СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ХОРУГВЕНОСЦЕВ (СПХ) Союз Православных Хоругвеносцев Мы Русскiе - Съ нами Богъ!
Православiе Самодержавiе Народность
 



+ О СОЮЗЕ  
+ НОВОСТИ
+ ГАЛЕРЕЯ
+ ПОЭЗИЯ
+ СПХ НА ВИДЕО
+ ЖУРНАЛ СПХ
+ РУССКIЙ СИМВОЛЪ
+ АРХИВ
+ СВЯЗЬ
+ ГОСТЕВАЯ
+ ССЫЛКИ
 

Живой журнал Главы СПХ
Царь грядёт!


Все новости на тему девиза  "Православие или смерть!"


ИА Русская весна


ПОЭЗИЯ

Храм на Красной площади

Царь Иоанн Грозный

Русские новости. Информационное интернет-издание. Экономика, политика, общество, наука, происшествия, горячие точки, криминал

О нас пишут
2003 год от Р.Х.
+ О нас пишут + словеса мятежны +
2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000
Освящение Храма на Крови в Екатеринбурге и Крестный ход на Ганину яму в 85-ю годовщину ритуального убиения Святых Царственных Мучеников

Екатеринбург 16-17 июля 2003 года

Сообщения, размещенные в этом разделе:

телеканал "Студия-41" (г. Екатеринбург) от 16.07.03
"Сегодня в Екатеринбурге торжественно освящен
Храм на Крови"

Портал-Credo.Ru от 18.07.03, 15:50
Репортаж: "В Екатеринбурге, "на крови"...

Информационное агентство Екатеринбургской епархии РПЦ
от 18.07.03
"Для участия в церемонии освящения храма-памятника на крови в Екатеринбург из Москвы прибыли члены Союза православных хоругвеносцев"

газета "Благовест" (Самарская епархия) от 25.07.03
"Царские люди"

газета "Волжская коммуна" (г.Самара) №148 от 15.08.03
"Сердце чисто созижди во мне…"

"Православная жизнь" (издание собрания православных врачей и педагогов г. Челябинска), выпуск 17
"О праздновании в Екатеринбурге дней святых Царственных страстотерпцев 16-17 июля 2003 года"

Освящение Храма на Крови в Екатеринбурге и Крестный ход на Ганину яму в 85-ю годовщину ритуального убиения Святых Царственных Мучеников

телеканал "Студия-41" (г. Екатеринбург) от 16.07.03

Сегодня в Екатеринбурге торжественно освящен Храм на Крови

С 7 часов утра в храме звонят колокола. Парадный вход осаждают более 3 тысяч верующих, однако в храм пускают только по пригласительным билетам. У стен храма православные хоругвеносцы. Святые полотна поднимают дух верующих и отгоняют нечисть. Носители хоругвий говорят, что специально не стали утром молиться, чтобы разогнать тучи, ибо так полотна выглядят эффектнее.

На торжественном богослужении первые среди молящихся — местные политики и меценаты. Особое место выделено для почетных гостей — Галины Вишневской, Мстислава Ростроповича и великой княгини Ольги Куликовской-Романовой.

Литургия транслируется за пределы храма, и верующие, несмотря на дождь, принимают участие в богослужении.
Храм до конца украсить не успели: не везде развешаны иконы, расписано всего 2 фрески, не оборудовано место для певчих. Однако для верующих это не так уж важно, главное, что храм начал действовать.

Великая княгиня Ольга Куликовская-Романова передала в дар храму икону Пресвятой богородицы. Во время божественной литургии она не смогла сдержать слез, а в беседе с журналистами пообещала приезжать сюда регулярно.

Колокольный звон в сопровождении симфонического оркестра — так закончилось торжественное освящение покаянного святилища. Ожидается, что в ближайшие дни храм посетят более ста тысяч человек. Во избежание беспорядков квартал, который уже окрестили «святым», будут охранять около 700 сотрудников милиции.

По репортажу Вераники Князевой

>> в начало раздела

Портал-Credo.Ru от 18.07.03, 15:50

Репортаж: "В Екатеринбурге, "на крови"...
корреспондент "Портала- Credo.Ru" наблюдал освящение храма на месте Ипатьевского дома "с безопасного расстояния"

Утром 16 июля новопостроенный храм-на-крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, в центре Екатеринбурга был надежно оцеплен милицией. Внутрь никого не пускали, но и желающих попасть на службу было не более сотни человек: они мокли под дождем и довольно неприятным холодным порывистым ветром у расставленных милицией загородок вокруг храма, рядом с часовенкой на месте Ипатьевского подвала. Еще около сотни - полутора любопытствующих глядело на церемонию с разных "выгодных" позиций вокруг храма - по большей части со стороны Вознесенского храма, через дорогу, где расположен впечатляющий памятник уральским комсомольцам, а в сторону нового храма образован удобный для обозрения ярусный парапет. Улица, представляющая собой "дорогу к храму", нынче называется Карла Либкнехта, и чуть дальше она переходит в улицу Свердлова...

На площади вокруг нового храма, в пределах ограждения, лишь одиноко группировались какие-то высокопоставленные гости (один из них, как выяснилось, был губернатором Свердловской области Росселем), да редкой цепочкой полукругом стояли какие-то явно неслучайные люди - некоторые из них в архаичных черных и зеленых формах - со знаменами и хоругвями. Те, кто в черном, представляли известный Союз православных хоругвеносцев, приехавший в полном составе из Москвы на специально арендованном автобусе. Некоторые из знамен, привезенных хоругвеносцами, выглядели весьма необычно - были среди них и сербское знамя с крестом и четырьмя буквами "С", что расшифровывается как "Само Слово [то есть Логос, Сын Божий, Христос] Сербию спасет!" На остальных флагах было много надписей, читать которые на расстоянии было сложно.

Напротив, на парапете под комсомольским памятником, тоже стояли какие-то казаки и монархисты, которые выглядели довольно неряшными и помятыми. Они долго неловко мялись, потом в какой- то момент смущенно вытащили самодельные транспаранты: "Святая Русь, где твой Илья Муромец?"; "Россией правят жиды". К ним сразу же направился хмурый юноша в милицейской форме и аккуратно отобрал транспаранты, причем "казачки" без сопротивления отдали свои лозунги, улыбаясь смущенно, как попавшие впросак школьники.

Служба в храме транслировалась на улицу с помощью огромной концертной акустической установки - пожалуй, чересчур громко: уши резало сильно. Милиции было много - одних "Фордов" патрульных штук двенадцать, да еще столько же служебных иномарок. На всякий случай стояли три машины "Скорой помощи" и полевая передвижная радиоустановка с антеннами. Телевидения видно не было.

Движение по улице было перекрыто, пропускали только рейсовые маршруты муниципального транспорта. Милиция довольно строго проверяла прохожих, шедших по тротуару со стороны железнодорожного вокзала: смотрели документы, проводили вдоль тела металлоискателем. Однако никого, шедшего с противоположной стороны по тому же тротуару, не досматривали...

Около 9.20 дождь резко усилился, с крыльевого входа спустилась давно стоявшая там группа гражданских лиц - один из них и оказался Росселем - и под присмотром телохранителей стремительно расселась по машинам. Вскоре после этого и остальные автомобили начали потихонечку рассеиваться. Судя по трансляции, в это время в храме происходила процедура передачи иконы Богородицы "Троеручница"...

В городе, в том числе среди знакомых мне горожан, практически никакого интересу к событию не отмечалось.

Заключительные строительные работы в храме и вокруг были завершены практически накануне перед его освящением. Вообще впечатление от строительства хорошее, работы велись качественно и в хорошем темпе, однако и оно какого-то особого интереса не вызывало: в городе много элитного строительства такого же уровня качества. Кроме довольно многочисленных рекламных щитов с изображением Алексия II практически ничто не свидетельствовало о приближающемся событии (такие щиты были развешаны по всему городу - все они выполнены как довольно качественная современная реклама, в единообразном стиле: справа красиво обработанный портрет Патриарха, слева - какое- либо из его изречений, иногда довольно красноречивых). Для тех, кто застал советские времена, подобные щиты выглядели слишком памятно, и смена красного фона на синий вряд ли что-либо поправила.

Словом, было все не менее чем буднично...

А вечером 17 июля дня у храма вообще никого не было, кроме немногочисленной туристической и просто любопытствующей публики с детьми и любительскими камерами. К этому времени вполне распогодилось, небо было изумительно красиво, и новый храм, подсвеченный прожекторами и электричеством изнутри, выглядел весьма эффектно. Несколько брошюрно, впрочем.

А. Л., для "Портала-Credo.Ru"

>> в начало раздела

Информационное агентство Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви от 18.07.03

Для участия в церемонии освящения храма-памятника на крови в Екатеринбург из Москвы прибыли члены Союза православных хоругвеносцев

Для участия в церемонии освящения Храма-памятника на Крови во имя всех святых в земле Российской Просиявших в Екатеринбург из Москвы прибыли члены Союза православных хоругвеносцев.

Как рассказал руководитель Союза православных хоругвеносцев Леонид Донатович Симонович-Никшич, православные москвичи - члены Союза не могли не участвовать в этом величайшем в русской истории событии XXI века. Уже более десяти лет ходит Союз православных хоругвеносцев Крестными ходами, для того, чтобы пробудить Россию, русских православных людей от летаргического сна, в котором по милости правителей она пребывала после октябрьского большевистского переворота. Прошли москвичи всю Украину, Белоруссию, Сибирь, побывали в Сербии и Черногории.

В Екатеринбург 25 человек ехали двое суток, всего с двумя короткими 45- минутными остановками - двое водителей поочередно вели автобус. Торопились успеть к церемонии освящения Храма-на-Крови. На постой остановились в Вознесенском храме по благословению настоятеля протоиерея Александра Уракова. Помогло в организации ночлега и питания и Уральское отделение Всероссийского православного молодежного движения под руководством Иннокентия Григорьева.

Двое суток москвичи собирали огромные хоругви, и вот, в день освящения Храма-на-Крови, хоругвеносцы торжественным полукругом, с развернутыми православными знаменами и хоругвями выстроились по периметру храмового здания. В ночь с 16 на 17 июля хоругвеносцы встанут во главе многотысячной колонны, которая пойдет 18-километровым Крестным ходом в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.

По словам Л. Симоновича-Никшича, именно от Храма-на-Крови, покаянного символа нашей Родины начнется возрождение России. Из Екатеринбурга путь православных хоругвеносцев будет лежать в Дивеево, на родину преподобного Серафима Саровского, которого так любил и почитал Император Николай Александрович.

>> в начало раздела

газета "Благовест" (Самарская епархия) от 25.07.03

Царские люди

Любовь Владимировна Дмитриева - работница часовни во имя Великой Княгини-мученицы Елисаветы на месте убиения Царской Семьи в Екатеринбурге. О ее нелегком служении на Царском месте мы уже писали в газете «Благовест». И вот - новая встреча...

- У меня такое ощущение, что Храм этот строили ангелы... Уходишь домой на выходной день, а когда приходишь на работу - он уже вырос, изменился, стал краше... Все это происходило у нас на глазах. Сперва было чувство какой-то тревоги: много слухов будоражило людей. Отношение к проекту Храма тоже было разным. Но вот когда я впервые вошла в этот величественный Храм - я его приняла и полюбила... Храм есть храм, и теперь все будет зависеть только от нас: от нашей молитвы, от нашего отношения к нему. Этот Храм Всех Святых - большой подарок нам, Православным, от Губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, и мы все благодарим нашу местную власть за этот замечательный Храм.

- Наверное, теперь, когда построен и освящен большой Храм, функции маленькой Царской часовенки изменятся?

- Нет, часовня от этого нисколько не пострадает. Она была и останется душой этого Царского места, а Храм, наверное, станет его сердцем... Часовня ведь намоленная, всеми любимая. Ее не будут сносить, напротив, ей требуется ремонт и мы надеемся в ближайшее время часовню отремонтировать. Мне предложили перейти работать в Храм, но я остаюсь в часовне. А здесь только временно на празднике помогаю...

- Расскажите об устройстве Храма.

- В Храме два придела, нижний - во имя Царственных Страстотерпцев, и верхний - во имя Всех Святых. Внизу есть Голгофа, где можно уединенно помолиться Мученикам Дома Романовых... Главной святыней Храма станет привезенная в эти праздничные дни из-за границы икона Божией Матери «Троеручица», которая была в Ипатьевскоим доме во время заточения в нем Царской семьи. Храм находится непосредственно над самим местом расстрела Царя Николая II и его семьи. Перед началом строительства вручную производились раскопки. Были обнаружены фрагменты фундамента Ипатьевского дома. И вот на этом месте возведен Храм! Некоторые предметы из бывшего дома Ипатьева сохранились в каких-то музеях, но в основном люди забирали вещи себе из Ипатьевского дома во время его разрушения. Сейчас, я думаю, все это начнет собираться сюда вновь. При храме будет действовать музей. Я считаю, что это настоящее чудо - такой величественный Храм построен всего за три года!

- Часовню, в которой вы служите, тоже можно считать «мученицей». Ее пытались сжечь, взорвать, осквернить... А как сейчас вам служится на этом месте?

- После канонизации Царской Семьи стало заметно легче. Прежних нападок на нас уже нет. Много новых людей приходит к нам в часовню, говорят, что переосмыслили нашу историю, многое поняли. Учителя истории приходят и прямо в часовне сокрушаются, что неправильно преподавали детям историю страны. Просят прощения у Царственных Страстотерпцев... Хотя и медленно, но поворот в сознании людей происходит.

- Вы ощущаете помощь Царственных Мучеников?

- Ощущала и ощущаю! Вот недавно был необычный случай. Пришла в часовню женщина с дочкой, она у нас в городе был- Ощущала и ощущаю! Вот недавно был необычный случай. Пришла в часовню женщина с дочкой, она у нас в городе была проездом. Купила на довольно большую сумму серебра (медальоны и иконочки с изображением Царской Семьи). И когда выходила из часовни, видимо положила пакет с серебром мимо внутреннего кармана. Через десять минут молодая пара подняла этот пакет возле часовни и принесла его мне. Я сразу его узнала. Решила немедленно ехать на вокзал и искать там женщину, сделавшую эту покупку. Из разговора с ней я знала, что поезд отходит через сорок минут. Едет она в сторону Чимкента. Эти молодые люди, нашедшие сверток, на машине довезли меня до вокзала. Но найти женщину с ребенком в вокзальной толчее - это ведь невероятно! И все же я стала искать, все время молясь Царственным Мученикам. И вот я увидела эту женщину, когда она уже садилась в вагон. Подбежала к ней, отдала пакет, поцеловала и - пошла в часовню. Мне кажется, эта женщина даже хорошенько не поняла сначала, что же такое случилось. А я радостная вернулась в часовню. Так Святые Царственные Мученики совершили чудо!..

После публикации в «Благовесте» Любовь Владимировна получила множество писем от наших читателей. Писали на адрес часовни, или даже вовсе без адреса: «Любови Дмитриевой, Екатеринбург». И письма... доходили! Люди из разных городов просили ее молитв в Царской часовне. А потом благодарили за помощь Царскую Семью. И вот, воспользовавшись случаем, Любовь Владимировна Дмитриева передала через газету низкий поклон всем своим многочисленным корреспондентам.

Сергей Владимирович Горохов, помощник депутата Государственной Думы России А.Н. Грешневикова, соавтор законопроекта о внесении изменений в налоговый кодекс РФ:

- Я приехал на праздник по приглашению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. Мы давно знакомы, еще в 2000-м году Владыка Викентий пригласил меня выступить на епархиальном собрании с докладом о проблемах глобализации. Более двух часов я рассказывал екатеринбургскому духовенству о новых проблемах и угрозах, в том числе о проблеме ИНН... Так завязались наши контакты.

- С каким чувством вы присутствуете на первой литургии в Храме-на-крови?

- Это очень сложно передать. Мы присутствуем на величайшем историческом событии. Сейчас еще сложно оценивать его значение для будущих судеб России...

- Как вы считаете, сможет ли со временем этот город стать одним из центров возрождающейся монархической идеи?

- По пророчествам, таким центром со временем должен стать древний Владимир. Но Екатеринбург, безусловно, также станет одним из ведущих центров духовного возрождения России...

- На празднике присутствует Глава Императорского Дома Великая княгиня Мария Владимировна. Как бы вы прокомментировали Ее приезд в Екатеринбург?

- Слава Богу, что сюда на освящение Храма Всех Святых приехала ближайшая родственница по крови последнего Русского Царя. Великая Княгиня Мария Владимировна - человек Православный и разделяет с нами эту духовную радость... Ее приезд на праздник можно только приветствовать.

- Проблема ИНН, другие проблемы глобализации до сих пор тревожат Православную общественность. Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию?

- Недавно появилась тревожная информация о том, что в 2006-2007 годах будут введены электронные вкладыши в российские паспорта. Это меня не может не тревожить... А в целом за последнее время не было никаких резких движений ни с той, ни с другой стороны. Чтобы проблема ИНН сошла с повестки дня, нужно принять соответствующие изменения в законодательстве. Но большинство депутатов Государственной Думы к этому пока не готово...

Леонид Донатович Симонович сразу на себе останавливает взгляд. Это человек дела, порыва, борьбы. С иконой на груди и с мегафоном в руках - он стал неотъемлемым главным персонажем всех самых крупных столичных молитвенных стояний и крестных ходов. И это не удивительно, ведь он возглавляет Общество Православных Хоругвеносцев. Леонид Донатович со своей «дружиной» прибыл на этот праздник в Екатеринбург.

- По благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия мы приехали сюда на праздник вместе с хоругвями. Всего нас прибыло 23 человека. Видите, это наш плакат: «Слава Христу - смерть антихристу». Естественно, «убить» антихриста мы не сможем, и отменить пророчества Иоанна Богослова не в наших силах. Но задержать на какое-то время его приход мы очень надеемся... Для этого и устраиваем крестные ходы.

- Как вы думаете, этот исторический день может стать началом возрождения в России монархической идеи?

- Я уверен, что на Руси будет Царь! И этот день конечно же войдет в историю страны...

- Вы много сделали в борьбе с кодовой идентификацией. Как бы вы охарактеризовали ту ситуацию, которую мы имеем на сегодняшний день?

- В этой борьбе есть и положительные моменты. Так, например, храм Николы на Берсеневке в Москве отказался брать ИНН на храм. И уже начались разговоры о том, что храм этот закроют... И вот Святейший Патриарх Алексий II попросил Президента Путина, чтобы он отменил обязательность получения ИНН на храмы. И Президент дал на это согласие, подписал соответствующий указ... Но вот добиться отмены ИНН для физических лиц - это сложнее... Даже не знаю, удастся ли нам это... Если мы будем бороться, то победим, а если будем спать - нас раздавят...

На Царский праздник в Екатеринбург прибыло много паломников из Самары. В их числе были протоиерей Сергий Зинченко из пос. Волжский Утес и иерей Леонид Коркодинов из с. Усолье.

Во время освящения Храма Всех Святых они стояли с хоругвями на соборной площади.

Протоиерей Сергий: Я давний почитатель Царской Семьи. У меня отец - священник, и с детства мне привили любовь к нашим русским Царям. Когда я узнал, что в Екатеринбурге на месте цареубийства будет освящаться храм, решил обязательно приехать на этот праздник. И вот приехал вместе с отцом Леонидом (наши храмы находятся рядом - через Волгу, друг напротив друга). У нас в храме прихожане очень чтут Царя. Уже два года каждое воскресенье в храме читается акафист Царю-Мученику. Я состою в Обществе Православных Хоругвеносцев, которое возглавляет Леонид Симонович. Считаю, что патриотическое движение способствует возрождению Святой Руси. Когда приеду с праздника, расскажу своим прихожанам о всем, что здесь увижу. И не только расскажу, но и покажу. У нас с собой имеется видеокамера...

Иерей Леонид: Сам я родом с Урала, из Перми. Много раз бывал в Екатеринбурге и всегда, приехав в этот город, спешил сюда, на место, где пролилась Царская кровь. И всегда здесь молился Батюшке-Царю. Сегодня ночью собираюсь с хоругвью идти крестным ходом до Ганиной ямы. Мы с отцом Сергием обратились к Владыке Викентию с просьбой благословить нас принять участие в ночном богослужении, и он ответил нам так: «Я буду рад служить вместе с вами...»

Валентина Осипенко приехала на праздник из г. Рубцовска Алтайского края. Уже более десяти лет она является подписчиком Православной газеты «Благовест». Рядовая паломница, она приехала в Екатеринбург на трудовые рубли, остановилась не в гостинице, а на вокзале. Утром 16 июля молилась на первой литургии в Храме-на-крови, а потом всю ночь до утра присутствовала на праздничном Богослужении. Встретились мы уже после окончания службы, когда паломница из Алтая не жалея себя, из последних сил собиралась двинуться в 20-километровый крестный ход...

- Сюда я приехала по зову сердца. Давно мечтала здесь побывать, и вот решила ехать на этот великий праздник... Впечатления – словами не рассказать, какие! Особенно первая Литургия в Храме-на-крови потрясла мою душу. Проплакала целое утро, молясь убиенным Царственным Мученикам. Будем надеяться, что с этого дня что-то в жизни России изменится к лучшему. Я всегда молюсь Царю-Батюшке, и он мне помогает. На каждое дело у Батюшки-Царя беру благословение... А когда с мужем были неприятности, молилась Царице-Мученице Александре. Она помощница в семейных вопросах. Ей нужно молиться о своих близких, чтобы они прекратили употреблять спиртные напитки... Когда я взмолилась ей: «Помоги, Александра!» - произошло чудо. На следующий день близкий человек прекратил пить и у нас просил прощения. Этого чудесного вмешательства хватило на полгода. Но я продолжаю ей молиться и верю в ее предстательство.

Еще был такой случай. Я по незнанию приняла ИНН и вскоре душой почувствовала, что сделала что-то не то. Было какое-то смятение, и я стала молиться нашему Царю Николаю II. Вскоре я поняла, что нужно отказаться от ИНН, это меня так вразумил наш Батюшка-Царь. Я поехала в г.Бийск Алтайского края, к старцу - протоиерею Пахомию. Он мне сказал: «Номер» не берите ни вы, ни дети...» И вот я отказалась от ИНН, и наконец-то почувствовала спокойствие. Это мне Царская Семья помогла.

Записал Антон Жоголев

>> в начало раздела

газета "Волжская коммуна" (г. Самара) №148 от 15.08.03

"Сердце чисто созижди во мне…"
"Царские дни" прошли на Урале и в стране с невиданным прежде духовным подъемом

Лето 2003 года выдалось для православной России памятным двумя крупными событиями: в конце июля в Екатеринбурге торжественно был освящен Храм-памятник на крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Прошли крестные ходы к святым местам под Екатеринбургом и Алапаевском. А в начале августа при таком же громадном стечении православных верующих столь же торжественно на Нижегородской земле, в Сарове и Дивеево, молитвенно поминалось имя великого святого России Серафима Саровского – исполнилось сто лет со дня его прославления. События эти мистически стоят рядом: именно при государе Николае Втором был прославлен преподобный Серафим, который сказал: «Царя, который меня прославит, - прославлю».

Так и произошло: имена святых страстотерпцев царя Николая и его семьи оказались неразрывно связаны с именем великого молитвенника и чудотворца Саровского.

Русская Голгофа

Город, умытый ночным ливнем, утром шестнадцатого июля услышал колокольный звон, раздавшийся на звонницах пятиглавого белоснежного храма, сияющего куполами и крестами.

Величавый и в то же время стройный, весь устремленный к небу, Храм утвердился на Вознесенской горке – она поднимается от просторного городского пруда, образованного плотиной, поставленной Василием Татищевым 380 лет тому назад. Здесь центр города, и Храм хорошо виден со всех сторон. В это утро, облитый солнечным светом, он был похож на свечу, зажженную перед распахнувшимся небом.

Площадки перед Храмом, аллеи лиственниц, елей и сосен, сформировавших зеленые лужайки, газоны, улицы, со всех сторон ведущие к Храму, заполнились паломниками, Крестными ходами, пешком, автобусами, самолетами, поездами они прибыли сюда с юга и севера, востока и запада России.

Конечно же, сразу стало известно о личном подвиге паломников, которые Крестными ходами пришли сюда пешком – из Ростова, Волгограда, Тобольска. Шли они по многу дней, не устрашились ни палящего солнца, ни дождей, ни усталости, износили по несколько пар обуви. Поразительно, что среди этих паломников немало пожилых людей. И ни одного случая недомоганий, болезней – духовный порыв превозмог немощи плоти.

Началась Божественная Литургия. Вместе с иерархами нашей Церкви, духовенством, монашеством седобородым и совсем юным, устремила ко Всевышнему свои молитвы, казалось, вся православная Россия.

Да, впрочем, оно так и было. Кому не довелось войти во Храм, тот молился у стен Храма; кто, сомкнувшись в группы, пел, слыша по трансляции службу; кому не довелось быть здесь, в Екатеринбурге, молились в храмах своих городов и сел – да, я не преувеличиваю, молилась вся православная Россия.

Конечно, не обошлось и без тех, кого народ язвительно назвал «подсвечниками» - они, разумеется, стояли в первых рядах в самом Храме. Об этом скажу отдельно, а сейчас о другом – вот о той женщине, у которой лицо залито слезами. Она стоит на коленях и икону с ликами царственных мучеников поднимает к небу. Взгляд невольно останавливается и на хоругвеносцах – крепкие мужи твердо держат древку и с полотнищами, на которых изображения ликов святых. Среди людей, входящих в Общество Православных Хоругвеносцев, наши священники – протоиерей Сергий Зинченко из поселка Волжский Утес и иерей Леонид Коркодинов из села Усолье.

Я обратил внимание, что рядом с ликами преподобного Серафима Саровского, святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Доронского есть лик и нашего современника – воина Жени Родионова, которому чеченские бандиты отрезали голову, потому что наш солдат не снял креста и не отрекся от своей веры. Прошлое и настоящее соединились в одно целое. И потому в сердце каждого, кто был здесь, не могли не войти возгласы и песнопения Божественной Литургии, которые с мощью и величием, скорбью и радостью пели хоры.

И многожды повторялось:

Святые царственные страстотерпцы,

Молите Бога за нас!

Радостно было встретить наших самарских паломников во главе с настоятелем Храма во имя святого великомученрника Георгия Победоносца имеем Георгием Кузиным. Среди паломников многом моих хороших знакомых – вот Клавдия Ивановна Тельнова, кандидат медицинских наук, невропатолог. Она совершает паломничество вместе с мужем и сыном. Здесь и сопредседатель недавно созданного у нас Общества православных учителей губернии Бельчикова, другие самарские паломники.

Делимся впечатлениями, фотографируемся на память…

На полуциркульном своде, перед входом в Храм, золом по белому надпись:

«Пролияша кровь их яко воду окрест».

Да, кровь мучеников пролилась, как обильные воды окрестные, влилась в них – и навечно. И оттого скорбь соединилась с утверждением веры – той самой, во имя которой они, страстотерпцы, приняли мученический венец.

Надо хотя бы немного описать внутреннее убранство Храма, и поэтому давайте пойдем по первому маршу широкой гранитной лестницы. Останавливаться у скульптуры царственным мученикам пока не будем (о ней чуть позже), а сразу войдем в нижний храм.

Нас встретят иконы, каких вы не найдете нигде в мире, они подарены Храму челябинскими мастерами. Лики царственных страстотерпцев, Ангелов Троицы, Казанской Божьей Матери, Николая Чудотворца – писанные, в ризах, шитых парчой, золотыми и серебряными нитями. Уральские самоцветы обрамляют фигуры. Все и полнено с высоким художественным вкусом, огромные иконы сияют красотой.

Справа от иконостаса мемориальная комната, та самая, в которой были убиты царь, его семья и слуги. За престолом стоит Поклонный крест, на стене - икона царственных страстотерпцев. Больше ничего в комнате нет, и это пустое пространство как раз и создает то впечатление, какое и нужно для молитвы, для обращения к тем, кто претерпел здесь страдания до конца.

Верхний, главный храм просторен, в нем величавость и торжественность, которые создаются иконостасом из белого камня, мрамором, гранитом, яшмой, другими уральскими самоцветами, покрывающими пол и опорные колонны. Белые своды пока не расписаны, но это не мешает и сейчас восприятию убранства Храма как величавого и могучего.

Перед иконостасом у аналоя стояла чудотворная икона святого преподобного Серафима Саровского с мощевиком, привезенная сюда из Дивеево на освящение Храма. Батюшка Серафим как бы присутствовал здесь, напоминая всем о своем пророчестве. Государь Николай Второй его прославил, а теперь и он, великий русский святой, свидетель победы мучеников, утвердивших бессмертие здесь, на русской Голгофе.

«Покаяние отверзи ми двери»

Народ наш давно понял, по каким нравственным законам жил и правил царь, какой была его семья. Не «мудрствуя лукаво», как многие наши интеллигенты, народ сердцем осознал, что царь поступал именно как православный государь, кто согласно Евангелию, «Положил душу свою за други своя» и стал искупительной жертвой за грехи «всех и вся». Ничего не формулируя, ничего не доказывая, народ не принял десятки «правильных», «неопровержимых» доказательств «порочности» царя и его семьи. Прославление во святых Николая Второго и его семьи начало свое взяло в самой толще народной. Как волна, которая набирает силу, двигаясь к берегу под сильным ветром, так и чувство народное обрело напор, высоту и вылилось вот в это торжество, утвердило этот Храм, сплотило вокруг него тысячи людей.

Сердце народное не обманулось, убийцы остались убийцами и прокляты, хотя кричали о «народной мести» и выдавали себя «борцами за народное счастье», а взошедшие на русскую Голгофу обрели любовь и почитание миллионов.

Но вот что интересно. Людям, которые родную историю знают по «Истории КПСС» или книгам «ученых мужей», трудно изменить отношение и к Николаю Второму, и к тем, кто по прямому приказу Ленина-Свердлова совершил кровавое преступление. Но наши-то современные «просвещенные» интеллигенты? В том числе и те, кто сегодня у власти в таких городах, как Екатеринбург?

Здесь, на Вознесенской горке, отчетливо видно это нелепое желание усидеть на двух стульях сразу. Улицу имени Карла Либкнехта «не успели» переименовать, хотя было обещание назвать ее Вознесенской. В одну сторону улица плавно перетекает в улицу Свердлова, в другую – Розы Люксембург. В самом центре города улица Вайнера (Войкова), одного из главных идейных руководителей убийства царской семьи. Улицы Хохрякова, Мылышева, Шейкмана – не перечесть всех «пламенных революционеров», почитаемых в городе, где и памятник-то Свердлову по-прежнему стоит перед оперным театром, на главной улице. А ведь это все убийцы, по большей части или недоучки, или люди с уголовным прошлым, которых активно привлекал к революционной работе Свердлов.

На Вознесенской горке прямо перед Вознесенским собором -скульптура пионеров, бодро шагающих со знаменем нам навстречу, теперь шагающих прямо на Храм на крови. К торжествам фигуры пионеров выкрасили в серный цвет, «обновили». Удивительно, но эти «чертенята» внушительных размеров, расположились между двумя Храмами, старым и новым.

И вот теперь самое время сказать о скульптуре, которая находится между первым и вторым маршами парадных лестниц, ведущих к Храму. Фигуры царственных мучеников расположились вокруг креста. Выполнены они точно в том же стиле, что и пионеры, шагающие к Храму с противоположной стороны. Та же помпезность, та же вычурность. Все мученики стоят в позах, каким обычно изображали борцов за советскую власть: левая рука откинута назад, грудь вперед. Кресты напоказ. Царица крестится, но рука, сложенная в троеперстие, поднята так, что крестное знамение очень похоже на честь, какую отдают американские военные, приложив ладонь козырьком ко лбу. Портретное сходство скульптур очень приблизительное, и вся эта «композиция» - просто инородное тело, которое «влепили» перед Храмом. Как «влепили» гигантскую скульптуру Петра Первого на Москве-реке, чуть ли не напротив Храма Христа Спасителя.

И в этой скульптуре, и в названиях улиц, и в том, как ведут себя начальствующие по отношению к Церкви, ко всему, что свято для народа и что есть наша общая национальная историческая память, отчетливо видна половинчатость, именно то самое желание усидеть «на двух стульях», когда хочется «идти в ногу со временем», показать себя как бы верующим, и в то же время «сохранить лицо» человека «с широким взглядом»…

«…Как наше слово отзовется». Личное.

В тот же день служилась в Храме на крови Всенощная и вновь Божественная Литургия. Затем, уже в пятом часу утра, Крестным ходом двинулся православный народ к Ганиной яме – туда, где заметали свои кровавые следы изуверы.

В 17 километрах от Екатеринбурга – мужской монастырь во имя святых царственных страстотерпцев.

В сосновом бору восемь церквей, построенных по северным образцам русского зодчества. Все церкви деревянные, и могучих сосен. В их облике заповедность и та особая, именно русская красота, которая соединяет в себе, казалось бы, несоединимое – земное и небесное.

За главным храмом монастыря – Поклонный крест у той самой шахты, где шло надругательство над убиенными. Теперь это глубокая яма, поросшая стелящимися по земле бледно-розовыми, с красными подпалинами, настурциями, белыми ромашками, нежно-зеленой травой. Яма обнесена крытой деревянной галерее, где стоят молящиеся, внимая предстоятелю, свершающему после литургии панихиду.

И отступило все житейское, суетное, и свои горести, боли отступили. И чувство возвышенное, теплое и чистое, как бы подняло душу над землей.

«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей», - разносилось над местом, ставшим святым, слова из пятидесятого Псалма Давидова.

На следующий день путь наш лежал в Алапаевск, что в пяти часах езды от Екатеринбурга. В так называемой напольной школе, где провели последние дни великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара – мемориальная комната. Фотографии, большой портрет матушки…

В церкви святой Екатерины, куда белые привезли тела убиенных и где их отпели, у церковной лавки я заговорил с пожилой монахиней. Как и всюду, где бывал в эти дни, на память хотелось взять святыньки. Монахиня поинтересовалась, откуда мы, и когда я назвал себя, доброе лицо ее так и просияло. Оказалось, что мою повесть о великой княгине Елизавете «Земной ангел» они читали по нескольку раз и даже вслух. Книги мои давно разошлись, ждут новых. Нам с другим дали в подарок иконки, путеводители, газеты, в помянник записали наши имена и наших родных. Лица всех, сто сгрудился вокруг нас, были радостными, и радостно было мне, и я сбивчиво отвечал на вопросы.

Нам не давно предугадать

Как наше слово отзовется,

Но нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

По дороге к монастырю во имя святой преподобномученицы Елисаветы, что в семи километрах от Алапаевска, там, где ее живой сбросили в шахту с крестовой сестрой Варварой и великими князьями Константиновичами, думал я о таких глубоких стоках великого нашего поэта Федора Тютчева.

Строки эти как бы ожили – вот, я получил со-чувствие, то есть сопереживание, получил его от незнакомых прежде людей. Они не знали о моем горе, о том, что я совсем недавно похоронил любимую жену, но они видели мое лицо, мои глаза. Они видели, что со мной что- то произошло, потому что в их глазах я видел со-переживание. Я был дня них, конечно, прежде всего человек, написавший повесть о святой, которую они так чтут, но за их выражением признательности ко мне было еще и что-то другое. Именно со-чувствие. И вот это сочувствие, и теплый летний день, и дорога к монастырю, и сосны, окружившие шахту, где погибли мученики, и опять настурции по склонам ямы, и ромашки, и васильки, и часовня, и Поклонный крест – все вошло в сердце, и ожила последняя строка стихотворения:

… Как нам дается благодать.

Я ощутил эту благодать, и боль отошла, и чувство светлое, тихое возникло в душе.

В монастырь мы пришли, когда уже закончилась служба. Оказалось, что в этот день Божественная Литургия служилась трижды – так много было паломников. Игумен Моисей – молодой, аскетичный по виду, с чрезвычайно добрыми, умными глазами, принял нас радушно. Но было видно, что он очень устал. У меня были припасены в подарок для него книги, в том числе и «Земной ангел». Батюшка сердечно благодарил, ответил своими подарками – иконами.

Несмотря на то, что торжества только что закончились, в монастыре шла деятельная работа – послушники, трудники занимались строительными и хозяйственными делами. Монастырь обносится кирпичной стеной, достраивается общежитейский корпус, стоятся надворные постройки.

В храме было тихо, полусумрачно. Я подошел к храмовой иконе святой преподобномученицы Елисаветы и приложился к ней. В руке была подаренная иконка великой матушки, а с обратной стороны – молитва ей, которую я прочел. Заканчивается она вот такими словами:

«Сохрани нас от всякого зла, обновите пути жизни нашей, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследниками быти со всеми святыми о века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь».

Писатель Алексей СОЛОНИЦЫН

Самара – Екатеринбург – Алапаевск – Самара

>> в начало раздела

"Православная жизнь"

Информационный вестник собрания православных врачей и педагогов г. Челябинска при храме иконы Божией Матери "Нечаянная радость", Челябинская епархия
выпуск №17

О праздновании в Екатеринбурге дней святых Царственных страстотерпцев 16-17 июля 2003 года

Бывать в монастыре на Ганиной яме нам приходилось не однажды. Место удивительное. Один батюшка сказал: по антиминсу ходим, - и душа чувствует это. Хотелось пойти на поклонение пешком хотя бы от черты города, но здоровье не позволяло. Этой весной стало легче, и я решила идти сколько выдержу.

Приехали к Храму-на-крови утром 16 июля. Служба транслировалась на весь квартал. Множество людей стояли на улице и молились, мы присоединились к ним. Начался молебен. Представьте себе высокую лестницу, ведущую к храму, на ней застыли хоругвеносцы, а на площадке перед храмом епископы, духовенство совершают молебен. За ними храм белый, устремленный ввысь, сияет золотыми куполами, а небо хмурое-хмурое. И вдруг в конце молебна, когда возносилась молитва о России и русском народе, тучи разошлись и выглянуло солнце. Все засияло, и сердца наши возрадовались. А после службы еще радость открыли доступ в храм, и мы смогли приложиться к иконе Серафима Саровского с частицей мощей, поклониться всем святыням. Так закончились торжества освящения храма Всех святых, в земле Российской просиявших, построенного на месте убиения Царственных страстотерпцев.

Литургия началась в полночь в верхнем храме. К сожалению, ночью трансляция службы не велась, и находящиеся в нижнем храме и на улице сами читали акафисты или просто ожидали начала крестного хода. И вот он начался.

Все удивительно красиво, торжественно и благолепно. Впереди большой отряд хоругвеносцев, икона Царственных страстотерпцев, архиепископ Викентий и духовенство в красном облачении; - такой отряд воинов Христовых, идущих по-военноми стройно и быстро, а дальше миряне всех возрастов и социального положения, хотя и не стройно, очень большим числом. Впереди шел микроавтобус, откуда через усилитель звучали молитвы, очень помогающие идти, а сзади колонны автобусы, куда могли сесть те, кто выбился из сил, но таких было немного.

Конечно, было нелегко, особенно в конце. Для нетренированного человека пройти более 20 км в хорошем темпе не просто, но благодать укрепляла. А сколько умилительных и возвышающих душу эпизодов пришлось увидеть! Вот инвалид совсем молодой на своей коляске, вот молодые родители с ребенком, а вот впереди священник с сыном лет 8-9: красная фелонь на ветру, как флаг, а мальчик тоненький в красном стихаре, как свеча пасхальная. Посмотришь, и сердце умилится, и сил прибавится. Даже мусульманский священник был в своем облачении с полумесяцем. Видно, и его душа ищет покаяния за бывших верноподданных русского царя, болеет о России.

После крестного хода в монастыре литургия, но сил уже не было. Душа тихо ликовала. Я лежала на травке на земле монастыря, подобной антиминсу, принявшей в себя священный пепел страстотерпцев, и по новому открывались слова Пасхального песнопения Смертию смерть поправ по отношению к мученикам. Они, пройдя за Господом крестный путь и войдя в жизнь вечную и нам помогают, а Крестный ход, когда он трудный, сближает нас и с их крестом, и со Крестом Христовым. Этот скорбный и радостный путь для многих становится путем покаяния. Таким он стал и для меня.

В народе дни с 16 по 18 июля называют Царскими днями. Радостно видеть, как растет почитание Царственных мучеников. В этом году только из одного Челябинска прибыло 10 автобусов, и еще своим ходом многие приехали. С Волги пришел пеший крестный ход. Люди собрались со всей России. Везде звучала молитва: “Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!”, и рождалась надежда, что Россия духовно возродится.

Татьяна Майорова,
клуб православной семьи, Челябинск

>> в начало раздела


Орден Димитрия Донского 2-й степени
Орден Преп. Сергия Радонежского 3-й степени
Орден Преп. Серафима Саровского 3-й степени
Орден Благоверного царя Иоанна Грозного
Орден - За заслуги

новые фото
Русский марш - 2108

новые фото
Крестный ход в Свиблово

новые фото
Крестный ход в Тайнинском

новые фото
Поездка на Чудское озеро

новые фото
Открытие памятника Ивану Грозному в Орле

новые фото
110-летие подводного флота России

новые фото
Поездка в Санкт-Петербург

новые фото
Концерт в Туле

новые фото
Поездка в Новороссию

новые фото
Хоругвеносцы на Саур-Могиле

новое видео
В

новое видео
У

новое видео
Архив.

новое видео
Архив.

новое видео
день

новое видео
Похороны

новое видео
Награждение

новое видео
Интервью

новое видео
Награждение

новое видео
О

новое видео
Открытие

новое видео
Царский

новое видео
день

новое видео
день

новое видео
Интервью

новое видео
Интервью

новое видео
Русский

новое видео
Интевью

новое видео
Анти-Матильда

новое видео
Анти-Матильда

книги
Книга С.Новохатского "Этнический терроризм"

 

 
Русское Православно-Монархическое Братство Союз Православных Хоругвеносцев


При полном или частичном воспроизведении материалов сайта обязательна ссылка на www.pycckie.org

Кольцо Патриотических Ресурсов Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100