СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ХОРУГВЕНОСЦЕВ (СПХ) Союз Православных Хоругвеносцев Мы Русскiе - Съ нами Богъ!
Православiе Самодержавiе Народность
 



+ О СОЮЗЕ  
+ НОВОСТИ
+ ГАЛЕРЕЯ
+ ПОЭЗИЯ
+ СПХ НА ВИДЕО
+ ЖУРНАЛ СПХ
+ РУССКIЙ СИМВОЛЪ
+ АРХИВ
+ СВЯЗЬ
+ ГОСТЕВАЯ
+ ССЫЛКИ
 

Крестный ход
Крестный ход

Книги Сергея Родина
ПОЭЗИЯ

Живой журнал Главы СПХ
Царь грядёт!


Все новости на тему девиза  "Православие или смерть!"


ИА Русская весна


ПОЭЗИЯ

Храм на Красной площади

Царь Иоанн Грозный

Русские новости. Информационное интернет-издание. Экономика, политика, общество, наука, происшествия, горячие точки, криминал

Новости
Лента Новостей. 2024 год от Р.Х.
Служба информации Союза Православных Хоругвеносцев
2025 2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005

18.12.2024

Москва

Служба информации Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств

СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ХОРУГВЕНОСЦЕВ,
СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Крестный ход (история, современность, атрибутика)

Крестный ход – торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-нибудь назначенному месту, с иконамихоругвями, другими святынями храма, а главным образом с большим запрестольным Крестом или выносным Крестом, который и дал название шествию». «С богослужебной точки зрения крестный ход представляет собой открытое богослужение – литанию или литию – религиозную процессию вне храма, сопровождаемую молитвой, в которой могут принимать участие все желающие, в том числе оглашаемые, кающиеся и не христиане».

В православной традиции очень важно, что каждый человек представляет собой частицу Тела Христова, о чём нам Православная Церковь напоминает на Причастии: мы принимаем в себя частицу Тела христова и становимся частицей Тела Христова. Соответственно, как получить Общее Тело Христово? Собрание всех частиц и будет, собственно, Телом Христовым. Отсюда: соборная молитва — это испрошение от имени Церкви помощи Божией, восстанавливается гармония соборным прошением и покаянием. Крестный ход является одним из таких соборных деяний – шествием с хоругвями, иконами и молитвами к Богу и святым.

Ветхозаветные прообразы

Прообразы крестных ходов некоторые исследователи видят в определенных ветхозаветных шествиях. Например, семикратное хождение израильтян вокруг Иерихона перед взятием этого города. Вот описание:

Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных;
пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней;
и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами;
когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны.
И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним.
И сказал [им, чтоб они сказали] народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним.
Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили [громогласно] трубами, и ковчег завета Господня шел за ними;
вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом [завета Господня], во время шествия трубя трубами.
Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до того дня, доколе я не скажу вам: «воскликните!» и тогда воскликните.
Таким образом ковчег [завета] Господня пошел вокруг города и обошел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане.
[На другой день] Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег [завета] Господня;
и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом [завета] Господня и идучи трубили трубами.
Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней.
В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз.
Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!...
…Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом, и обрушилась [вся] стена [города] до своего основания, и [весь] народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город.

Например, на белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин.

Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится в Оружейной палате.

Оно прямоугольное, двустороннее: на одной стороне Вседержитель – Иисус Христос, правая рука которого в благословляющем жесте, левая держит Евангелие. Образ окаймлен текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета.
Ещё одним прообразом Крестного хода может служить перенесение царем Давидом ковчега из Кириаф-Иарима в Иерусалим:

И собрал снова Давид всех отборных людей из Израиля, тридцать тысяч*. //*В греческом переводе: около семидесяти тысяч.
И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах.
И поставили ковчег Божий на новую колесницу и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу.
И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом [Господним].
А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.

Инициатором установления крестного хода в христианской Церкви считается святитель Иоанн Златоуст (архиепископ Константинопольский398–404г.г.). По сообщению церковных историков Сократа и Созомена, в конце IV века в Константинополе ариане практиковали шествия с пением своих гимнов. Желая воспрепятствовать участию христиан в подобных мероприятиях и противопоставить арианам аналогичные церковные процессии, святитель Иоанн Златоуст учреждает шествия с псалмопением, на которых люди несли кресты и восковые свечи. Впрочем, чуть ранее того времени, когда святитель Иоанн Златоуст стал архиепископом Константинополя, уже во 2-й половине IV века в Иерусалиме оформляется особый вид богослужения, именуемый стациональным богослужением (лат. statio – стояние, то есть в буквальном смысле это богослужение с молитвенными стояниями). Богослужение такого типа предполагает совершение различных чинопоследований в разных местах города, причем от одного места к другому верующие идут организованным шествием с пением определенных молитвословий.
В Византии крестные ходы получают широкое применение. Характерно, что в Константинополе в доиконоборческую эпоху богослужения всех праздников совершались с элементами крестного хода. В частности, имела место следующая практика: люди собирались в различных частях города (на площадях) и организованными группами шли в кафедральный собор Святой Софии (Премудрости Божией). По пути в собор в разные периоды пели различные молитвословия: Трисвятое, антифоны, многократное «Господи, помилуй».
Ранневизантийская традиция связана как раз с преображением народных оградительных обрядов в крестные ходы. Очень много неприятностей происходило в Византии, начиная от землетрясений и ересей, и для всех бедствий существовал крестный ход, который должен был противостоять этому. Собственно, само появление креста в крестных ходах связано именно с ранневизантийской традицией.
Надо сказать, что есть три традиции Крестных ходов: римская, иерусалимская и ранневизантийская, которые, собственно, и поясняют, что происходит на крестных ходах. К примеру, Римская традиция возникла, когда становилось богослужение крестного хода. Дело в том, что в языческом Риме гроб и место захоронения было предметом священным и то, что на нём происходило, не преследовалось, поэтому Причастия совершались христианами на гробах мучеников в катакомбах. Но в катакомбах очень темно, поэтому большую часть действия совершали на свету. Это получило название «проскомидия», а потом совершался перенос Святых Даров из света к месту Причастия. И собственно, это и было римской традицией крестного хода. Впоследствии так стали переносить тела мучеников — тоже во образ шествия с Иисусом Христом и шествия к Иисусу Христу во время крестных ходов. Римская традиция много чего дала — это и шествие к Богу, и шествие с Богом. Например, когда совершается шествие на воду, то даже до сих пор крест многие священники несут на блюде на голове. Это как раз воспоминание римской традиции, когда именно так носились Святые Дары для Причастия в катакомбах.
Если рассматривать Иерусалимский Устав, то в нём с XII века появляются литии – выходы из храма во время всенощного бдения. Литургисты рассматривают литии как разновидность крестного хода (лития — усеченный вариант крестного хода, хотя можно сказать и наоборот: крестный ход — расширенная версия литии). По сообщению церковных историков, в малых храмах во время всенощного бдения зачастую ограничивались выходом в притвор, тогда как в крупных монастырях исхождение в притвор заменялось шествием из одного храма в другой, а иногда и выходом за пределы монастыря. Иерусалимская традиция возникла по простой причине необходимости воспоминания священных событий евангельских на местах, где, собственно, они были. В Иерусалиме отправлялось шествие на эти места, и там читались соответствующие главы из Евангелия. Отсюда возникло чтение Евангелия на остановках крестного хода. Больше того, иерусалимская традиция послужила основанием: когда новый храм освящается — крестным ходом из ранее существующего храма. Иерусалимская традиция дала, что крестный ход всегда начинается исхождением из церкви, и возвращением в церковь. Впоследствии это получило толкование у многих Святых отцов, например, у Симеона Солунского, что исхождение из храма соответствует изгнанию людей из рая за грехи. Больше того, Симеон Солунский говорил, что должно выходить за городские ворота и просить о прощении соборной молитвой за городскими воротами, потому что ограда символизировала помощь Божию, а смирение показывает, что вот мы смиряемся, что из-за грехов мы должны быть прощены и поэтому просим о прощении вне городских стен. Возвращение же и символика, даже пасхального крестного хода, это как раз обнадёживающее начало, что прощёное человечество когда-то будет возвращаться в рай.
В настоящей традиции литии совершаются на всенощном бдении. Вот пример из храма Преображения господня на Преображенской площади.

А Крестный ход совершается после Божественной литургии, за исключением ночи Пасхи, когда Крестный ход проходит после Великой вечерни.

Крестный ход в Русской Церкви

В России в средние века крестные ходы совершались часто. Так, историк-краевед И.К. Куприянов на основании одной из рукописей XVII века описывает более 30 крестных ходов, проводимых в Новгороде по различным праздникам. В книге И. Забелина “История города Москвы” также говорится о важности крестных ходов XVII века и описывается их торжественность. «Крестные ходы были неотъемлемой частью кафедрального богослужения на Руси до XVII в. включительно. Напр., в Москве они имели, как правило, следующий маршрут: из Кремля на Лобное место, где читалось Евангелие, и далее в одну из московских церквей (см.: Голубцов А. П. Чиновники Моск. Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908). Фактически их порядок имитировал литии в древнем Константинополе, где процессии из храма Св. Софии отправлялись сначала на форум (городскую площадь — ее и изображает Лобное место), а затем в одну из церквей византийской столицы. Но в отличие от Константинополя в Москве лития совершалась не до, а после Божественной литургии».
В современной практике Русской Церкви богослужебные (храмовые) крестные ходы, как правило, связаны с пасхальным периодом; в большинстве храмов вне периода Пасхи крестный ход совершается только на престольный праздник. Важным отличием практики от предписаний Типикона является то, что крестный ход почти всегда совершается после литургии (а не после утрени); при этом зачастую крестный ход вставляется в концовку литургии после заамвонной молитвы, так что по возвращении в храм еще произносятся заключительные молитвословия литургии. Вот полный список дней, когда совершаются регулярные храмовые крестные ходы:

  • в пасхальную ночь перед утреней (единственный крестный ход, который, во-первых, повсеместный, во-вторых, не связан с литургией).
  • во всю Светлую седмицу;
  • в воскресные дни от Антипасхи до Недели о слепом;
  • в Преполовение Пятидесятницы;
  • на отдание Пасхи;
  • на храмовый праздник.

На крестных ходах обычно носят фонарь, запрестольный Крест, хоругви, Евангелие; в пасхальный период еще выносят икону «Воскресения Христова», на Светлой седмице также в крестном ходе «участвует» артос. Во время шествия Крестного хода совершается праздничный трезвон, на время остановок он прекращается.
Во время крестного хода совершается 4 остановки соответственно четырем сторонам света. На каждой этой остановке осеняются верующие Крестом и окропляются святой водой на четыре стороны. В пасхальный период во время крестного хода поют ирмосы и стихиры Пасхи; во время 2-й остановки (у алтаря) поется прокимен Пасхи «Сей день, егоже сотвори Господь…» и читается воскресное Евангелие (чаще всего выбирают 1-е воскресное Евангелие Мф.28:16-20).

Классификация крестных ходов

Совершаемые в настоящее время регулярные крестные ходы можно разделить на 3 группы:

  • храмовые,
  • городские,
  • многодневные.

К храмовым крестным ходам отнесем все те крестные ходы, которые предусмотрены богослужебным Уставом: крестные ходы на Пасху и на Светлой седмице, крестный ход в престольный праздник и др. (полный список см. выше). В данном случае слово «Устав» используется в широком смысле и обозначает не только указания Типикона, но и устойчивую и распространенную богослужебную практику: например, крестный ход с Плащаницей в конце утрени Великой Субботы не предусмотрен нашим Типиконом, однако совершается повсеместно. Внешняя отличительная особенность уставных крестных ходов – ограничение их маршрута территорией (двором) храма или монастыря. Есть ещё такая практика, которая сохранилась или возоблена ныне, когда утром и вечером обходят Крестным ходом внутри или вне стен монастыря. Но такая практика в единичных монастырях.
Городские крестные ходы – более масштабные шествия, в которых задействуется пространство части города (в основном, исторический центр) и маршрут которых протекает от одного из городских храмов к другому. Такие крестные ходы являются одним из торжественных событий в жизни конкретной епархии и проводятся в особые дни церковного года; обычно их возглавляет митрополит (в Москве – Святейший Патриарх). Например, в Москве в день Крещения Руси (28 июля, день памяти св. князя Владимира, от Успенского собора Кремля к Боровицкой площади),

или в Санкт-Петербурге 12 сентября (в день памяти св. князя Александра Невского, от Казанского собора к площади Александра Невского),

в Саратове 4 ноября (от Казанского храма к Троицкому собору),

В Екатеринбурге от храма Спаса на Крови к Ганиной яме,

видео

В Москве в своё время по благословению Патриарха Алексия II проводились так называемые народные стояния по примеру стациональных богослужений, которые организовывали различные православно-патриотические организации. Собирались они у памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади и шли Крестным ходом в разное время к разным храмам центра Москвы.
Союз Православных Хоругвеносцев принимал в них самое активное участие многие годы. С видео- и фото- и новостыми материалами можно ознакомиться на нашем сайте.

Городские крестные ходы обычно собирают наибольшее (в сравнении с крестными ходами других типов) количество участников и они как раз в большей степени имеют сходство с теми крестными ходами, которые регулярно совершались в раннее средневековье в Константинополе и Иерусалиме.
И третий вид – многодневные крестные ходы. Примерами таких крестных ходов являются Великорецкий крестный ход (с 3 по 8 июня каждого года, из города Киров в село Великорецкое и обратно);

крестный ход в Саратовской области (по маршруту Балашов – Вавилов Дол) в память новомучеников и исповедников Российских;

крестный ход «По стопам алтайских миссионеров», который проходит в июле-августе (даты для каждого года отличаются) в Республике Алтай.

Самым продолжительным и протяженным из ежегодных крестных ходов в современной России считается Большой Волжский крестный ход (июнь – июль, Тверская область, маршрут: исток Волги – город Калязин).

В 2003 году запоминающимся многодневным был Крестный ход на 100-летие канонизации прп.Серафима Саровского. Видео:

Эти шествия являются разновидностью паломничества; по понятным причинам (погодные условия) в основном они совершаются в летнее время. Еще одна их особенность – часть маршрута участниками может быть преодолена на транспорте; при этом автобусами или на суднах по рекам покрывается только небольшая часть маршрута, тогда как значительное расстояние все равно проходится пешком (впрочем, есть и полностью пешеходные многодневные крестные ходы, например Великорецкий). В этом проявляется принципиальное отличие крестных ходов от различных групповых акций (велопробеги, байдарочные походы, паломничества на мотоциклах и автомобилях, поездки на катерах и др.), которые также могут называться крестными ходами, но по существу таковыми не являются.

Освящение природы и земли — мистический аспект крестного хода

О таинственном воздействии крестного хода на природу и материальный мир подробно говорит А. Главацкий: «Прежде всего, в крестном ходе освящается земля, по которой мы ходим, на которой живем, освящается как бы стопами Самого Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и святых Божиих, шествующих по ней в своих ликах. Затем, в связи с богослужением, которым сопровождается и для которого совершается крестный ход, освящаются все главные стихии — воздух, огонь, вода, без коих мы не можем обходиться в земной своей жизни. Освящаются они окроплением их святой водой и осенением на все четыре стороны престольным крестом в местах, где останавливается крестный ход, наконец, священным пением во время крестного шествия. Огненная стихия получает освящение от огня, носимого впереди всего крестного хода, — от огня, горящего пред святыми иконами». Этот богословский и мистический смысл крестного хода можно сравнить с освящением воды на праздник Богоявления, когда освящается естество всех вод и посредством этого освящение получают сами люди, причем не только верующие, но и остальные.

Миссионерское действие крестного хода

По нашему мнению, можно выделить следующие аспекты; при этом отметим, что нижеперечисленные аспекты во многом связаны друг с другом, так что различие между ними в большей степени условно-схематическое, а не сущностное:
1) просветительская деятельность;
2) направление энергии людей в «нужное русло»;
3) положительное групповое влияние;
Крестные ходы можно рассматривать как часть просветительской деятельности Церкви среди населения, как сообщение Благой вести «людям, которые еще не осознают потребности в Боге и в Церкви». Действительно, религиозную процессию со священными предметами и богослужебными песнопениями можно рассматривать как проповедь, как непрямое обращение к тем людям, которые находятся за пределами церковной ограды и по разным причинам не могут (или не решаются?) переступить ее. При этом возрастает и значение проповедей в собственном смысле слова, произносимых священнослужителями во время крестного хода (на остановках, богослужениях и т.д.). «Проповедь эта, конечно, важна не только для неверующих, но и для верующих, особенно для тех, кто по какой-то причине редко бывает на богослужениях и не участвует в Таинствах. <…> Вдохновенная проповедь может способствовать покаянию отдельных людей и возрождению церковной жизни. В случае крестного хода больше вероятности того, что эту проповедь смогут услышать люди, далекие от Церкви».
И здесь важно, что во время современных крестных ходов поются, как правило, самые простые песнопения, понятные подавляющему большинству участников (многократное «Господи, помилуй», тропарь праздника, величания и др.). Возможность услышать такую молитву и, тем более, самому подхватить и произнести ее во время крестного хода, безусловно, является положительным фактором, стимулирующим у невоцерковленных людей желание к дальнейшему таинственному общению с Богом.
По справедливому замечанию Н. Адаменко, «просветительское и миссионерское значение крестных ходов проявляется особенно ярко тогда, когда они проходят по деревням или селам, где разрушены храмы, или же по населенным пунктам, которые появились в последние десятилетия, и где никогда не было храмов». Действительно, для жителей таких мест прохождение крестного хода через их населенный пункт – единственная возможность услышать молитву и увидеть воочию православное богослужение.
И последнее, что следует отметить именно в контексте просветительского значения крестного хода – те простые действия, которые предлагаются Н. Адаменко для увеличения миссионерского потенциала крестного хода. Следует «заранее приготовить и раздавать во время крестного хода всем желающим разного рода информационные материалы (листовки, буклеты). Это может быть приглашение на просветительскую встречу, концерт, просмотр фильма, беседу со священником, на экскурсию по храму или выставку; также это может быть информация о празднуемом событии или святом, или текст молитв и песнопений. Тогда у неверующих и невоцерковленных людей, присоединившихся к крестному ходу, появится дополнительная возможность сделать ещё один шаг к вере, познакомиться ближе с верующими людьми, задать свои вопросы и разрешить недоумения в личном общении».
Теперь о втором аспекте, который мы назвали «направление энергии в “нужное русло”». В общих чертах главная идея такова: Церковь приглашает своих чад и всех желающих принять участие в благом деле (в данном случае в крестном ходе) во избежание их возможного участия в других мероприятиях, бесполезных или же откровенно вредных. И здесь уместно вспомнить историю: как раз установление традиции крестных ходов в эпоху свят. Иоанна Златоуста было продиктовано именно таким миссионерским стремлением (чтобы христиане не участвовали в арианских шествиях, Церковь организовала свои внешне похожие действа). Вспомним также, что сходный мотив сыграл роль в установлении Древней Церковью некоторых праздников: в первую очередь Рождества Христова 25 декабря (чтобы христиане не принимали участия в торжествах в честь Непобедимого Солнца), а также Преображения Господня (как замещение армянского языческого праздника Вардавар). В настоящее время такой порок как праздность проявляется с особой силой и становится бичом современного общества. Усугубляется же современная тяга к праздному времяпровождению наличием большого количества разного рода искушений, влекущих неокрепшие людские души (алкоголь, наркотики, преступления и пр.). Особенно же праздность опасна для молодежи. В этой ситуации организация крестного хода и привлечение к участию в нем православной, особенно еще не воцерковленной молодежи, может и должно иметь благотворные последствия в деле церковной миссии.
Положительное групповое влияние крестного хода связано с особенностью человеческой психологии: многие люди (особенно страдающие от одиночества) стремятся к общению, для чего зачастую, в том числе неосознанно, присоединяются к различным групповым мероприятиям. В результате участниками крестного хода могут стать люди, просто нуждающиеся в общении или же присоединившиеся из любопытства к коллективному богослужебному действу. Для того, чтобы крестный ход оказал благотворное действие на таких людей, «нужна духовная и практическая подготовка крестоходцев <…> Миссия — прежде всего, это желание верующего человека поделиться с неверующим своей верой, надеждой, своей радостью. Если участники крестного хода будут обращать внимание не только друг на друга, но и на присоединившихся к крестному ходу людей, будут приветливы и общительны, готовы к личному свидетельству о своей вере, то тогда можно будет ожидать от крестного хода какого-то определенного миссионерского действия».

Кресты и Хоругви

Святитель Иоанн Златоуст придумал проводить свои ночные шествия, которые должны были отличаться от арианских. И чтобы народ мог отличить, он придумал носить крест серебряный. И специально для этих шествий на средства царицы Евдокии были изготовлены серебряные кресты с лампадами, подсвечивающими этот крест. И они специально воздвигались на шесты, и издали было видно, что это идёт община Иоанна Златоуста. И их крестный ход, во главе которого несли крест, отличался от этих арианских песнопений и быстро справился с искушением, которое распространяли ариане, с ересью было покончено. И в дальнейшем многие ереси искоренялись с помощью крестных ходов. В ночных шествиях впереди крестного хода появляется свеча, чтобы ветер её не гасил, постепенно формируется слюдяной, а потом стеклянный светильник. Его осмысляют как символ пламени веры Света Христова, который несёт всем просвещение. Пасхальный фонарь уподобляет свече шествие жён-мироносиц, освещающих путь ко гробу Господню. Константинопольскими крестными ходами не только ереси преодолевались, но и многие бедствия. Например, когда было землетрясение, то все вышли на этот крестный ход. Интересно, что даже византийский император шествовал босым, поскольку босыми ходили, а господа в обуви. Так вот, шествие императора босым должно было передавать смирение общее. И благодаря крестному ходу совершалась помощь Божия и прекращались бедствия. В честь памяти этих оказаний Божией помощи проводили памятные крестные ходы, которые были повторением этих крестных ходов. Собственно, это были оградительные крестные ходы.

На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско.  Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри — стяговники. Издалека было видно – терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»). По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.

Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».
В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени – хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника. Слово "Хоругвь", в значении "воинское знамя". Первая часть слова «Хор» означает круг. Отсюда хор как собрание певцов, так как в древности русские люди для  пения собирались в круг; хоры, то есть своды храмов. Вторая часть слова "руговь" происходит от слова "руг" – т.е. воин, которое означало "кроваво-красный" т.к. воинское дело, понятно, было связано не столько с землёй, сколько с кровью… В русском языке сохранились однокоренные слова: «ругаться», то есть воевать против кого-то; «друг» - тот, кто с тобой всегда рядом в боевом ряду; «круг» - собрание воинов.
Древним прототипом хоругви является воинский значок на древке определяющий принадлежность этой воинской единицы тому или иному полководцу или войску. Тем самым церковная хоругвь в православии является знаком принадлежности к православной церкви (войску) и Богоматери, Иисусу Христу или другому святому, тому, который изображен на хоругви.
Прообразом современных хоругвей считаются древнеримские военные знамена. Согласно легенде император Константин Великий (227-337 г.н.э.) увидел в небе божий знак в виде креста. Он приказал изготовить лабарум — стяг с образом Иисуса, который несли воины. Он стал символом единения земной и духовной власти.

Хризма. Фрагмент мозаики баптистерия в храме святого Иоанна Предтечи и
Двенадцати апостолов

Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище» следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами. В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.
При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту – 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.

Описание великого стяга 1560 года: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя.
В ХVII веке. Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с ликом Иисуса Христа на нем. Знамя это – настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи. Подобным знаменам воздавались большие почести. Они освящались патриархом по чину святых икон.
В заключении хочется пожелать, чтобы Крестные ходы не прекращались на нашей Святой Руси, а ширились, защищали «от супостат» и освящали нашу Русскую землю и Русский народ.

Статья создана на основе материалов сайта Азбука.ру и интервью радио «Вера» с Г.А. Романовым

Любомир Грешный

 

 

     


Орден Димитрия Донского 2-й степени
Орден Преп. Сергия Радонежского 3-й степени
Орден Преп. Серафима Саровского 3-й степени
Орден Благоверного царя Иоанна Грозного
Орден - За заслуги

новые фото
Русский марш - 2108

новые фото
Крестный ход в Свиблово

новые фото
Крестный ход в Тайнинском

новые фото
Поездка на Чудское озеро

новые фото
Открытие памятника Ивану Грозному в Орле

новые фото
110-летие подводного флота России

новые фото
Поездка в Санкт-Петербург

новые фото
Концерт в Туле

новые фото
Поездка в Новороссию

новые фото
Хоругвеносцы на Саур-Могиле

новое видео
В

новое видео
У

новое видео
Архив.

новое видео
Архив.

новое видео
день

новое видео
Похороны

новое видео
Награждение

новое видео
Интервью

новое видео
Награждение

новое видео
О

новое видео
Открытие

новое видео
Царский

новое видео
день

новое видео
день

новое видео
Интервью

новое видео
Интервью

новое видео
Русский

новое видео
Интевью

новое видео
Анти-Матильда

новое видео
Анти-Матильда

книги
Книга С.Новохатского "Этнический терроризм"

 

 
Русское Православно-Монархическое Братство Союз Православных Хоругвеносцев


При полном или частичном воспроизведении материалов сайта обязательна ссылка на www.pycckie.org

Кольцо Патриотических Ресурсов Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100