новых верующих. За последние 10 лет все вероисповедания уменьшились, только православие у нас растет. Потому что здесь есть красота, потому что здесь — истина. Мы были единственными, кто осудил бомбардировку Сербии. Наши политики не осудили, а народ осудил. И из всех церквей только Православная Церковь объявила это. И все узнали, что мы — за любовь, за Божий закон. Все время новые и новые молодые люди приходят и крестятся".

29 июля после ранней литургии из Дивеева в Саров двинулся многотысячный крестный ход с мощами преподобного. Как и предсказывал батюшка Серафим, среди лета запели Пасху. Христос воскресе! Воистину! На глазах слезы радости. Многие пришли в Дивеево пешком, пройдя долгие километры. Наши дороги снова ощутили родные стопы молитвенных странников. А жители уцелевших селений заново открыли для себя способ, встречи паломников, идущих на богомолье. Накрывали им столы, отдавая лучшую часть скромной трапезы обитателей бедной российской глубинки. Молились все вместе. И удивлялись сами в себе. Испытывали чудесную радость!

Батюшка сказал: "Лягу в Сарове и чудом перенесусь в Дивеево" Так и случилось, а теперь он снова идет в Саров. Батюшка возвращается в Саров, чтобы снова потом перенестись в Дивеево для зримого торжества русского православия, давая нам еще один шанс подняться, возвыситься.

Стоим, молимся. Тишина. Очень жарко. Ждем крестный ход. И вот показались хоругви. Милиционеры, охраняющие подступы к городу, встречая идущих со святыми знаменами, дружно обнажают головы. На вопрос, почему они это сделали, был ли специальный приказ, отвечают: "Разве может быть иначе? Мы же русские".

За воротами контрольно-пропускного пункта Святые мощи встречает многотысячная толпа. Отсюда раку по улицам понесли на руках к историческому центру города, где находился Саровский монастырь. Впереди хоругви, переданные прихожанам православным братством "Союз хоругвеносцев", с ними следуют милиционеры, которые несут чтимую икону батюшки Серафима. Икона предшествует раке с мощами Святого Серафима.

Вдоль улиц — люди: стоят коленопреклоненные, осеняя себя крестом. Больные и немощные вышли к дороге с палочками. Молоденькие мамаши с младенцами на руках спешат за крестным ходом, стараясь поднести детей ближе к мощам. Вспоминается рассказ, как матушка Серафима вынесла его маленького, болящего, к крестному ходу, и он исцелился.

Служащие вышли из своих учреждений, рабочие на стройках прекратили работу, выстроились на крышах…

Скептик скажет — "это любопытство". Но нынешний праздник не для скептика. Русскому православному человеку понятно, что ведет каждого навстречу мощам. Какая неистребимая жажда духовной правды живет в каждом из нас! Каждый бессознательно, не словами, так чувством произносил: "Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!"

И вот крестный ход дошел до храма. Раку с мощами установили перед алтарем. Все желающие смогут приложиться к мощам позже, вечером или ночью, когда Храм будет открыт для всех. Пока вход по пропускам.

Архиепископ Боржомский Серафим (Грузинская Православная Церковь):

"Я могу с уверенностью сказать, что если бы у нас, у грузинских верующих, была возможность приехать сюда, здесь было бы много тысяч паломников из Грузии. Очень важно, что многие церкви знают 1 августа, как праздник преподобного Серафима, потому что это праздник не только российского масштаба, это вселенский праздник. Сюда съехались представители всех православных церквей. Вы заметили, как греческий архиепископ спросил у русского гида, где трава сныть? Это значит, что он блестяще, до тонкостей, знает житие батюшки. Ему показали эту травку. Я тоже не знал ее и с радостью взял себе на память. Вот какая любовь к преподобному Серафиму иерархов всех церквей. Я думаю, она дает надежду на спасение. И вам я желаю радости".

Вечером горожане встречали Патриарха. Его любят в Сарове, он бывал здесь не раз, когда всё только-только начиналось. Служил молебны на Дальней пустынке. Однажды совершил литургию под той самой колокольней, которая теперь увенчана святым крестом. Когда прибыл патриарший поезд, людей попросили отойти за дорогу и изгородь. Несмотря на нездоровье и усталость, патриарх всё равно подошел к народу со словами благодарности и благословением.

Вместе с патриархом в Саров прибыли более 200 человек — 120 иерархов православных церквей мира, члены Священного Синода Русской Православной Церкви. Среди гостей особенно трепетным был приезд патриарха Сербского Павла (на следующий день он принял участие в богослужении по правую руку от главы Русской Церкви). Пока пресса делала протокольные кадры, а люди приветствовали своего патриарха, небольшого росточка седой 96-летний старец скромно сидел на своем чемоданчике — лавочки на вокзале не оказалось (в целях безопасности всё лавки убрали).

Следующий день стал кульминационным в истории обновленного Сарова. 30 июля в 9 часов утра началось освящение восстановленного храма. На соборной площади были установлены большие экраны, потому что храм не смог бы вместить в себя всех желающих присутствовать на торжественном богослужении. В эти дни меры безопасности были беспрецедентными. Чтобы пройти на монастырскую площадь, надо было миновать металлоискатель. На богослужении присутствовали не только иерархи церквей, но и важные светские персоны — губернатор, руководители города и Ядерного центра, депутаты Госдумы, а также прибывшие из-за границы представители разных ветвей Дома Романовых. В одном ряду с ними стояли иконописцы, мастеровые, строители — все, кто трудился над восстановлением храма.

31 июля в Саров прибыл президент. Путин принял участие в молебне, приложился к святым мощам, а потом вместе с патриархом и всем духовенством на соборной площади перед монастырской колокольней провожал раку.

Жизненный путь батюшки Серафима, его святость, его смирение и доброта дает нам силу и надежду. Это путь восхода, рассвета, расцвета России. И в эти дни о том молились, на то уповали все: от Патриарха всея Руси до безвестной старушки в белом платочке, что крестилась и плакала, стоя на коленях у самого края пыльного шоссе, ведущего из Сарова в Дивеево.

г. Саров. Август 2003 года.

Анна Виноградова

>> в начало раздела

газета "Городской курьер" (г. Саров)

Саров встретил Путина

31 июля для Сарова стал кульминационным в торжествах. Народ ждал президента, и президент приехал. Сразу после самолета он прибыл на монастырскую площадь и в возрожденном храме Серафима Саровского приложился к святым мощам. К этому моменту люди уже собрались на площади перед колокольней. Кроме горожан здесь были паломники, привезенные специально из лагеря возле источника на Хитром, и члены Союза хоругвеносцев России. На помосте установили принесенные духовенством из храма мощи, перед ними был отслужен краткий молебен. После этого патриарх и президент обратились к народу.

Патриарх в своей речи был предельно четок – путь для России один. Этот путь указан нам нашими предками, в их числе и святым Серафимом – путь единения церкви, народа и власти. Только он может вернуть России духовную цельность. Путь этот нелегкий, но Господь дарует силы идти по нему «с верой, правдой, мужеством и любовью».

Своим присутствием на торжествах президент показал, что признает этот путь. Было видно, что для него происходящее в Сарове – не протокольное мероприятие, как для многих стоящих за его спиной чиновников, а действительно глубоко духовное и важное событие в жизни. В своем кратком обращении к собравшимся президент Владимир Путин сказал, что подвиг Серафима Саровского, его жизнь и учение – яркий пример служения Богу, своему народу и Отечеству. Он подчеркнул, что в России высоко ценят вклад всех конфессий в дело укрепления государственности, согласия между народами многонациональной России, нравственных основ жизни. Но этот праздник – праздник именно православного мира и всех православных христиан. С чем президент и поздравил сердечно всех собравшихся.

Ожидаемого неформального общения с народом не состоялось. Проводив мощи, президент и патриарх направились в патриаршии покои, где состоялась их беседа, а также награждение иерархов РПЦ, экзарха Белоруссии митрополита Филарета и главы Нижегородской епархии владыки Георгия. Далее президента ждали встречи с учеными и руководством РФЯЦ-ВНИИЭФ.
А. Виноградова

>> в начало раздела

газета "Благовест" (Самарская епархия) от 08.08.03

"Радуйся, Преподобный Серафиме!.."

Сподобил Господь в этом году не единожды побывать в Дивеево. И поначалу так тягостно было смотреть на зарешеченные строительными лесами храмы, на, казалось, прочно и надолго захлестнувшую святую обитель мирскую суету... Но близился праздник - и величественные соборы приобретали изначальный вид. И вот уже на отреставрированной колокольне Серафимо-Дивеевского монастыря установлены большие куранты. Каждые пятнадцать минут мелодичный звон часов, как некогда - многие десятилетия назад - оглашает окрестности. И вновь Дивеево сверяет часы по монастырскому времени.

Успели! - к празднику обновились фасады Троицкого и Преображенского соборов, храма Александра Невского; посеребрились еще недавно черные купола Троицкого собора. На территории, окруженной святой Канавкой, появилась киновия - дом для подвизающихся в обители девиц. На самой Канавке практически завершили необходимые работы. И многие тысячи паломников потянулись в Дивеево - не слишком безпокоясь о заградительных кордонах на пути в святую обитель. Верили: Батюшка Серафим сам проведет своих верных молитвенников через все преграды. Так оно и получилось...

29 - 30 июля, Дивеево - Саров

В 6 часов утра в Троицком соборе , у мощей Преподобного Серафима, началась ранняя Божественная литургия. А по окончании Литургии и молебна Преподобному начался многотысячный Крестный ход с мощами Преподобного Серафима в Саров. Не все смогли пройти полностью 19,5 километров пути, ведь Саров - закрытый город. Большинство паломников, не имеющие специальных пропусков, остались у Цыгановки. А мощи Батюшки Серафима были торжественно внесены в Саров - место, где столько лет подвизался в молитвах и трудах всероссийский старец.
Вечером в Сарове встречали Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. А наутро 30 июля Святейший Патриарх освятил храм Преподобного Серафима , воссозданный на месте келии великого святого. Впервые за много лет в возвращенном Церкви храме служится Божественная литургия. О том, насколько торжественным было это Богослужение, говорит уже то, что Первоиерарху Русской Православной Церкви сослужили Патриарх Сербский Павел, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит Американский и Канадский Герман, Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, члены Священного Синода, около 50 представителей братских Поместных Православных Церквей, члены делегаций Русской Православной Церкви из Греции, Японии, Франции, Словении, Болгарии, Румынии и других стран. В храме присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев, директор Федерального ядерного центра в Сарове Радий Илькаев. В этот день Патриарх наградил Р.И. Илькаева орденом Святого князя Даниила Московского II степени за большой вклад в восстановление святынь Русской Православной Церкви.

"Ныне при нашем участии совершается великое Божие чудо, - говорил Святейший Патриарх Алексий II. - Господь благоволил вновь даровать Своим чадам одну из драгоценнейших святынь Земли Русской - первый храм, освященный во имя Преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца... По молитвам Преподобного, перед нашим народом остались открытыми двери покаяния. Наученная горьким опытом, Россия вновь обращает свой взор к Преподобному Серафиму. Пусть возрождение этого Дома Божия послужит созиданию нерукотворных храмов в душах самых разных людей - от государственного мужа до простого крестьянина".

И хотя лишь немногие рядовые паломники смогли побывать в Сарове, все могли воочию увидеть происходящее здесь. На территории монастыря в Дивеево и перед храмом Преподобного Серафима в Сарове были установлены огромные телевизионные экраны, на которых шла прямая трансляция Богослужения. И многие не сдержали восторга, услышав как торжественно зазвучали куранты дивеевской колокольни в тот самый момент, когда на экране Патриарх Алексий II начал окроплять святой водой освящаемый в Сарове храм, Глубоко символичное совпадение...

Как и то, что торжества, посвященные прославлению Преподобного Серафима Саровского, почтила своим присутствием Глава Императорского Дома Романовых. В 1903 году Государь Император Николай Александрович лично начертал на неблагосклонном решении Синода: "Немедленно прославить" И лично присутствовал на празднестве со своей Семьей. Спустя столетие Великая Княгиня Мария Владимировна Романова - "как простая русская женщина", молилась у мощей высокочтимого старца, Преподобного Серафима за возлюбленное Отечество, за всех нас, россиян.

31 июля, Саров - Дивеево

Рано утром МЧСовские палаточные лагеря, со всех сторон окружившие Дивеево, практически опустели. Все спешили в Цыгановку, навстречу крестному ходу. Называли разное время, когда он должен прийти из Сарова к контрольно-пропускному пункту, и огромные толпы людей собрались здесь за несколько часов до желанной встречи. Пытаюсь и я найти местечко получше - и нахожу его на неширокой галерее вокруг пункта ГАИ. Рядом стоит светленькая благообразная старушечка, лицо ее так и лучится радостью. Пока стоим - разговорились, и баба Катя рассказывает, что пришла сюда из недальнего села Аламасово. Что в детские годы застала последних дивеевских монахинь, после закрытия обители поселившихся кто в Дивеево, кто - в ближних селах. Как ни круты были гонения на верующих, а все равно люди навещали монахинь. Просили их святых молитв, заказывали иконы.

- Когда монахини писали икону, они очень строго постились, - вспоминает баба Катя. - Матушка Мастридия одну просфору в день примет - и больше ни крошечки в рот не возьмет. А как она молилась! И еще все время носила под одеждой на голое тело черную безрукавку, не снимая. Перед смертью наказала своей келейнице Марии забрать эту безрукавку и носить, тоже не стирая. При жизни никто не видел, какие подвиги матушка Мастридия несла. А умерла, стали обмывать тело - ужаснулись: все оно было в рубцах от суровой власяницы. И безрукавка оказалась вся пропитана матушкиной кровью.

- Что же, Мария так и носит эту безрукавку?

- Носила, пока жива была. Нет уже ее, умерла...

Меж тем по дороге со стороны Сатиса появляется крестный ход - из Нижнего Новгорода. Две недели, с 17 июля, шли паломники со святыми иконами в Дивеево, к Батюшке Серафиму. Встают и они у перекрестка дорог, терпеливо ожидая прибытия крестного хода из Сарова. Ждать пришлось долго, но - вот, наконец, показались священники, несущие резную раку с мощами Батюшки Серафима. И все неоглядное множество людей выстраивается в единый крестный ход, и высятся над нами хоругви и иконы.

Никогда прежде не видела столько сразу хоругвей. И каких!

Председатель нижегородского областного правления общественной организации "Русское патриотическое общество "Отчизна" Владимир Федорович Калентьев (на снимке - третий слева) сказал мне:

- Мы идем в крестном ходе вместе с московским союзом Православных хоругвеносцев, которое возглавляет Леонид Донатович Симонович. Восемьдесят бойцов-хоругвеносцев!

- Владимир Федорович, на лике большой иконы Государя , которую несут ваши хоругвеносцы, недавно появилась как бы кровавая слеза под левым оком. Когда это произошло?

- В ночь с 28 на 29 июля. Эта икона привезена из Троице-Сергиевой Лавры. Игуменья Дивеевской обители матушка Сергия благословила внести ее в храм. Вот после ночной молитвы в храме икона и замироточила. И не только слеза на лике Государя красного цвета, но и белки глаз Царя-Мученика покраснели, как у плачущего человека.

- Что же, по-вашему, может означать такое знамение?

- Ну что: уж если Государь о нас плачет, наверное, это к каким-то тревожным событиям...

Да ведь в России и так уже столько духовных бедствий произошло...

Люди не вразумляются словами, попирают все заповеди - вот и плачут иконы.

А вот видите, на одной хоругви надписи: "Мы русские - с нами Бог!" и "Союз русского народа". Это точная копия хоругви, изготовленной в 1905 году, когда был создан Союз русского народа. Корнями своими этот союз восходит к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, который возвысил свой голос в год первой революционной смуты в России. У отца Иоанна и был билет № 1... Что интересно, хоругвь эту мы нашли в Балахне - в этом городке близ Нижнего Новгорода родился Козьма Минин. Вот в музее Козьмы Минина и хранится такая же хоругвь. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий благословил нас - и мы подняли это знамя. Союз русского народа объединяет монархистские Православно-патриотические организации.

- А что в основе объединения? Вера?

- Да вот на нашей форме шеврон - на нем написано: "За веру, Царя и Отечество". Вот и основа...

Уже к вечеру крестный ход вступает в Дивеево. Прямо в селе священники читают акафист преподобному Серафиму Саровскому. Неизъяснимой благодатью полнится сердце, откликаясь молитве: "Радуйся, Преподобне Серафиме, Саровский чудотворче!"

А потом крестный ход с мощами Преподобного направляется в монастырь. Радостью светятся усталые лица. Но еще больше радость и изумление в устремленных к небу людей, столпившихся у ограды монастыря. "Глядите, гладите, как солнце играет! Как на Пасху!" - восклицает кто-то. И правда: внутри четко очерченного сияющего контура стремительно вращается вокруг своей оси ослепительный солнечный диск. Он то и дело меняет свою цветовую гамму и даже положение на небе: то воспаряет ввысь, то круто опускается, то уходит в сторону...

Радость моя, Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!

1 августа, Дивеево

И этот праздничный день завершился таким же пасхальным "играющим" солнцем. Но прежде на площади у Преображенского собора состоялась праздничная Божественная литургия. Как ни велики соборы Дивеевской обители, но ни один не вместил бы столько Православного люда. Многоцветное и многоголосое людское море заполнило всю территорию монастыря.

Взгляд задерживается на великолепной точеной сени, установленной вплотную к высокому крыльцу белоснежного Преображенского собора. Под этой сенью поставлена резная рака с мощами Преподобного Серафима - изготовленная уральскими мастерами точная копия той, в которой прежде, до изъятия в 1927 году, покоились святые мощи. И до чего же она красива, как затейливо украшена дорогими каменьями-самоцветами.

Всю ночь в монастыре исповедовали желающих причаститься. Причастников набралось столько что потребовалось пятьдесят чаш со Святыми Дарами. И вновь и вновь тысячеусто звучит: "Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!" Пасха среди лета...

В этот день Святейший Патриарх Алексий вручил ордена Преподобного Сергия Радонежского I степени Полномочному представителю Президента в Приволжском Федеральном округе Сергею Владиленовичу Кириенко и Губернатору Нижегородской области Геннадий Максимович Ходырев. Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий награжден орденом Святителя Иннокентия Московского II степени.
Святейший Патриарх передал Дивеевской обители подарок Президента - образ Преподобного Серафима Саровского с житийными клеймами. С великой радостью приняла игумения Сергия дар Патриарха Алексия - список чудотворной Почаевской иконы Божией Матери.

По окончании торжеств мощи Преподобного Серафима были вновь торжественно перенесены на свое постоянное место в Троицком соборе монастыря. И хотя многие сотни паломников заторопились в обратный путь, навстречу им, в святую обитель дивеевскую, уже спешили другие люди. К Батюшке Серафиму, Саровскому - и всея России чудотворцу!
Ольга Ларькина

>> в начало раздела

газета "Гудок" от 02.10.2003 По какой рубеж Россия?

С тоской задавал этот вопрос отступавший по тылам врага Василий Теркин. Да и нынче мы не наступаем. Включишь телевизор – мы в американских джунглях: выстрелы, погоня, похоть, трупы. Переключился на другую программу: ведущий – вертлявый шоумен – с радостью поет вечную память русской литературе, культуре, патриотизму; с безнадегой нажимаешь третью кнопку: тут с восторгом превозносят покупку гладиаторов клуба «Челси» (фактически хитрый перевод награбленных денег за рубеж). Да, телевидение давно стало экстерриториальным, не русским, не российским. Тут рубежа России нет. Передач из Южно-Сахалинска, Нижнеудинска, Выксы, Старого Оскола, да и Тамбова с Иркутском там тоже нет. Что происходит в России, как она живет, каковы ее боли и радости, узнать можно разве что по охватывающей Московский регион передаче «Русский Дом» да изредка из мелькающих кадров «Евроньюс»...
А нам так надо прикоснуться друг к другу сердцем, душой. Породить в себе надежду, взбодриться. Нам так важно постоянно знать, что делают в Елабуге и Тайшете, какие песни поют в Беле-бее и Темрюке, кто в добрых людях ходит в Златоусте и Слюдянке. Стоит ли Россия, не растворили ли ее в ядовитой кока-коле и пиве «Самурай», не упилась ли она совсем, окончательно?
Надежды на то, что телевидение заговорит русским языком, немного. Нам надо самим создавать передаточные механизмы знания, просвещения, поддержки, бескорыстия, распространения лучших образцов жизни, культуры, товаров (а не пресловутой рекламы, за деньги пропагандирующей все, что надо кому-то сбыть, продать, околпачивая людей).
Нам следует создавать атмосферу близости, а не противостояния людей. Все чаще с огорчением думаю, что в обществе, разделенном на сверхбогатых, олигархов и на неимущих, бедных, нищих, сделать это почти невозможно. Но есть примеры, как какой-то среднего достатка человек выкупает дом и передает его землякам под клуб, как кто-то помогает строить храм, кто-то дарит библиотеку городу. Может быть, одумается каждый богач, возьмется за ум, вложит средства в свою страну, в свою землю, в производство, в культуру, и тогда социальный взрыв можно остановить. Но, к сожалению, тут на память приходят слова епископа Василия (Родзянко) из нашей с ним беседы: «Царь, правители, капиталисты, аристократия, интеллигенция не захотели поделиться с народом властью, капиталами, знанием, культурой и... потеряли все. В добротной жизни английского, американского, немецкого рабочего, обывателя виден отблеск Октябрьской революции. Их буржуазия поняла, что необходимо делиться, нельзя живоглотничать».
А наши-то почему не понимают? Хотя некоторые понимают. Покупка «Челси» – это перегонка капитала за рубеж. Чувствуют бурю, в которой они многое, если не все, потеряют. Никакой узды, сдерживающей скачку к пропасти, олигархи признавать не хотят. Ну а мы-то, русские люди, наши братья других национальностей должны остановить эту скачку – с тем, чтобы не терять ни совести, ни достоинства, ни братства. Должны знать о вечном добре среди нас, бороться за него.
Такое знание, чувствование, понимание – это наша опора. Вот за три минувших летних месяца много случилось хорошего в нашей культуре, в нашем православном мире. Надо знать об этом. Расскажу о тех событиях, в которых мне удалось поучаствовать.
В первых числах июня в Гурзуфе состоялся Пушкинский праздник. И, наверное, он не стал центральным в этом году. Были празднования в Михайловском, Болдине, на Полотняном Заводе. Но, пожалуй, центральным он был в Крыму, куда приехали многочисленные делегации писателей и поэтов из России, Украины, Белоруссии. Великий поэт мечтал о тех временах, «когда народы, распри позабыв, в единую семью объединятся». До этого мы еще не дожили, но когда «завзятые» руховцы-поэты Д.Павлычко и И.Драч читали по-русски пушкинские стихи, а В.Ганичев, В.Костров, Ю.Лопусов читали Пушкина по-украински, исполняли вирши Леси Украинки, а Олесь Пашкевич переходил с белорусского на русский и снова на белорусский, как бы показывая, что мелодия пушкинского стиха не теряется, то это было что-то новое за последние пятнадцать лет или скорее забытое старое. И всем этим руководил, нас соединяя, замечательный ученый, литературовед, заместитель председателя правительства Крыма Владимир Павлович Казарин. А через неделю я вручал почетную медаль А.Пушкина президенту Туниса Зин аль-Абидину бен Али на Всетунисском съезде работников культуры. Все каналы Тунисского телевидения показали эту церемонию, все 50 газет написали о ней, ибо для Туниса это событие – ведь предки великого поэта Пушкина были африканцами. И тень пушкинского таланта ложилась на президента и страну. Хорошо всем нам с Пушкиным!
А еще через неделю в брянском Овстуге прошел красочный, небывалый по размаху и идейной продуманности праздник 200-летия Ф.И.Тютчева. Это был призывный сигнал к действию всем патриотическим, духовным силам. Федор Иванович одарил Россию глубокой мыслью, чеканной формой стиха, возвышенной и убежденной Верой в Отечество. «В Россию можно только верить», то есть без веры в нее неосуществимы великие дела. Руль правления празднествами крепко держал губернатор Брянщины. Порадовался я за него, за члена нашего Союза писателей, поэта, губернатора (а можно – губернатора-поэта) Юрия Евгеньевича Лодкина. Его возвышенное, гражданское, литературно безукоризненное слово, сказанное на празднике, поразило даже видавших виды или слыхавших слова литературоведов, ученых, культурологов. Будь я председателем ученого совета филфака МГУ или другого серьезного вуза, сразу присудил бы Юрию Евгеньевичу докторскую степень (honoris causa) и одел бы в мантию почетного доктора наук. Но другие думают иначе, вот приехал бы Юрий Евгеньевич с Берега Слоновой Кости или из Гондураса, тогда бы и МИД постарался, уговорил бы ученых мужей: поддержите миротворческие усилия иноземных друзей. А тут что – Брянщина, там и так мир. Вот когда война, тогда «шумел сурово брянский лес». Тогда фуфайку военную на плечи брянцев.
Ну а еще через неделю – уже наш традиционный Тургеневский праздник на Бежином Лугу, в Чернском районе, на Тульщине. В прошлом году он был посвящен 150-летию «Записок охотника». Тогда при участии губернатора Стародубцева, представителей железной дороги заложили на станции Скуратово дом, стали собирать деньги на роддом. В этом году жилой дом ввели в строй, выдали жильцам ордера, почти готов роддом, вызвали к новой жизни станцию Скуратово. А над всем этим – народная песня и тургеневское слово. И бразды правления в этом празднике дела, слова и песни вот уже двадцать лет держит в своих руках руководитель региона, талантливый и добросердечный Виктор Данилович Волков.
Много еще духовных и культурных событий проводили мы, в некоторых благоговейно участвовали. Еще зимой договорились с арзамасцами, что на празднование 100-летия прославления святого преподобного Серафима Саровского в Дивеево пойдем через их город. Мне хотелось пройти этот путь с паломниками, с тысячами богомольцев. Колонна растянулась на километры. Ведет нас батюшка Серафим. Шесть, семь километров. «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» На восьмом километре остановка, сбоку подходят еще колонны богомольцев. Совершается короткая служба. Мы заходим в голову шествия, там стоят гордые хоругвеносцы Л.Симоновича. К ним долгое время относились с подозрением: флаги монархические, иконы царя Николая-мученика (еще до прославления)*, черные гимнастерки, форма, сапоги... Они идут спокойно и с достоинством. «Отче Серафиме, моли Бога о нас!»
Привал. Пункт, на котором раздают воду и бутерброды. Симонович ворчит: «Надо было без перерыва, так больше устанут». Но люди, казалось, усталости не чувствуют. Две девочки лет восьми-девяти, в цветастых косынках, в тапочках-шлепанцах идут, держась за ручки, и поют, поют молитвы. «Девочки, вы идете с самого начала?» Смотрят с недоумением: «А как же». Вдоль головы колонны растянулась негустая цепь омоновцев. Твердо, но негромко осаживают:
– Не забегайте вперед. Это же крестный ход, а не забег.
Не забегают. Фотографов и тем более телеоператоров немного. Тут идет народ, масса людей. Снимать это не приказано. И так глухой рокот у либералов-правозащитников: «Идет клерикализация!» Пошлость, грязь, порнография, кровь – все это у них возражений не вызывает...

Ладно, не о них речь. Крестный ход идет. Пятнадцать, шестнадцать километров... Семнадцать, восемнадцать, может, и все двадцать... Вот и купола первого храма святого преподобного Серафима Саровского. Тысячи людей поют: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!» Может, это самое светлое и яркое событие в моей жизни.

3 августа в Союзе писателей мы открыли Духовно-патриотический центр святого праведного Феодора Ушакова. А в день прославления, 5 августа, был я в Санаксарах, где владыка Варсонофий Саранский и Мордовский вместе с Бакинским епископом Александром вел литургию.

Следующий день провели в Темникове, районном центре, а во времена Ушакова – уездном городе. Замечательный там музей, где собрана мощная, насыщенная экспозиция об адмирале Феодоре Ушакове. Кстати, музей расположен в бывшем госпитале, построенном на благотворительные деньги адмирала после 1812 года. Есть еще несколько зданий, имевших отношение к Ушакову и его родственникам. Удивительно, что некоторые из них оказались на улице Розы Люксембург. Каким образом эта не известная нигде в мире немецкая радикалка вместе со своим другом Карлом Либкнехтом заполонила своей фамилией русские города? Я редко встречал в России города, где бы улицы не назывались именами этих двух двусмысленных особ. Кто бережет память о таких господах, как Урицкий и Володарский, приехавших совершать революцию в России аж из Америки, да еще о Емельяне Ярославском, громче всех призывавшем громить православные храмы? Улицы Ленина почти везде переименовали, а Ленин ведь был главой первого социалистического государства. Улицы Сталина выжгли везде, а Сталин ведь был исторической главой великой советской державы. Что же за табу лежит на именах этих таинственных личностей, что за магия кроется в этих фамилиях, уже восемьдесят лет оберегающая их от забвения? Кто стережет их? Господа мэры? Товарищи градоначальники? Всенародные депутаты? Сколько у нас достойных земляков, видных людей, благотворителей, именами которых просто необходимо назвать наши улицы!

В том же Темникове замечательно было бы иметь улицу великого стратега, политика, человека, увидевшего и поддержавшего Ушакова – графа Потемкина-Таврического. А чем нам не угодила Екатерина II, она же Великая? Ведь деяния ее не уступают делам Петра Первого. И Аляску приобрели при ней, и Крым, и Северный Кавказ, и Новороссию (для незнающих – это часть России с линии южнее Кременчуга, Киева, Ростова). Не она виновата, что земли эти теперь разбазарены. А она-то и южное окно в Европу прорубила, и Западную Украину с Белоруссией возвратила православным славянам. Очень было бы уместно иметь в Темникове, да и в большинстве городов России, улицу ее имени.

А как было бы славно иметь нам улицу первого греческого православного государства, которое Ушаков подарил грекам после 300 лет оттоманского ига! Улица Республики Семи Островов. Или улица Ионической Республики. Замечательно и мудро.

Много было еще встреч этим летом, «круглых столов», конференций. А теперь предстоят знаменательные Дни русской духовности и культуры в Иркутске. А замечательны они потому, что:
во-первых, они десятые, а значит, утвердилась высокая и принципиальная традиция;
во-вторых, они, как всегда, самобытны, качественны, наполнены глубоким содержанием, не подыгрывают шоу-тусовкам с торжественными названиями, но сквозящими пустотой, манерничаньем, подражанием;
в-третьих, не только за Уральским хребтом, но и во всей России они приобрели знаковый характер. Есть иркутские, байкальские Дни русской духовности и культуры, значит, наша духовность и культура еще не погибли. Спасибо вам, Валентин Григорьевич Распутин, спасибо, Борис Григорьевич Говорин, спасибо иркутянам и сибирякам, что держите святое знамя, не выпускаете из рук.

На знамя русской духовности и культуры – равняйсь! По иркутский рубеж Россия – своя.

* - ошибка автора: Царь-мученик был официально прославлен Русской Православной Церковью в августе 2000 г. на юбилейном Архиерейском соборе(прим. СПХ)

>> в начало раздела

журналы "Коммерсантъ-Деньги" и "Коммерсантъ-Власть" (совместный проект) №1 от 12.01.04

Пустая круглая цифра
Главным юбилеем прошедшего года стало 300- летие Санкт-Петербурга. От этого юбилея ждали чего-то особенного, но получилось как всегда: приятное ожидание, когда съезжаются гости, скомканная какая-то праздничность и потом -- пустота и разочарование. У людей на юбилейных днях рождения тоже всегда так бывает.

Главная

Все ждали 300-летия. Чиновники ждали, потому что набухают в юбилейную пору денежные потоки и учащаются визиты начальства, во время которых можно покрутиться у начальства на виду, подсуетиться как-нибудь вовремя и шагнуть по карьерной лестнице. Журналисты ждали, потому что будут наверняка злоупотребления, а там и расследования, слив информации, скандал и опять же продвижение по службе. Горожане ждали, потому что в Москве вот на 850-летие отгрохали столько всего новорусского, башенки, кольцевые дороги, стало быть, и в Питере отгрохают, тем более что президент -- питерский. Президент ждал, потому что куча иностранных гостей приедет, которых иначе калачом не заманишь, и можно будет перед ними испытывать гордость за родной город. Все ждали, но ничего не произошло.

Ну фейерверк, ну трансляция по телевизору. Но все равно ведь в тот день, когда на Дворцовой площади в честь юбилея пел Александр Розенбаум, в Москве на Красной площади пел без всякого юбилея Пол Маккартни. И кольцевую дорогу не построили. Фасады поремонтировали немножко, но плохо, и только в центре, и только фасады. То есть возрождения не получилось. Получился вполне себе юбилей, ну как у людей бывает юбилей -- повод сказать себе на следующее утро: господи, какой же я уже немолодой человек.

На 300-летии Петербурга выяснилось вдруг, что бум и возрождение никакого отношения к юбилеям не имеют. Это так же трудно понять, как трудно понять на картинке в школьном учебнике физики, что тяжеленная гиря и легкое перышко в вакууме падают одинаково. Как одинаково? Да так вот -- одинаково.

И долго еще после юбилея многие мои знакомые петербуржцы, хоть и звали юбилей скептически "зоолетием", продолжали ждать, что вот-вот начнется возрождение. Но нет. Нет такого экономического закона, по которому возрождение города провоцировалось бы юбилеем.

Культовая

Вы не подумайте только, что в этой главе речь пойдет о пятидесятилетии смерти Сталина. Смерть Сталина часто упоминалась, ею спекулировали, пытались о ней говорить каждый в свою дуду, пытались извлечь из пятидесятилетия этой смерти конкретного человека исторический какой-то смысл, но не смогли. Немногочисленные противники президента Путина пытались было высказываться о возрождении сталинизма, но и тут не получилось, потому что и тут нет возрождения. Потому что ничего не возрождается -- ни Петербург, ни сталинизм. Просто цены на нефть высокие временно, и больше ничего.

Духовного возрождения России принято было ждать почему-то от столетия канонизации святого Серафима Саровского. И как-то это столетие канонизации любимого православного святого переплеталось в головах заинтересованных лиц с судьбою закрытого города Сарова, с юбилеем водородной бомбы тоже, с державностью. Многим почему-то казалось, что вот сейчас совпадет в сознании миллионов преподобный Серафим с ядерным щитом родины -- и воссияет что-то такое. Но ничего не воссияло.

Слава богу, восстановили несколько церквей, слава богу, в Саров приехали какие-то свежие люди. Для местных сотрудников краеведческого музея это было развлечение.

Я, помню, стоял в Сарове на главной площади и смотрел на паломников. Паломников в город пустили немного. Там были пожилые и трогательные в своей простоватой набожности женщины, с одной стороны, и Общество православных хоругвеносцев Кубани* -- с другой. Православные хоругвеносцы кроме хоругвей носили черную военную форму, выглядели воинственно и непримиримо. Я не хочу никого обидеть, но эти люди очень похожи были на черную сотню из фильмов про революцию. И тогда я спросил кого-то из саровских начальников, по какому принципу пускали в закрытый город паломников. Неподалеку от Сарова, у стен Дивеевского монастыря паломников были десятки тысяч. Почему выбрали пожилых женщин и черную сотню?

Саровский начальник ответил мне, что паломников в город пускали по списку, предоставленному Русской православной церковью. Кого церковь посчитала достойным представлять ее на крестном ходе, тот и представлял. И не мне судить. Я просто представлял себе церковь иначе. Я и сейчас думаю, что это праздничная такая и детская немного вера. Но, может быть, я неправильно думаю.

Ни один православный человек не смеет, конечно, надеяться, что просто ради юбилея случится вдруг чудо, но я разговаривал с паломниками, и многие из них, оказывается, пришли за благодатью. И, наверное, сподобились благодати, но я нет. Меня очень отвлекало от благочестивых мыслей то обстоятельство, что волонтеры, помогавшие больным и кормившие голодных, носили в лагере паломников жилетки с символикой партии "Единая Россия" и старались подвернуться под объектив телевизионных камер. А без жилеток с символикой они не стали бы разве помогать больным и голодным? А разве бывают волонтеры с символикой политической партии в год выборов? Какие же они волонтеры?

Ностальгическая

Было еще два важных юбилея. 85-летний юбилей ленинского комсомола и юбилей расстрела парламента в 1993 году. Я очень удивился, когда стали вдруг праздновать юбилей комсомола. Столько лет не праздновали ничего, а тут вдруг вспомнили. В год выборов, когда коммунисты отчетливо оказались главным соперником власти, к комсомолу вдруг отнеслись бережно и коммунисты, и власть. Не знаю уж, по чему ностальгировали все эти бывшие комсомольцы, ставшие теперь кто олигархом, кто коммунистом, кто чиновником. Может быть, они ностальгировали по отчетливой идеологии с детства, может быть, по комсомольскому досугу, когда девочки еще ничего не стоили. Я же не знаю.

Про расстрел парламента тоже непонятно было, хорошо это или плохо. Говорили, что с тех пор демократия вывихнулась. И наоборот, говорили, что это последний раз было, что демократия защищала себя с оружием в руках. Непонятно было, что о расстреле парламента думать, потому что за прошедшие годы все слишком привыкли понимать любой расстрел не иначе как военное продолжение борьбы экономических группировок.

Независимая

Самым грустным для меня юбилеем -- может быть, в связи со свойственной мне профессией -- оказалось для меня десятилетие телеканала НТВ. Я смотрел жизнерадостные ролики по телевизору. В этих роликах телеведущие пели, что растут, дескать, вместе с рейтингами, а рейтинги у них тем временем неумолимо падали.
Я знаю, что праздников было два. Один у Евгения Киселева, для людей, которые ушли с Евгением Киселевым вместе и которым совсем не в чем себя упрекнуть, кроме бессмысленного самоуничтожения в качестве "уникальной журналистской команды".

Второй праздник был официальный. И концерт. И генеральный директор Николай Сенкевич ловил, говорят, журналистов в фойе и говорил каждому, что концерт, дескать, хороший. Но концерт никто из действующих репортеров не смотрел. Все тусовались в фойе, встречались, обнимались, подавали друг другу руку, не подавали друг другу руку. Как бывшие солдаты полка, потерявшего знамя. Представляете, что это было за чувство? Не то чтобы все считают друг друга предателями, но уж точно все не считают друг друга героями.

Искусственная

В области культуры и искусства прошедший год запомнился юбилеями двух поэтов -- Сергея Михалкова и Расула Гамзатова. Ну что тут скажешь? Ничего тут сказать, по существу, нельзя, потому что один из них умер, а другой -- очень пожилой человек.

Еще в этом году был юбилейный XXV Московский кинофестиваль. Фестиваль запомнился тем, что в финал там впервые за долгие годы вышел отечественный фильм "Коктебель".

Кризисная

На фоне высоких цен на нефть юбилей августовского дефолта 1998 года вспоминать было, наверное, легче, чем если бы цены скатились до $12 за баррель, но все равно неприятно.

Чаще августовский кризис вспоминали не в августе, а в ноябре в связи с арестом нефтяника Ходорковского и в связи с предвыборной кампанией.

Если обратиться к риэлтерам, то честные риэлтеры скажут, что ждут нового дефолта. И честные банкиры тоже так скажут. И честные экономисты. Не то чтобы у них есть какие-то проверенные сведения о новом грядущем дефолте, боже упаси. Просто что-то такое в воздухе. Во всяком случае, люди боятся дефолта вовсе не потому, что экономические катаклизмы должны происходить в стране раз в пять лет. Во всяком случае, никто на свете не связывает своих опасений с круглыми датами. Круглая дата ничего не значит. Ноль -- это пустая круглая цифра. Есть вещи поважнее пустой и круглой цифры.

Валерий Панюшкин

* - ошибка автора: форменные шапки хоругвеносцев похожи на кубанки, из-за чего автор статьи и спутал хоругвеносцев с кубанскими казаками (прим. СПХ)

>> в начало раздела


Орден Димитрия Донского 2-й степени
Орден Преп. Сергия Радонежского 3-й степени
Орден Преп. Серафима Саровского 3-й степени
Орден Благоверного царя Иоанна Грозного
Орден - За заслуги

новые фото
Русский марш - 2108

новые фото
Крестный ход в Свиблово

новые фото
Крестный ход в Тайнинском

новые фото
Поездка на Чудское озеро

новые фото
Открытие памятника Ивану Грозному в Орле

новые фото
110-летие подводного флота России

новые фото
Поездка в Санкт-Петербург

новые фото
Концерт в Туле

новые фото
Поездка в Новороссию

новые фото
Хоругвеносцы на Саур-Могиле

новое видео
В

новое видео
У

новое видео
Архив.

новое видео
Архив.

новое видео
день

новое видео
Похороны

новое видео
Награждение

новое видео
Интервью

новое видео
Награждение

новое видео
О

новое видео
Открытие

новое видео
Царский

новое видео
день

новое видео
день

новое видео
Интервью

новое видео
Интервью

новое видео
Русский

новое видео
Интевью

новое видео
Анти-Матильда

новое видео
Анти-Матильда

книги
Книга С.Новохатского "Этнический терроризм"

 

 
Русское Православно-Монархическое Братство Союз Православных Хоругвеносцев


При полном или частичном воспроизведении материалов сайта обязательна ссылка на www.pycckie.org

Кольцо Патриотических Ресурсов Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100