СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ХОРУГВЕНОСЦЕВ (СПХ) Союз Православных Хоругвеносцев Мы Русскiе - Съ нами Богъ!
Православiе Самодержавiе Народность
 



+ О СОЮЗЕ  
+ НОВОСТИ
+ ГАЛЕРЕЯ
+ ПОЭЗИЯ
+ СПХ НА ВИДЕО
+ ЖУРНАЛ СПХ
+ РУССКIЙ СИМВОЛЪ
+ АРХИВ
+ СВЯЗЬ
+ ГОСТЕВАЯ
+ ССЫЛКИ
 

Книги Сергея Родина
ПОЭЗИЯ

Живой журнал Главы СПХ
Царь грядёт!


Все новости на тему девиза  "Православие или смерть!"


ИА Русская весна


ПОЭЗИЯ

Храм на Красной площади

Царь Иоанн Грозный

Русские новости. Информационное интернет-издание. Экономика, политика, общество, наука, происшествия, горячие точки, криминал

О нас пишут
2002 год от Р.Х.
+ О нас пишут + словеса мятежны +
2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000
Пишут разное

Сообщения, размещенные в этом разделе:

газета "Россiя" от 04.04.2002
"Мироточивый Распутин"

газета "Московские новости" №3 за 2002г.
"ИНН замедленного действия"

газета "Вперед" (Сергиево-Посадский район)
№59 от 11.06.02
"Это в Союзе или за границей?"

Аналитический обзор. Антидиффамационной лиги, выпуск N21, июнь-июль 2002 г.
раздел "Православные фундаменталисты" из исследования "Национал-радикальные политические партии и движения в 2001-2002 гг."

газета "Россiя" от 04.04.2002

Мироточивый Распутин

Чудо мироточения (то есть выделения мира – см. справку) в христианстве известно давно. Мироточивыми и нетленными оказались мощи (останки), например, Димитрия – православного воина из греческого города Салоники, казненного по приказу римского императора Диоклетиана в 306 году и канонизированного церковью через 100 лет. Мироточивыми бывают и сами гробницы, а также иконы, кресты и другие церковные предметы, связанные с памятью святых угодников Божьих. Мироточивые образа есть и в католической, и в армяно-григорианской, и в других христианских церквях. И везде они почитаются как чудотворное средство, через которое Бог посылает знамения верующим.

Пятый год мироточат православные иконы в России и США. Миро- и кровоточат образа Христа Спасителя, Божьей Матери, святителя Николая Мирликийского, преподобных Сергия и Германа Валаамских, святых Царственных мучеников, некоторых местночтимых святых. Мироточат и портреты официально не канонизированных Иоанна Грозного и… Григория Распутина. Мироточат не только деревянные иконы, но и пластиковые, и даже фотокопии.

Автор этих строк слышал от своего друга, в прошлом узника совести Виктора Бурдюга, о том, что происходило в доме его знакомого Георгия с черно-белой ксерокопией иконы святых Царственных мучеников. 13 августа 1998 года, в день рождения царевича Алексея, эта ксерокопия начала благоухать и… окрашиваться, затем замироточила. К празднику Успения Пресвятой Богородицы 28 августа икона полностью налилась красками, что зарегистрировано искусствоведческой экспертизой. Данное чудо, кстати, вдохновило певицу Жанну Бичевскую на написание цикла песен, посвященных этим святым.

Духам не место на иконе

Каждый подобный факт сразу же становится предметом обсуждения.

Обсуждается и подлинность самого явления, и святость изображенных на иконе лиц, и достоинства обнаруживших это людей. Глава Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович, например, жаловался на одну православную монархистку, обвинившую его в обработке иконы святых Царственных мучеников французскими духами. На самом деле эта икона благоухает хоть и слабо, но не духами, в чем автор имел случай убедиться лично, да и следы от пятен мира остались. Вопреки распространенному мнению изготовить миро в домашних условиях невозможно. Все случаи мироточения тщательно проверяются духовенством, и ничего, кроме позора, подобная фабрикация автору не принесет.

Иногда на месте старого мироточения возникают капли – не капли, а что-то вроде светлого, едва различимого пятнышка. Автор лично видел такое на большой иконе Казанской Божьей Матери в приделе Святителя Тихона храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве. Это произошло во время чтения покаянного канона в первый день Великого поста 1998 года.

Как это происходит

По свидетельству очевидцев, за несколько дней до начала мироточения икона начинает благоухать. Затем на поверхности иконы появляются мелкие бесцветные капельки, напоминающие слезы (отчего мироточивые иконы называют также плачущими). Обычно такие капли появляются на лике святого или на благословляющей деснице, но могут возникнуть и в других местах. Через несколько дней капли на иконах превращаются в пятна, а иногда и в струи. В таких случаях их хранители говорят: «Иконы текут». Иногда мироточение длится несколько дней, иногда – лишь несколько часов, после чего пропадает, оставив на месте пятен слабо заметные благоухающие следы.

Часто это происходит при переносе иконы в другое помещение или даже в храм. Так ведут себя, например, мироточивые иконы у Валентины, живущей в военном городке под Клином, и сейчас командование части строит специально для них часовню. Иногда истекающее миро полностью закрывает поверхность иконы, а иногда оно превращается в красную жидкость, напоминающую кровь. Именно это наблюдается, например, на иконе Христа Спасителя, принадлежащей Ольге Ефимовой из с. Державино Бузулукского р-на Оренбургской обл. По свидетельству архиепископа Самарского и Сызранского Сергия (Полеткина), выделенная с этой иконы жидкость идентифицирована самарскими гематологами как человеческая кровь IV группы. Но данная экспертиза более никем не подтверждена.

Надо сказать, что журналистов хранители мироточивых икон не жалуют. Когда автор этих строк, выполняя поручение преподавателя Свято-Иоанновского православного университета, профессора Александра Московского, обратился к Ефимовой с просьбой передать образцы мира для московских биохимиков, хранительница ему наотрез отказала, ссылаясь на запрет своего духовника, архимандрита Сильвестра, считающего это кощунством. Ольга пишет: «Господь кровоточит и мироточит о нашей будущей жизни, о прошлых грехах, о том, как Его распяли. Распяли и как бы сказали: а давай Его кровь проверим».

Не по грехам и не по заслугам

Но с этим согласны далеко не все. Комплексное исследование Туринской плащаницы, например, не только подтвердило подлинность этой величайшей реликвии, передавшей нам истинный образ Иисуса Христа, но и многих привело к вере, и потому, вероятно, ничего кощунственного в таких экспертизах нет.

Куда больший вред, по мнению духовенства, могут нанести попытки толкований данных, несомненно чудесных, явлений. Вот что сказал об этом заведующий службой коммуникации Московской Патриархии Виктор Малухин: «Считать «плачущие» иконы предвестием войн, стихий, напастей – суеверие! На самом деле мироточение свидетельствует, что Бог с нами». Когда хранительница образа Божьей Матери «Умягчение злых сердец» Маргарита В. обнаружила, что ее икона замироточила, настоятель храма Рождества Христова в Измайлове, протоиерей Леонид Ролдугин сказал ей следующее: «Это и не по твоим грехам, и не по твоим заслугам. Научись теперь с этим жить!»

Быть

Чудотворность мироточивых образов подтверждается их целебными свойствами. Когда находящиеся у Ефимовой иконы (теперь их называют «державинские») выставили 29 ноября 2001 г. в Спасском соборе Спас-Андроникова монастыря Москвы, произошло следующее. По словам старосты собора Дмитрия Пивоварчука, после молебна св. Царственным мученикам, Христу Спасителю и Божьей Матери полностью восстановилась подвижность конечностей у 65-летней Тамары Грешневой из подмосковного города Люберцы, страдавшей после перенесенного инсульта головного мозга односторонним параличом.

Больная неожиданно почувствовала, как ее члены охватывает какая-то теплота, а затем по ним как бы быстро пробежал ток, после чего недвижимые рука и нога медленно стали отходить от паралича, и к концу молебна старушка уже могла перемещаться без какой-либо посторонней помощи.

Получила исцеление и страдавшая ущемленной грыжей позвоночника 60-летняя Галина Кузнецова из подмосковного города Одинцово, которую в собор доставила ее подруга, 70-летняя Людмила Яковлева из подмосковного города Королева, о чем автору рассказала активистка народного движения почитателей иконы 57-летняя москвичка Елена Кириченко.

Это могут подтвердить и иноверцы. По сообщению религиозного журналиста Феликса Шведовского, буддийского монаха-бхикшу из ордена «Махасангха Ниппондзан МЅходзи», миро– и кровотечение наблюдали его однообщинники-упасаки (буддисты-миряне), пришедшие проводить в последний путь выдающегося русского востоковеда, к. и. н. Александра Игнатовича, 53-летнего старшего научного сотрудника ИСАА МГУ, которого отпевали в соборе в тот день. Присутствие иноверцев не приостановило и не повлияло на миро- и кровоточение икон. Буддисты тоже прикладывались к мироточащим иконам.

Во время нахождения кровоточивой иконы Христа Спасителя в храме Казанской иконы Божьей Матери в г. Иваново произошли еще более дивные события. После того как родственники врача-невропатолога Руновой, лежавшей в нефрологическом отделении Ивановской горбольницы в ожидании операции по удалению почки, смазали миром область больного органа, почка полностью восстановила свои функции и через несколько дней доктор Рунова была выписана.

Еще более удивительный случай произошел с парализованной пенсионеркой Верой Ивановной, соседкой супругов Александра и Светланы Егоровых, которая вследствие тяжелого недуга передвигалась по квартире с большим трудом с помощью стула. После того как ее дочь Лидия принесла из храма ватный тампон, смоченный миром, и крестообразно смазала матери голову, руки, ноги и спину, на следующий день Вера Ивановна свободно бегала (!) по квартире и по улице, где ее и встретили изумленные супруги Егоровы.

Андрей Семенов

>> в начало раздела

газета "Московские новости" №3 за 2002г.

ИНН замедленного действия
Борьба с "числом зверя" объединяет все больше православных радикалов

Шумные пикеты "православной общественности" проходят у Государственной думы, у храма Христа Спасителя, у памятника святым Кириллу и Мефодию на Славянской площади. Участники необычных акций держат в руках плакаты: "Нет электронному концлагерю!", "Не убивайте нас электронными подписями, электронными паспортами и прочим, ведущим нас в систему Антихриста!". Участники пикетов видят скрытый мистический смысл в новой системе налогового учета граждан России.

Эта система (все граждане России получают идентификационные номера налогоплательщика - ИНН) вызвала резкий протест консервативно настроенных верующих. Под влиянием особо "ревностных" проповедников и некоторых "православно-патриотических" изданий они категорически отказываются принимать ИНН.

Жаркие споры продолжаются не менее двух лет, а движение против ИНН не идет на спад, привлекает в свои ряды новых сторонников: из РПЦ, из старообрядцев, Русской зарубежной и Российской православной автономной церквей. Главный довод противников ИНН: номер присваивается человеку пожизненно и, значит, заменяет его христианское имя, данное при Крещении. Православные радикалы усматривают в этом генеральную репетицию "принятия печати" Антихриста, которое описано в последней книге Нового Завета - Апокалипсисе.

Священное Писание и церковное предание учит: Антихрист, в преддверии Страшного Суда, заставив людей отречься от Христа, будет управлять ими посредством "нумерологической магии".

* * *

Можно возразить: у каждого из нас уже есть немало номеров, по которым нас "идентифицируют" - номер паспорта, автомобиля, страхового полиса и т.д. Неужели эти номера тоже предвестники печати Антихриста? На это борцы с новой системой налогового учета отвечают: нет, "традиционные" номера не связаны с печатью Антихриста, потому что они присвоены не человеку, а документу или вещи. Эти номера могут меняться. А ИНН присваивается пожизненно, значит, принадлежит самому человеку.

Еще один аргумент противников идентификационного номера - его универсальный характер: без него (как и без печати Антихриста!) нельзя будет совершать сделки купли-продажи, пользоваться услугами медицины и социальных служб и т.п. Появилось сообщение, что с января с.г. при оплате коммунальных услуг в Сбербанке все граждане должны указывать свои идентификационные номера. Правда, за несколько дней до Нового года, после шумных акций противников ИНН, налоговики пошли на уступки: они разослали информационное письмо, разрешающее при заполнении бланков коммунальных платежей не указывать ИНН тем, у кого этого номера нет.

Любопытно, что у борцов с ИНН есть аргумент, имеющий правозащитное звучание - довольно нетипичное для православно-патриотической общественности, обычно "на дух" не переносящей словосочетания "права человека". Ненавистники ИНН указывают на случаи принудительного присвоения номеров тем православным, которые не хотят их принимать по религиозным соображениям. В недавнем определении Священного Синода (от 28 декабря 2001 г.) говорится: "Священный Синод с пониманием отнесся к мнению тех, кто не принимает ИНН как число, могущее восприниматься в качестве альтернативы христианскому имени, особенно в случаях, когда это число присваивается по принуждению. Принимая во внимание, что Министерство РФ по налогам и сборам и Сберегательный банк России дали разъяснения, устраняющие на данный момент опасность принудительного присвоения ИНН, сочтено крайне важным скорейшее окончательное решение данного вопроса на законодательном уровне".

* * *

Всеобщая "ИННизация" граждан России задумывалась еще в середине 90-х годов - как основополагающая часть налоговой реформы. Идея проста: вместо множества счетов и финансовых каналов, по которым российские граждане уплачивают разные налоги, ввести единый кодификатор для всех налогов.

В России "ИННизацию" первоначально планировали завершить к 1 января 2000 года, затем перенесли еще на год. Теперь же, похоже, вообще отказались от каких-либо определенных сроков завершения этого процесса. Быстрая и поголовная "ИННизация" населения России не состоялась. Основными "мешающими" факторами, судя по всему, стали не религиозный фанатизм, а традиционная инертность россиян, нежелание лишний раз толкаться в очередях в душных коридорах налоговых инспекций и общая низкая "налоговая" культура. До сих пор значительная доля доходов россиян состоит из так называемого черного нала, который потому и "черный", что с него не платят налогов.

* * *

Вот основные участники кампании по борьбе с ИНН: Общественное антиглобализационное движение "За право жить без ИНН" (его центр в Санкт-Петербурге); Союз православных братств; Союз православных хоругвеносцев и союз "Христианское возрождение" (Москва); некоторые монастыри и региональные православно-патриотические движения.

Союз православных братств, с которым фактически слились два других "близкородственных" союза - "Православных хоругвеносцев" и "Христианское возрождение", - был известен в начале 90-х годов как оплот борьбы с "жидовством и модернизмом". Со временем позиции союза стали более умеренными, но сейчас проблема ИНН оказалось центральной в его деятельности. При храме святителя Николы на Берсеневской набережной (напротив храма Христа Спасителя, на противоположном берегу Москвы-реки) размещается неофициальный центр Союза православных братств, это единственный православный храм столицы, отказывающийся принимать ИНН на свое "юридическое лицо".

На заседании Союза православных братств (конец минувшего года) некоторые активисты призвали устроить постоянный пикет у здания Московской Патриархии в Чистом переулке, чтобы добиться поддержки со стороны официального священноначалия. Свою позицию по вопросу ИНН священноначалие пыталось выработать на нескольких заседаниях Синодальной Богословской комиссии. Ответом комиссии на вопросы, связанные с ИНН, стал итоговый документ, принятый в прошлом году. Практически все пункты этого документа не удовлетворили противников ИНН, которых Синодальная комиссия призвала смириться и прекратить свои выступления. Алексий II издал особое послание (4 марта 2001 г.), в котором дал понять, что борцы с ИНН искусственно нагнетают страсти и пытаются учинить новый раскол в церкви. Все сотрудники Московской Патриархии (надо думать, и сам Патриарх) приняли ИНН еще в 2000 году. Об этом публично сообщил главный юрист Московской патриархии Виктор Калинин.

* * *

Выход из затянувшегося противостояния предложил депутат Государственной думы Александр Чуев, возглавляющий Христианско-демократическую партию России и думский подкомитет по делам религиозных организаций. Он считает, что надо просто-напросто заменить формулировку "идентификационный номер налогоплательщика" (ИНН) на "номер налогового учета" (ННУ). Этот номер, по мнению депутата, должен присваиваться свидетельству о постановке на учет, а не конкретному лицу. По словам Александра Чуева, инициатива нашла поддержку у министра по налогам и сборам Геннадия Букаева. Так что, возможно, российский парламент, приняв соответствующие поправки к Налоговому кодексу, сможет, наконец разрубить узел религиозно-политико-экономических противоречий вокруг ИНН.

Досье МН

"И увидел я другого зверя, выходящего из земли... И он сделает то, что всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их. И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть". (Апокалипсис, гл. 13, стихи 11 - 18).

Алексей Малютин

>> в начало раздела

газета "Вперед" (муниципальная общественно-политическая газета Сергиево-Посадского района) №59 от 11.06.02

Это в Союзе или за границей?

С момента распада Советского Союза прошло уже много лет. Что изменилось в мироощущении людей? Накануне Дня независимости России мы провели среди граждан Сергиева Посада небольшой опрос на тему: вы ощущаете своей Родиной Россию или СССР? Всего было опрошено около двух десятков человек, каждый кроме ответа на вопрос сообщал о себе те сведения, которые считал достаточными. Приводим наиболее интересные и характерные ответы.

Анатолий Николаевич, фотограф, 68 лет, в партиях не состоит:

- А что, в сущности, изменилось? Моя родина - Подмосковье, я здесь жил и живу. Родился я в несуществующем ныне городе Кунцево (сейчас это район Москвы). Ни в каких политических партиях никогда не состоял, не был даже в пионерах.

Павел, 22 года, "Союз православных хоругвеносцев":

- Россия была, есть и будет великой державой. СССР существовал в границах Российской империи, поэтому я эти понятия не разделяю, это было бы неправильно. Моя родина - Россия.

Владимир Александрович, инженер, 54 года, ни в каких партиях не состоит:

- Конечно, сейчас мы уже привыкли к тому, что Россия существует отдельно от бывших союзных республик. Но я родился и большую часть жизни прожил в СССР, поэтому и считаю его своей родиной.

Василий, 26 лет, в партиях не состоит, но симпатизирует "Яблоку":

- Моя родина, конечно, Россия - несмотря на то, что большую на сегодняшний момент часть жизни я провел в СССР. Мироощущение изменилось - Советский Союз все больше уходит в прошлое.

Эдуард Михайлович, 41 год, член КПРФ:

- Я сейчас живу в Москве, а родился на Украине. Большую часть жизни провел в России, тогда еще РСФСР. Своей родиной считаю Советский Союз.

Татьяна Федоровна, инженер:

- Своей родиной считаю СССР - мы были так воспитаны, жили в большой стране.

Юлия, 21 год:

- Я родилась в СССР, поэтому считаю его своей родиной.

Анна Васильевна, 91 год, пенсионерка:

- Наша родина - Россия, СССР-то давно уже нет...

Лидия Васильевна, сотрудник музея:

- Моя родина - Сергиев Посад, а более широко - Россия. Мне жаль, что СССР распался, я не испытываю ни малейшей враждебности по отношению к народам Союза - все эти раздоры между республиками искусственны, их придумали политики.

Александр Бориславович, художник:

- Все мы - дети СССР, в нас заложен этот менталитет. На всем постсоветском пространстве люди до сих пор мыслят и действуют во многом похоже - это привито с детства. До сих пор, когда слушаем новости, спрашиваем друг друга: это в Союзе или за границей?

Опрос провел А. Гирлин

>> в начало раздела

Аналитический обзор Антидиффамационной лиги выпуск № 21, июнь - июль 2002г.

раздел "Православные фундаменталисты" из исследования "Национал-радикальные политические партии и движения в 2001-2002 гг."

Несколько активизировались за последний год различные группировки православных фундаменталистов. Ревнители благочестия начали отходить от "кризиса ИНН", поставившего значительную часть активистов в конфликтную ситуацию с иерархами Русской православной церкви (РПЦ) и расколовшего православную общественность.

Из умеренных группировок можно упомянуть Союз православных граждан (СПГ) Валентина Лебедева, который напомнил о себе минувшей весной волной массовых мероприятий протеста против католической экспансии, выражавшейся в создании на территории России епархий Римско-католической церкви.

Антикатолические мероприятия СПГ проводил совместно с пропрезидентской Народной партией Российской Федерации Геннадий Райкова. С одной стороны, это обеспечило массовость и широкий общественный резонанс, а с другой - отстранение от активной роли православных радикалов, таких как Владимир Осипов (Союз "Христианское возрождение", СХВ) и Леонид Симонович (Союз православных братств, СПБ). СПГ, несмотря на свой идеологический фундаментализм, довольно успешно вписался в политический истеблишмент, и это сразу же сказалось на радикализме лозунгов и общей атмосфере акций Союза.

СПБ же, равно как и СХВ, в течение последнего года продолжали организовывать различные мероприятия в прежнем стиле: крестные ходы, исторически-богословские чтения и т.п. С тех пор как СПБ возглавил лидер Союза православный хоругвеносцев Леонид Симонович, СПБ стал одной из наиболее радикальных православно-фундаменталистских организаций. Общий накал ксенофобских эмоций, в первую очередь - антисемитских, на мероприятиях СПХ/СПБ/СХВ весьма значителен. Так, например, 20 апреля (т.е., в день рождения Гитлера) 2002 г. эти организации провели перед израильским посольством в Москве митинг протеста против политики Израиля на оккупированных территориях, в особенности - в отношении христианских святынь. В ходе митинга постоянно звучали радикально-антисемитские высказывания в духе христианского антииудаизма: "жиды" суть "видимые демоны", "дети сатаны", "враги Господа" и т.п.

На некоторые публичные мероприятия СПХ/СПБ/СХВ собирается довольно значительное количество активистов (правда, это относится скорее, например, к крестным ходам в годовщину убиения императора Николая II, чем к антиизраильским митингам). Однако эта группа православных фундаменталистов практически не ведет активной пропаганды в СМИ и Интернете, предпочитая направлять свою энергию в русло "молитвенных стояний", способных, по их мнению, изменить судьбу России мистическим образом.

Напротив, весьма активной пропагандой в печати занимается радикально-фундаменталистское Опричное братство во имя св. прп. Иосифа Волоцкого (старейшина - Анатолий Макеев, идеолог - Руслан Бычков). Братство издает три собственные газеты ("Царский опричник", "Просветитель" и "Русский партизан"), книги (только в 2020 году: А.Макеев "Параллельное православие", Р.Бычков "Введение в философию бунта") и имеет сильное влияние на целый ряд газет, формально не являющимися печатными органами братства ("Эра России" в Москве, "Опричнина" в Санкт-Петербурге, "Мировоззрение" в Перми). Идеологи и публицисты братства довольно успешно сочетают (на уровне синтеза, а не эклектики, в отличие от большинства русских православных нацистов) в своей пропаганде неонацизм и православный фундаментализм, обильно замешанный на антисемитизме и элементах новой левой философии. Находящаяся в глубоком интеллектуальном и идеологическом кризисе православная общественность улавливает в идеях братства новые элементы (например, тезис о православной революции как единственном способе преодолеть "отчуждение" современного мира), способные разрешить этот кризис, вызванный в первую очередь отсутствием творческого приспособления традиционной православной системы координат к новым условиям. Однако восприятие православно-патриотической общественностью идей братства осложняется тем, что "опричники" по большей части находятся за пределами юрисдикции РПЦ Московской Патриархии, будучи "катакомбниками" или "зарубежниками". Это позволяет им резко и последовательно критиковать "упаднические" элементы в РПЦ МП и современном христианстве в целом и предлагать альтернативу в виде "параллельного православия" по аналогии с "параллельным" (неформальным) исламом, однако это делает их пропаганду неприемлемой для большинства русских православных фундаменталистов. Идеология и пропаганда братства носит сектантский характер и не имеет шансов на распространение не только в широких массах, но даже среди "адресной группы" в лице современных русских православно-фундаменталистских националистов.

Организацией, созданной с претензией на широкую популярность, является партия "Святая Русь". Учредительный съезд партии прошел 1 декабря 2001 года в Подмосковье. Председатель партии - С.Попов, его заместители - Д.Меркулов, И.Шаталов и И.Стариков. Отчасти "Святая Русь" является политической ипостасью СПБ, отчасти - создаваемой с нуля организацией.

У партии есть относительные организационные успехи, она активно ведет пропаганду своих взглядов в Интернете и в печати (газеты "Правопорядок", "Сербский крест"). Однако ожидавшегося руководством партии прорыва на организационном уровне не произошло, несмотря на благословения авторитетных в церковных кругах старцев. По всей видимости, если "Святая Русь" будет зарегистрирована в качестве всероссийской партии и примет участие в выборах в Государственную думу в 2003 году, вряд ли ее результат будет лучше, чем результат идеологически и персонально близкого блока "Русское дело" на выборах в Госдуму в 1999 году (0,17% голосов избирателей).

Автор выпуска - Редактор-составитель - Вячеслав Лихачёв

>> в начало раздела

Центральный Еврейский Ресурс (sem40) август 2002г.

раздел о "старых правых" из исследования "Национал-радикалы в современной России: идеология, деятельность и отношения с властью"

Умеренными по сравнению с революционно настроенными "новыми правыми" выглядят "старые правые".

К "старым правым" можно отнести неочерносотенные ("нео-" весьма условно, поскольку, как правило, они используют дореволюционную русскую консервативную идеологию в неизменном или слабоизмененном виде) и православно-фундаменталистские группы. В рамках данной статьи черносотенцы интересуют нас меньше, поскольку противоправная деятельность с их стороны куда менее активна, чем со стороны "новых" национал-радикалов, и, соответственно, куда как менее конфликтно складываются их взаимоотношения с властью. Тем не менее, стоит коротко описать эволюцию организационных форм "старых правых" в 1990-х годах.

На момент падения советского режима черносотенцы, казалось, обладали довольно сильными позициями. Они имели солидную политическую историю, претендующую на сохранение через эмиграцию и диссидентские группы преемственность по отношению к дореволюционным русским националистам. "Старые правые" были чуть ли не единственной группировкой, имевшей к 1991 году четкое представление о том, как они видят идеальную Россию. В конце 1980-х - начале 1990-х в общественном сознании происходили изменения, благоприятные для черносотенцев - идеализация образа царской России, возрождение православия, интерес к культурному наследию русских консерваторов.

Однако сила черносотенцев быстро обернулась их слабостью. Догматическая ограниченность идеологическим наследием дореволюционных организаций, параноидальный антисемитизм, чрезмерное внимание к истории в ущерб актуальной проблематике, сектантство, консерватизм, неготовность функционировать в принципиально новой политической ситуации - все это обусловило упадок "старых правых". Наиболее активные лидеры выходили из черносотенных групп (в первую очередь, из Национально-патриотического фронта "Память" Дмитрия Васильева, которая была настоящей "кузницей кадров" для правых радикалов), основывая новые организации, как правило, еще более радикальные и апеллирующие скорее к опыту европейского фашизма, чем дореволюционного русского консерватизма. Перспективные объединения националистов (с некоторым оттенком советского государственного патриотизма), в первую очередь, Русский национальный собор Александра Стерлигова, к середине 1990-х годов окончательно распались.

"Старые правые" группировки (васильевская "Память", Черная сотня Александра Штильмарка, различные монархические группировки) продолжают свое существование, и все еще имеют влияние на некоторую часть общества, но они переживают глубокий кризис и в целом находятся на обочине политического процесса в стране. Единственная сфера общественной жизни, в которой позиции черносотенцев сильны - это околоцерковные православные организации. Деятельностью таких групп, как Союз православных братств, Союз православных граждан, Союз "Христианское возрождение" и в последнее время - Союз православных хоругвеносцев, практически исчерпывается общественная околоцерковная активность. Большинство популярных православных изданий (газеты "Русский вестник", "Русь православная", журнал "Русский дом") стоят на "старых правых" фундаменталистско-националистических позициях. Однако менталитет "старых правых" таков, что радикализм в идеологии крайне редко выплескивается у них в экстремистскую деятельность.

Вячеслав Лихачев

>> в начало раздела

Портал-Credo.Ru от 17.12.02, 10:48

РЕПОРТАЖ: "VII Всемирный русский собор: наибольшую поддержку вызвали выступления Зюганова и Глазунова, Жириновский опять показал себя шутом и скандалистом"

С зачитанного приветствия Владимира Путина и Патриарха Алексия II открылся в зале церковных соборов храма Христа Спасителя 16 декабря VII Всемирный русский народный собор, посвященный теме "Вера и труд". Митрополит Кирилл подчеркнул, что Патриарх не смог принять участие в заседании Собора по состоянию здоровья. О том, что Путин не почтит Собор своим присутствием, было известно еще вчера, причем некоторые присутствующие порадовались отсутствию Путина: когда он приезжал, вход в здание храма закрывали.

Несмотря на отсутствие президента и Патриарха, Собор все же оказался достаточно представительным. В президиуме сидели актер Михаил Ножкин, председатель Союза писателей России ("патриотического") Валерий Ганичев, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков, писатель-"деревенщик" Валентин Распутин, бывший депутат Госдумы и председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Елена Панина, вице-премьер правительства Москвы Александр Музыкантский, бывший главред журнала "Москва" Владимир Крупин, художник Илья Глазунов, кинорежиссер Николай Бурляев, председатель ФНПР Миахил Шмаков, первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, вице-президент клуба "Союз реалистов" Нина Жукова.

Помимо заседавших в президиуме, и в зале было немало известных лиц: в первых рядах сидели депутаты Госдумы Геннадий Зюганов, Сергей Глазьев, Александр Чуев, Владимир Жириновский, Андрей Исаев, Николай Рыжков, Светлана Гвоздева, Валерий Гальченко, Виктор Зоркальцев, Григорий Томчин, зампред правительства Москвы Михаил Мень, лидер партии "Евразия" Александр Дугин, директор Института стран СНГ Константин Затулин, в глубине зала затерялись бывшие депутаты Госдумы, а ныне ректоры вузов Сергей Бабурин и Игорь Братищев; директор Института политических исследований Сергей Марков; глава Мордовии Николай Меркушкин; ведущий программы "Русский дом" Александр Крутов, директор "Радонежа" Евгений Никифоров, лидеры союзов "Христианское возрождение" и православных хоругвеносцев Владимир Осипов и Леонид Симонович.

Российских мусульман представляли председатель Центрального духовного управления России и европейских стран СНГ Верховный муфтий России Талгат Таджуддин, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Магомед Албогачиев, муфтии (ЦДУМ) Пермской области Мухаммедгали Хузин, Чувашии Альбир Крганов и Ханты-Мансийского округа Тагир Саматов. Представителей Совета муфтиев России (СМР) на Соборе не было вовсе. Секретарь Межрелигиозного совета Роман Силантьев объясняет такое поведение лидеров СМР тем, что они никогда не приходят на мероприятия, где присутствуют муфтии ЦДУМ. Иудеев представляли лидеры Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) Адольф Шаевич и Зиновий Коган. Ни одного представителя ФЕОР не было: хасидам строжайше запрещено посещать храмы неиудеев.

Первым выступавшим был митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который произнес типичную для подобного мероприятия речь, упомянув, в частности, слова философа Николая Бердяева: "Хлеб для себя – материальная категория, хлеб для ближних моих – духовная". "В этом и есть духовная суть экономики", – резюмировал митрополит. "Если человек трудится только для себя и своих родственников, постоянно взвинчивая собственный потребительский минимум, он уподобляется белке в колесе, которая не может вырваться на свободу, – отметил митрополит Кирилл. - В помощи нуждаются те, кто не могут производить материальные блага и те, кто производят материальные ценности… Экономика должна быть эффективной, но мы не ставим точки на этой фразе, мы продолжаем ее: все то, что человек производит больше того, что он может потребить, – он должен отдавать нуждающемуся", – заявил председатель ОВЦС МП.

Митрополит Кирилл указал также на несовершенство современных российских законов: "Добрые люди самим государством направляются по непрозрачному пути. Если законодательная система подталкивает большинство к уходу от соблюдения законов, разве это нравственная система?". Митрополит осудил также и тех, кто ставит целью жизни обогащение: "Безумный, в сию ночь душу твою возьму от тебя, зачем тебе все это нужно?" – эти слова из Библии глава ОВЦС МП написал бы во всех кабинетах, где "аккумулируются богатства".

После митрополита выступила Любовь Слиска, как всегда не отличавшаяся оригинальностью.

Верховный муфтий Талгат Таджуддин начал свое выступление с традиционного выражения почтения Патриарху Московскому и всея Руси: "Мы молим Всевышнего о здравии Патриарха Алексия II". Далее муфтий заочно полемизировал с некоторыми представителями СМР: "Совсем недавно в нашей столице произносились слова, что традиционное российское мусульманское духовенство продалось русским властям. Но мы никому не продались – просто мы здесь родились, по воле Аллаха Россия – наша родина. Святая Русь – наша Отчизна". Талгат-хазрат привел принципиально отличную от трактовок экстремистов объяснение значения слов "джихад" и "шахид": "Шахид – не тот, кто обвязался бомбами, а шахид, как говорит Пророк (мир ему), – это тот, кто с утра до вечера работает ради своих ближних. Истинный джихад – это борьба со злом и жестокостью, со злыми мыслями и злыми поступками". Таджуддин также не согласился с некоторыми выступавшими, сравнивавшими ВВП на душу населения в России и западных странах: "Нельзя измерять наше богатство так: у нас тысяча долларов на человека, у них – 25 тысяч. Наше главное богатство – духовность. А если у нас будет 25 тысяч, то они все равно напечатают себе 250 тысяч долларов, не обеспеченных товарами". Коснулся Верховный муфтий и итогов конференции ЦДУМ 10 декабря в Уфе (в которой участвовало 30 муфтиев ЦДУМ из России и 5 из Белоруссии, Украины, Молдавии и Прибалтики), посвященной борьбе с религиозным экстремизмом. "Мы думали, что учились за границей лишь 400-500 наших молодых людей, а оказывается, уже более 20 тысяч детей мусульман прошли подготовку в зарубежных центрах, этим людям по 20-25 лет и они вернулись в Россию боевиками со стеклянными глазами". "Мы дорожим нашими добрыми отношениями с Русской Православной Церковью", - закончил свою речь Таджуддин, сорвав бурные аплодисменты зала.

Выступление Геннадия Зюганова началось с того, что он назвал Собор "русским национальным", заявив, что "отношения наших предшественников к вере – грубейшая ошибка в нашей истории". "Конкурентам России в мире не нужна ни в каком виде: ни монархическая, ни социалистическая, ни демократическая. Доказательство тому – продолжающееся расширение НАТО", – заявил Зюганов. А в самой России "главный удар сегодня наносится по русскому народу. Почему французы с немцами, воевавшие столько столетий, теперь объединяются, а нам, русским, украинцам и белорусам, не дают объединяться? Ведь, по сути, мы один народ – великороссы, малороссы и белорусы", заявил лидер КПРФ. Но неладно обстоят дела не только в деле объединения народов, но и в российской экономике: "На Госсовете за программу Ишаева проголосовали почти единогласно. И, тем не менее, из нее ничего не выполнено. Я не хочу политизировать данное собрание, но я здесь уже не первый раз не вижу ни одного члена правительства, и у меня создается впечатление, что в правительстве нет ни одного русского человека!" – зал взорвался такими бурными аплодисментами, которых не было ни до, ни после этого выступления. Почувствовав поддержку зала, Зюганов сделал и конкретное предложение: "Давайте обратимся официально, и 5-й канал, на котором мы видим безобразные передачи Швыдкого, этого главного русофоба, превратим в русский православный канал!"

Выступавший далее Илья Глазунов заявил, что "недра страны должны быть возвращены народу". Художник выступил с экстравагантной идеей "создать международную лигу защиты русских по образцу наших братьев евреев и мусульман". Надо бороться за права русских, так как "в Приблатике и других республиках нам запрещают говорить по-русски те, кого мы научили слезать с дерева". Но не только за рубежом русский язык подвергается гонениям: в России "колониальные обезьяны – демократы – коверкают русский язык", искусственно внедряя в него английские слова. Глазунов также посетовал на то, что в Татарстане перед Казанским Кремлем снесли домик Шаляпина: "Разве это способствует замирению народов?". В заключение Илья Сергеевич резко осудил политику США в мире, отметив, что "борьба с терроризмом не должна быть поводом для нового глобального террора. Американская политика сейчас напоминает мне старую поговорку: будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется". Глазунов также попытался вступить в полемику с Зюгановым, который хотя и является "милейшим человеком", но все же уважает "немецкого шпиона". Глазунов вспомнил бибилейскую пословицу "нельзя налить новое вино в старые меха" и посоветовал Зюганову переименовать КПРФ в "Народную партию" (Илья Сергеевич явно забыл, что партию под таким названием уже зарегистрировал Геннадий Райков вместе со своими "народными депутатами").В перерыве Зюганов и Глазунов продолжили дискуссию за сценой.

Жириновский, сидевший в первом ряду, эмоционально реагировал на каждое выступление, и когда дошла речь до него, вышел из себя, заявив, что он один – защитник интересов русских, а все остальные вспомнили об этом слишком поздно. Не только коммунисты, но даже казаки и священники были осыпаны ругательствами со стороны лидера ЛДПР. Зал не выдержал, некоторые начали свистеть, а один мужчина лет 60 с железной палкой в руке несколько раз на весь зал крикнул Жириновскому: "Ты – Иуда!". После замечания залу и Владимиру Вольфовичу из президиума, страсти несколько поутихли, и выступавший закончил свое выступление словами: "Надо внести в Конституцию изменения: "русские – государствообразующий народ, православие – государственная религия, но без ущемления других, форма правления – империя". Власть нужно передавать, по мнению Жириновского, от одного императора к другому, как это сделал Ельцин, назначивший своим преемником Путина. "Когда заработает империя, русская армия и русские спецслужбы – тогда заработает экономика", – закончил Жириновский. Зал реагировал на выступление крайне неоднозначно, и митрополит Кирилл заметил, что из таких выступлений не выйдет ничего плодотворного.

Адольф Шаевич, выступавший после Жириновского, был необычайно спокоен и краток: "Я родился в России, живу здесь и не мыслю нахождение своей могилы нигде, кроме России". Главный раввин России также заметил, что "любой мыслящий школьник-еврей понимает, что ему не может быть хорошо, если русскому народу не будет хорошо".

Александра Буратева заявила, что представляет на Соборе "всех буддистов России, живущих в Калмыкии, Тыве, Бурятии и Горном Алтае". Александра Манджиевна привела буддийскую пословицу: "Если, стреляя из лука, натянуть тетиву слишком сильно, она оборвется, если же натянуть ее слишком слабо – стрела не выстрелит". Депутат намекнула на поведение своего коллеги Жириновского, который явно перегнул палку. В целом выступление Буратаевой было лояльным ко всем и не слишком ярким, хотя и произнесенным с отличной дикцией. В конце речи выяснилось, что Буратева представляет на Соборе также "Молодежное Единство".

Примечательно, что и Таджуддин, и Шаевич, и Буратаева подчеркивали свое полное одобрение выступления митрополита Кирилла, как бы дистанцируясь от заявлений политиков.

После выступления Буратаевой был объявлен перерыв, во время которого участники Собора смогли вкусить чаю с недорогим печеньем. Однако налить чай для многих оказалось проблемой: самоваров было во много раз меньше, чем желающих ими пользоваться. После перерыва зал, почти полностью заполненный вначале, опустел наполовину.

Михаил Тульский

>> в начало раздела


Орден Димитрия Донского 2-й степени
Орден Преп. Сергия Радонежского 3-й степени
Орден Преп. Серафима Саровского 3-й степени
Орден Благоверного царя Иоанна Грозного
Орден - За заслуги

новые фото
Русский марш - 2108

новые фото
Крестный ход в Свиблово

новые фото
Крестный ход в Тайнинском

новые фото
Поездка на Чудское озеро

новые фото
Открытие памятника Ивану Грозному в Орле

новые фото
110-летие подводного флота России

новые фото
Поездка в Санкт-Петербург

новые фото
Концерт в Туле

новые фото
Поездка в Новороссию

новые фото
Хоругвеносцы на Саур-Могиле

новое видео
В

новое видео
У

новое видео
Архив.

новое видео
Архив.

новое видео
день

новое видео
Похороны

новое видео
Награждение

новое видео
Интервью

новое видео
Награждение

новое видео
О

новое видео
Открытие

новое видео
Царский

новое видео
день

новое видео
день

новое видео
Интервью

новое видео
Интервью

новое видео
Русский

новое видео
Интевью

новое видео
Анти-Матильда

новое видео
Анти-Матильда

книги
Книга С.Новохатского "Этнический терроризм"

 

 
Русское Православно-Монархическое Братство Союз Православных Хоругвеносцев


При полном или частичном воспроизведении материалов сайта обязательна ссылка на www.pycckie.org

Кольцо Патриотических Ресурсов Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100