30.01.2019
Москва
Служба информации Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств
СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ХОРУГВЕНОСЦЕВ,
СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Черногорские страницы - 3 («Неманичи»)
I. Мой род
А теперь о самом роде и о Сербско-Черногорском Ордене Дракона (Ред Змаjа) сегодня. Меня в него посвятили мои родственники: Сербский народный сказитель («гусляр») Божко Вуячич и его родной брат Никола Вуячич. Сегодня в Черногории, в Никшиче, Орден носит вполне безобидное имя: «Друштво Старых Требишан». «Удруженье потомана старих требjешана «Требjiса».
Мой предок, или как говорят сами сербы «праотац», т.е. праотец, священник Радо Симонович-Никшич жил и служил в монастыре Горнья Морана. Дом Симоновичей стоял у подножья горы Требицы, а выше стояла церковь Св.Мученика Георгия Победоносца, где так же одно время служил мой прапрадед. Он был великим патриотом Сербии, Православия и Черногории. Вот иллюстрация из черногорского журнала «Глас Черногорца», на которой изображён Радо Симонович-Никшич, благословляющий Требишан на восстание против турок и принявших мусульманство потурченцев.
Тут дальше я пишу о своём роде и о сербских корнях Ивана Васильевича Грозного:
Мой Дед
Я сейчас как-то очень зримо вспомнил своего деда по отцу — Николая (Николу) Михайловича Симоновича-Никшича. У него была удивительно а р и с т о к р а т и ч е с к а я внешность. Высокого роста, очень худой, даже сухощавый, с длинными пальцами рук, с острыми, как у многих сербов чертами лица, с серыми — на свету голубыми — глазами, с медленными, и, как это типично для черногорцев, какими-то очень внушительными движениями, и, что самое удивительное с каким-то особенно чарующим голосом, с глубоким баритоновым окрасом, который заставлял окружающих очень внимательно к нему прислушиваться, и как-то даже цепенеть, что ли...
В общем внешностью мой дед был очень похож на икону-портрет Саввы Сербского — ну просто одно лицо! С другой стороны он также был похож на портрет Царя Иоанна Васильевича, черты которого один батюшка, в газете Мухина, которая называлась кажется «Молния», назвал «семитскими». На основании этого патриотический батюшка писал, мол, зачем нам нужен такой идеал Царя с семитскими чертами. Должен этого батюшку сильно разочаровать, черты свои с орлиным носом с горбинкой Иоанн Васильевич позаимствовал не от «семитов», а от своей сербской бабки из знаменитого рода Якшичей (т. е. яхачей — конников — Л.Д.С.-Н.), которые были прямыми родственниками священного рода сербских царей Неманичей. Именно потому, что в крови Иоанна Грозного текла также и кровь Святой Лозы Неманичей, он чертами лица был подобен главному сербскому святому Савве Сербскому, в миру Великому Князю Растко Неманичу. Из этого же рода, через другого Неманича — Великого Князя Никшу (Николая) был и мой дед — Николай Симонович-Никшич.
Что касается фамилии Симонович, то это известная аристократическая черногорская фамилия, происходящая от некоего воина Симо, имя которого в свою очередь происходит в память о имени Святого Симеона Мироточивого, отца Святого Саввы Сербского, в миру Сербского Царя Стефана Немани.
Собственно род моего деда и шел от Царя Стефана через его сына Вулкана у которого был сын король Стефан, а у Стефана племянником был Князь Никша, которого Стефан, не имея детей, и сделал своим наследником — Королем тогдашней Сербии и Черногории.
Интересно что деда моего назвали Николаем именно в память о Никше, хотя он говорил мне, что и имя нашего Царя Мученика Николая Александровича тоже имело большое значение при наречении младенца...
Так что род наш — Сербских «великашей» из древнего черногорского племени старых Требишан, родственен и Сербской Династии Неманичем, а через бабку Ивана Грозного Анну Якшич и самому Первому русскому Царю Иоанну Васильевичу Грозному.
Правда при жизни деда и отца это наше семейное предание хранилось в глубочайшей тайне — ибо во времена моего детства и юности, быть сербом т. е. «югославом» очень и очень не приветствовалось, так как Сталин поссорился с Тито, соответственно вся тогдашняя Югославия управлялась «фашистской кликой Тито и Ранковича» и все «югославы» были «фашистами». А так как мой отец работал в авиационной оборонке на секретном почтовом ящике, то стать потомком «югославских фашистов» тем более Царского рода, ему не рекомендовалось...
Впрочем, сума и тюрьма, миновали и деда и отца. Миновали они их, в чем я совершенно не сомневаюсь, «чудесным образом», так же как и в моей собственной жизни было много совершенно чудесных и даже невероятных моментов, которые можно объяснить только лишь вмешательством горних сил — то есть Божественного Промысла. Ибо по нашей земной, «материалистической» логике меня уже давно не было бы на сем «материальном» белом свете...
+ + +
Мой предок священник Радо Симонович-Никшич
Отца моего звали Донатом Николаевичем Симоновичем, а мать Александрой Петровной в девичестве Жуковой. У отца моего было типично сербское лицо и взрывной темперамент, а мать была настоящей русской красавицей, с тонкими славянскими, или, если хотите, арийскими чертами лица. Отец мой, как я уже писал был по происхождению сербом из Черногории, из древноего города Никшича-Оногошта. Дом моего прапрадеда стоял у подножья горы Требица, и все кто жил там именовались племенем Требишан, или позже Старых Требешан. Это было сильное воинское племя, которое вело непрерывную войну с захватчиками Оногошта турками и потурченцами. Война была страшно жестокой, на уничтожение. Поэтому все Требишане сызмальства воспитывались как воины, и почти никто из них не доживал до старости. Вообще-то у Черногорцев, которые, собственно, все были воинами, мало кто доживал до 35-40 лет... Но род продолжался, и чтобы он не пресекся совсем под жестоким турецким геноцидом, Требешане во главе с их командиром срдаром (капитаном) Малишей решили сесть в Будве на корабль и отплыть в Одессу. Встретили их хорошо. По указу Екатерины Второй им выделили земли в трех местах, под Славяносербском (будушим Луганском), а также недалеко от самой Одессы, в районе длинной меловой горы, где они основали деревни Сербка и Капитоновка. Последняя в честь срдара Малиши.
В деревне Сербка обосновался и священник Радо Симонович-Никшич, трудами которого и был возведен Храм Святого Апостола и Евангелиста Луки, где он и служил до самой смерти... Там не кладбище все они и похоронены и Срдар Малиша, и все другие Никшичи, в том числе и священник Радо Симонович, от которого и идет род Леонида Донатовича. Сам же священник Радо, как я уже писал, происходил от Никши, родного племянника Сербского Царя Стефана Волкановича, внука Царя Стефана Немани, родоначальника Священной Династии Неманичей. Именно потому что он принадлежал к этому роду священник Радо Симонович довольно долго служил в черногорском монастыре Горнья Морача, возведенного трудами Князя Никши. Также он служил в Церкви Святого Георгия Победоносца на горе Требице, у подножья которой и стоял его дом, фундамент которого сохранился до сих пор. Несколько раз Леонид Донатович посетил эти развалины родного пепелища и поднявшись на Требицу, и припав к священным камням Храма Святого Георгия молился всем Святым Лозы Неманичей, и самому священномученику Святому Георгию. И другим Сербским и Черногорским Святым: Петру Цетиньскому, Василию Острожскому, Николаю Велимировичу и Иустину Поповичу чтобы они поддержали его, Леонида Симновича-Никшича и воинов Хоругвеносцев и дальше до конца — пока хватит сил — вести видимую и особенно невидимую брань с духами злобы поднебесной.
Но духи злобы поднебесной также не дремали,
Как же! Они ходят Крестными Ходами! Они разгоняют нас своими хоругвями! Они несут Кресты и молитвы по всей Святой Руси и Небесной Сербии! Они идут
«За Крест Частный и Слободу Златну!»
Они идут под белыми сербскими орлами и черными четниковскими знаменами с лозунгами
С вером у Бога
Слобода или Смрт!
А на своих черных знаменах они пишут:
Православие или Смерть!
Нет, это невозможно! Это пора запретить! Это может привести к страшным международным скандалам! И кто он такой этот Леонид Донатович? А-а! Мы ему ответим. Мы напишем ему такую родословную, что все черти в аду будут рукоплескать до второго пришествия. И написали… И не одну. Будет время, я приведу эти написанные бесами тексты…
+ + +
«Захвальница» или Благодарственная Грамота
Уважаемый нами Великий Народный Дипломат и Амбасадор Юрий Николаевич Агещев только что вернулся из своей таинственной миссии в столицу Словении Любляну, и древнюю столицу Черногории Цетинье, где он посетил знаменитый древний Цетиньский монастырь, вотчину Черногорского Владыки Экзарха Печского Престола, Престолоблюстителя и Хранителя Трона Сербской Династии Карагеоргиевичей, Митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия Радовича. Люблянская часть поездки Юрия Николаевича и его друга главы Войсковой Православной Миссии Игоря Евгеньевича Смыкова описал сам Юрий Николаевич. Что же касается части Черногорской, то именно о ней и пойдет здесь речь, ибо для нас на сегодняшний день крайне важна именно эта Черногорская часть.
Потому что Юрий Николаевич и Игорь Евгеньевич удостоились торжественного приема в Цетиньской Митрополии, где на священной трапезе глава Восковой Миссии Игорь Евгеньевич Смыков от имени Русской Зарубежной Церкви торжественно вручил Митрополиту Амфилохию орден Святого Царя Мученика Николая II Александровича. В свою очередь Владыка Амфилохий от имени Цетиньской Богословии наградил Юрий Николаевича Агещева и своего давнего знакомого и друга Леонида Донатовича Симоновича-Никшича «Благодарственной Грамотой», которая по-сербски замечательно называется «Захвальница».
Сверху этой грамоты в круге изображен Святой Петр Цетинский, а под ним надпись:
Сербская Православная Богословия Святого Петра Цетинского. Цетинье
ЗАХВАЛЬНИЦА
Леониду Донатовичу
Симоновичу-Никшичу
за бескорыстную помощь нашей Богословии и укрепление единства России и Черногории.
Молим Вас, изволите принять сие выражение нашей наискреннейшей благодарности.
Пусть Господь, молитвами Святого Петра Цетиньского, дарует Вам и всем Вашим близким вясяческое нескончаемое благо.
Цетинье 30.01.2014
Ректор Богословии
Священник Гойко Петрович.
И печать Сербской Православной Богословии Святого Петра Цетиньского.
Я теперь должен выразить глубочайшую благодарность и господину ректору Гойко Перовичу и самому Митрополиту Черногорско-Приморскому Господину Амфилохию Радовичу и всем сербским и черногорским монахам благословенной Цетиньской обители, где не раз мы с Хоругвеносцами бывали, и молились на всенощной и литургии, и где над этой крепостной твердыней вздымались наши монархические Хоругви и куда мы с Игорем Игоревичем Мирошниченко, Дионисием Куликовым и покойным отцом Олегом Строевым привозили на поклонение тогда обильно мироточащую и благоухающую, нашу Хоругвеносную чудотворящую Икону Святых Царственных Мучеников и тогда, сам Владыка Амфилохий и полном торжественным облачении с кадилом в руках, вышел встречать ее из врат Цетиньского Монастыря.
Да, братья и сестры! Это было событие!
И вот теперь через 10-ть - 11-ть лет мы получили
Наградную Грамоту - «Захвальницу»!
Святой Преподобный Петре Цетиньский, хвала тебе!
+ + +
Сербские корни Ивана Грозного
Да, много удивительных вещей привез наш Юрий Николаевич из своей Балканско-Европейской поездки. Очень много. Когда я спросил его где они с Игорем Евгеньевичем жили в столице Словении Любляне — он ответил коротко и ясно:
- В Гранд-Отеле.
Но в Любляне, насколько я помню, нет Гранд-Отеля. Позже я убедился, что наш уважаемый и обладающий сильным художественным воображением Юрий Николаевич принял за «Гранд- Отель» известную, и стоящую в начале Титовой улицы, «гранд» гостиницу «Слон».
Это большое серое здание действительно чем-то похоже на слона, а на верху, на 16-м этаже там, насколько я помню, находится «Казино» и «Стриптиз-бар», освещение в которых мертвенно-фиолетовое, так что лица гостей больше напоминающие синюшные физиономии мертвецов...
Однако в этом самом отеле «Слон» кто-то передал Юрию Николаевичу интереснейший текст, точнее некий отрывок из какого-то серьезного журнала, возможно из «Светигоры», представляющий собой удивительно живое и интересное историческое исследование, написанное на великолепном сербском языке, которое называется
«SRBI u RUSIJI», т. е. «Сербы в России».
Самое интересное, что текст напечатан не на кириллице, а на латинице, но я только сейчас это заметил, настолько простым и ясным сербским языком он написан. Так вот. В этом тексте меня крайне заинтересовал один отрывок на странице 154. Привожу его почти-что полностью:
«Наш молодой историк Деян Танич исследовал генеологическое древо Царя Ивана Грозного и пришел к выводу, что Царь имеет сербских предков по тройственной (т. е. по трем линиям сразу — Л.Д.С.-Н.) линии.»
По мужской линии, - пишет Деян Танич, - «бабушка по отцу Ивана Грозного София Полеолог, являлась праправнучкой Деспота Деяна и Теодоры Неманич, сестры Царя Душана.
А «опосредованно через Неманичей, Иван Грозный генеалогически может быть связан и с Лазаревичами — Бранковичами, так как княгиня Милица (в монашестве Евгения), супруга Князя Лазара, являлась дочерью князя Вратко, правнука Великого Князя (и Дуклянского короля да 1208 года) Вукана, который был родным братом короля Стефана Неманича Первовенчаного.»
А бабушка Ивана Грозного по матери (Елене Глинской — Л.Д.С.-Н.) была Сербка Анна Якшич, которая в свою очередь была дочерью Воеводы Стефана Якшича, который служил Венгерскому Королю Матиашу Корвину. А сам Стефан Якшич был родоначальником этого знаменитого сербского рода».
В свою очередь сразу же здесь добавим, что и Стефан Якшич, и, его дед Якша, наверняка входил в
знаменитый рыцарский Орден Дракона.
Основанный, как я понимаю, не только Милошем Обиличем, но и самим Великомученником Князем Лазарем.
Помнится в одной из передач, где шла нескончаемая дуэль между Сергеем Кургиняном и Николаем Сванидзе, посвященная именно Царю Иоанну Васильевичу Грозному, выступила какая-то интеллигентная русская женщина, доктор исторических наук, которая утверждала, что муж Анны Якшич, Великий Князь Литовский Витовт (отец Елены Волошанки и дед Ивана Грозного) был членом «Орденом Дракона», и что «Опричнина» Царя Иоанна Васильевича являлась прямым продолжением «Ордена Дракона». Из других источников, я не раз слышал, что Царь Иоанн Васильевич очень уважал Валашского Господаря Влада Тепеша Дракулу, многому у него учился, и прежде всего технике духовной брани с врагами Православия и Православного Царства…
Это самая
духовно-генетическая и духовно-мистическая связь
Между Рюриковичами и Неманичами, а также преемственность «Опричнины» от «Ордена Дракона» - при серьезном исследовании раскроет нам многие тайны великой мистической битвы между «сынами света» и «детьми погибели», которая длится вот уже как минимум последние две тысячи лет, существования Божьего Мира...
+ + +
«Благослов» Черногорского Владыки Митрополита Амфилохия
Да, очень интересные вещи открывает нам молодой сербский историк Деян Танич.
Итак, сербская бабка Ивана Грозного Анна Глинская, в девичестве Якшич «играла очень значительную роль в воспитании малолетнего Ивана Васильевича», - сообщает он. Так как Иван в раннем детском возрасте лишился обоих родителей, Елены и Василия, заботу о нем полностью взяла на себя его бабушка по матери, которая юного Ивана, и это хорошо известно, познакомила и воспитал в Сербской традиции.»
Тут, чтобы не забыть, я еще хочу записать некоторые уже свои мысли о загадочном, - и до сих пор неразгаданном, - названии Сербского Афонского Монастыря Хиландар. Одни производят его от сербского слова тысяча - «хильада», а другие считают, что это несколько искаженное «Хелен Дар», т. е. «Дар Елены». Я склоняюсь к этому второму варианту, так как воспитанная своей православной Сербской матерью Анной Якшич — Елена Волошанка, конечно же должна была совершить большую «донатацию», т. е. «пожертвование» на известный Сербский монастырь на Афоне. Позже и сам Царь Иван Васильевич продолжая эту семейную традицию также много и часто жертвовал этот семейный «Хелен-Дар» — Сербскому монастырю. Но об этом несколько позже.
А пока я хочу сказать, что на нашем многоуважаемом Юрии Николаевиче Агещеве пребывает какая-то мистическая благодать. Ибо он будучи в Цетинье и вообще в Черногории всего лишь несколько часов привез мне не только Благодарственную Грамоту «Захвальницу» Цетиньской Духовной Богословии, но и еще рассказал о важнейшем для меня духовном и воистину мистическом событии, произошедшим за трапезой, после награждения Митрополита Амфилохия Орденом Царя Мученика Николая II Александровича...
За трапезой, после благодарственной речи Владыки Амфилохия Юрий Николаевич рассказал ему, что у меня сохранился от моего деда Николая Михайловича Симоновича-Никшича Сербский Крест — Орден Святого Саввы Сербского III степени. Орден, как я понимаю, получил еще дед моего деда статский советник Российской Империи и губернатор Крыма - Платон Радованович Симонович-Никшич. Как величайшая святыня орден хранился в нашей семье и передавался по наследству. И вот, когда Юрий Николаевич собрался в свою поездку я попросил его спросить у Владыки Амфилохия могу ли я теперь наконец носить эту нашу семейную святыню. То есть имею ли я на это духовное право. И Юрий Николаевич отважился это спросить — прямо там при всех монахах Цетиньского монатсыря, на торжественной трапезе.
Владыка выслушал, подумал, и сказал:
- Но ведь в те времена орден Святого Саввы вручался не Церковью, а Сербским Государством... Потом он вдруг он замолчал, и молчал довольно долго — наступила выжидательная тишина, — лица всех присутствующих обратились к Владыке. И он, прервал молчание, неожиданно продолжил:
- Пусть носит этот орден. И перекрестив пространство большим Православным Крестом, произнес:
- Благославляю нашего Леонида Симоновича на ношение Креста Святого Саввы Сербского!
Вот какую вторую мистическую новость привез мне наш уважаемый Юрий Николаевич Агещев. Удивительный он всё же человек и даже в чём-то крайне загадочный! Надо же! привести святительское благословение на орден куда более для меня важный и священный. Да какой — самого Саввы Сербского!
Да воистину удивительным и загадочным человеком был наш Хоругвеносный посол Юрий Николаевич Агещев. Вечная ему память в сердцах всех Православных Христиан!
+ + +
Такова, тут, вкратце, история моего рода Симоновичей-Никшичей из племени Старых Требишан.
В заключение даю пару «иллюстраций», передающих дух нашей Новой, Хоругвеносной, Духовной Опричнины, который входит в нас вместе с открытием памятников Царю Ивану Васильевичу и написанием, нашим дорогим Михаилом Михайловичем икон Императора Мученика Павла Петровича Первого. А также передающих дух моего древнего Сербско-Черногорского рода Старых Требишан:
И наконец, как «приложение» о том, что род Царей Романовых тоже имел кровь сербских царей Неманичей, через Стефана Неманю, в монашестве Симеона Мироточивого. Статья Петра Валентиновича Мультатули:
II. Древняя родословная Императора Николая II
Одним из распространённых русофобских мифов является утверждение о якобы "преобладающем" проценте германской крови в жилах Императора Николая II
Автор: Мультатули Петр
Эта ложь не только безумна с точки зрения христианства, но и противоречит историческим фактам. С тем же успехом можно утверждать, что, к примеру, в жилах Людовика XVI не было ни капли французской крови. Ибо основатель династии король Генрих IV был женат на флорентийке Марии Медичи, его сын король Людовик XIII - на полуиспанке-полунемке Анне Австрийской, его внук Людовик XIV - на испанке Марии-Терезии, его правнук дофин Людовик, так и не дождавшийся короны, - на немке Марии Анне Баварской, его праправнук, тоже дофин Людовик и тоже нецарствовавший - на Марии-Аделаиде Савойской, его прапраправнук король Людовик XV - на польке Марии Лещинской, его прапраправнук нецарствовавший дофин Людовик Фердинанд - на Марии-Жозефе Саксонской, его прапрапраправнук король Людовик XVI - на австрийке Марии-Антуанетте. То есть если следовать логике «крови», то замученный якобинцами дофин Людовик XVII был не французом, а каким-то испано-германцем. Разумеется, мы понимаем абсурдность подобных «теорий».
Таким же абсурдом являются рассуждения, что к началу ХХ века на русском престоле была не Династия Романовых, а Гольштейн-Готторп-Романовская династия, к которой и относят Императора Николая II. Эти «мудрствования» основываются на том, что Император Петр III по отцу был Гольштейн-Готторп, а по матери - Романов. Однако эти «мудрецы» почему-то называют правящую сегодня английскую династию Виндзорской, хотя по логике она должна именоваться династией Глюксбургов, так как отцом детей королевы Елизаветы II является принц Филипп Глюксбург. Однако согласно прокламации 1952 г. потомство Елизаветы II по-прежнему относится к династии Виндзоров, и никому в голову не придет называть ее Глюксбург-Виндзорской.
Неоднократно приходилось слышать утверждение, что «в России цари были немцами», потому что, дескать, они женились на немецких принцессах, и с каждым новым браком доля русской крови уменьшалась, а доля немецкой увеличивалась. Как и все прочие общие места русофобского дискурса, данное утверждение является ложью, поскольку подразумевает, что немецкие супруги русских царей были чистокровными немками. На самом же деле к XVIII - XIX вв. история династических браков между европейскими правящими домами насчитывала уже много столетий. Деятельными участниками этого процесса были княжеские дома Германии, поэтому ни о какой чистоте немецкой крови их представительниц речи идти не может. Так, в числе предков саксонского короля Августа Сильного и прусского короля Фридриха Великого помимо германцев были англосаксы, скандинавы, французы, итальянцы, испанцы, византийцы, кельты, баски, славяне, литовцы, венгры, монголы и армяне. Причем в процентном соотношении доля славянской крови следует за долей собственно немецкой.
Среди дальних предков Императора Николая II числятся: князь Западного Поморья Вартислав II, князь Восточного Поморья Мстивой I, Великий Князь Сербии Стефан Зивидич Неманя, король Польши Болеслав Храбрый, другие славянские князья и короли. Ложное впечатление о «германском происхождении» русских царей создаётся за счёт ближайших поколений их предков по той причине, что к XVIII в. почти все славянские владетельные роды вымерли. Однако большая доля славянской крови, влившейся в немецкие княжеские династии за предыдущие несколько столетий постоянных междинастических браков, остается неизменной. К моменту исчезновения славянских княжеских династий у немецких владетельных родов уже прочно закрепился запрет на морганатические браки, исключавший прилив в их жилы германской крови.
+ + +
III. Древо Святой Лозы Неманичей
У черногорского племени Старых Требишан есть «родовой миф» о том, что они происходят от князя Никши Неманича. Во всяком случае, мой дед Николай Михайлович был уверен, что его прадед, священник Радо Симонович-Никшич происходил из Святой Лозы Царей Неманичей. Вот тут я и хочу рассказать об этом воистину легендарном Царском Древе.
“ДЕРЖАВА НЕМАНИЧЕЙ”
Неманя – тайное имя
В недавно опубликованной статье одного из периодических изданий обращается вимание на то, что имя первого Великого Жупана Рашки (Старой Сербии) Немани “согласно “Большому академическому словарю сербского языка” во многих сербских говорах до сих пор означает “людей с исключительно белой кожей и светловолосых”. Это замечание важно и интересно. И вот почему. На первый взгляд во внутренней фонетике слова никакой белой кожи и светлых волос как бы нет, но это только на первый, внешний, так сказать, взгляд. Если же взглянуть внимательно, то перед нами налицо присутствие всё той же величайшей тайны древних светловолосых королей ВИНДЕ-ЛИКОВ, которая прослеживается во многих загадочных историях о светловолосых и никогда не стригших свои волосы королях МЕРОВЕЯХ. После того как их династия подверглась истреблению по всей Европе, волосы они уже остригли и имя своё древнее СКРЫВАЛИ. Именно тут мы подходим ко второму, не менее важному значению имени НЕМАНЯ: “ничего не имеющий”.
“Нету большего, чем Неманя героя”, – гласит сербская народная мудрость. Вот тут-то мы и подходим вплотную к разгадке тайного смысла имени “Неманя”. Я уже не помню кто, кажется всё тот же знаменитый писатель Милош Црнянский объяснял это имя как НЕ-МАН, т.е. “не человек”. Кстати этот смысл тоже имеет место быть, если вспомнить, что древние ВЕНЕДЫ – ВИНДЕЛИКИ (они же Троянцы) были мореплавателями, т.е. – в восприятии сухопутных народов Европы некими морскими чудовищами – Китоврасами. Именно от них – от Винделиков – пошли таинственные роды светловолосых голубоглазых царей с длинными власами, заплетёнными в КИТУ или КИТЫ, т.е. косицы. Милош Црнянский не так уж и не прав, объясняя смысл имени НЕ-МАН-я – не-MAN – “не человек” – таким странным образом. Однако странного ничего тут нет. Не MAN – означает здесь не то что “совсем не человек”, а как бы “не совсем человек”, т.е. и человек, и морское чудище одновременно... И наконец, самое главное значение имени Неманя. Слово “Имя” на основном Адамовом праязыке звучало как “Ниме”, или “Номе”, или “Нэме”, или “Наме” и т.д. Гласные здесь не имеют особого значения, важны согласные “Н” “М”. Но так звучит и нечто “неизвестное”, “несуществующее”. В этом смысле Жюль Верн, назвавший так человека, навсегда ушедшего из мipa, хорошо понимал о чём идёт речь. Интересно, что этот самый Немо тоже есть как бы морское чудовище, пребывающее в чреве КИТА-НАУТИЛУСА...
Впрочем, и в современных славянских языках НИМА (сербск.) означает отсутствие чего-либо, так же как и малороссийское НЕМА. Но самое главное идёт дальше: отсутствие в слове “Неманя” (“неизвестный”, “тот, кого нет”) означает как раз присутствие чего-то другого, скрытого, тайного, то есть присутствие немирского “сакрального” имени, которое нельзя произносить, или, по другому – “имени того, кто не только ЕСТЬ, но ЕСТЬ в единственном числе, в первенствовании, в том священном царственном инобытии, которое искони правит миром, само этим миром не являясь. Именно последний этот смысл и является главным, сакральным, глубинным и внутренним — божественным смыслом слова “Неманя”...
Впрочем и предыдущие смыслы тоже, разумеется, присутствуют в этом многозначном Царском Имени (Нимени). Неманя – имя неизвестое, точнее, известное только своим – тем, кто причастен к великой тайне священной крови древних царей Винделиков, ведущих свой род от Венея (Энея) – Троянского царя, от рода которого и произошёл Кесарь Август…
Собственно говоря, имя Рурик означает то же самое. Корень “РУР” или “РУД” означает именно священную кровь того самого сакрального рода, который только и имеет право править мiром, сам же этот род, находящийся вне мiра, за его гранью, границей, чертой, марой (МАРА, МIРА, МУРА, по древнеславянски – черта, стена, граница, нечто отделяющее). Такие сакральные имена, с тайным внутренним смыслом, носили представители только одного единственного рода. В этом смысле Царь Иван Грозный и Стефан Неманя были родственниками, были “одних кровей”. Оба вели свой род от Августа Кесаря отнюдь не символически, а кровно. Кровно – в самом прямом смысле этого слова.
Л.Д. Симонович-Никшич
ДРЕВО НЕМАНИЧЕЙ НА БАЛКАНСКИХ ФРЕСКАХ
Понедельник, 29 Июля 2013 г. 18:27
«Древо Неманичей. Около 1350 года. Монастырь Дечаны, Косово, Сербия.»
Изображение генеалогического древа сербской королевской династии Неманичей, начиная от Стефана Немани (Преподобного Симеона Мироточивого) до Стефана Душана и Стефана Уроша V.
«Преподобный Симеон Мироточивый, в миру Стефан Неманя.»
Стефан Неманя сначала был жупаном, т. е. владетельным князем небольшого княжества, затем сделался великим жупаном Сербии, и наконец соединил под своей властью все земли, где жили сербы. Как и его отец, он находился в некоторой зависимости от византийского императора, но потом стал вполне самостоятельным властителем Сербии. Все это происходило в XII веке.
Что касается религиозной зависимости Сербии, то необходимо заметить, что Сербия сперва зависела в церковном отношении от Рима. Но потом Стефан Неманя увидел, что католичество, чем дальше идет время, тем больше и больше становится препятствием и Православию, и свободному развитию его народа. Признав это, он решился порвать всякие связи с папизмом и свое намерение привел в исполнение. Прежде всего он торжественно принял вторичное крещение по Православному обряду. В дальнейшее время он твердо держался Православия, благодаря чему приобрел всеобщую любовь сербов, державшихся православной веры. Поэтому, когда на него нападали враждебные ему жупаны, а также его собственные братья, то народ принимал его сторону. В этой борьбе и Бог не оставлял Стефана без Своей небесной помощи. Так, когда однажды братья привели против него венгров, немцев и греков, то одному священнику было видение, утешившее Стефана Неманю. Этому священнику ночью явился некий воин и на вопрос священника, кто он, ответил: «Я раб Христов Георгий, послан я на помощь вашему государю Стефану». И действительно, Стефан одержал над своими врагами блестящую победу. Благодаря этой победе, братья его должны были смириться и отказаться от всяких сношений с папой Римским.
Не меньше настойчивости проявлял благочестивый Стефан и в борьбе с арианством, которое пустило свои корни в Сербии. Он собрал собор, на котором арианство было осуждено. Также Стефан Неманя боролся с ересью богомилов и остатками язычества, сохранявшимися ещё в глухих местах Сербии.
Благодаря стараниям благочестивого князя, в Сербии установилось единство святой веры. Чистое Христианство вливало жизнь, порядок и крепость и в политическое тело Сербии. Стефан возвратил Сербии коренные славянские поселения, занятые греками, и возвысил народность сербскую, хотя это и стоило ему долгой борьбы.
Любя святую веру православную, Стефан Неманя с усердием строил очаги и оплоты христианской веры — монастыри. Свои заботы св. Стефан простирал и на приходское духовенство.
Сущность деятельности этого благочестивого князя особенно хорошо представил его сын св. Савва. Последний писал Стефану, своему отцу: «Движимый Апостольским духом, ты просветил людей своих Православием, истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе исполнить слова Сына Божия, глаголющаго в Евангелии: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (т. е. не думай о своих выгодах), возьми крест свой и следуй за Мною". Стефан принял эти слова к сердцу и решил привести этот совет в исполнение. Он собрал вельмож и выбранных из народа людей и объявил им о своем желании оставить мир и постричься в иноки; ему же должен быть назначен приемник. Напрасно его уговаривали отменить свое решение, он был непреклонен. Вскоре Стефан был, к своей радости, постриженен в иноки с именем Симеона; его примеру последовала и его жена.
Св. Симеон сначала подвизался в монастыре Студеница, затем перешел на Афон к своему сыну. Здесь он поселился в Ватопедском монастыре. Вместе с сыном он проходил разные подвиги, постился и часто молился Богу. Вскоре ему на ум пришла счастливая мысль —устроить на Афоне такой монастырь, куда могли бы поступать иноками только сербы. Выбирая место для такого монастыря, св. Симеон и св. Савва натолкнулись на опустевший Хиландарский монастырь. Греки, однако, не хотели отдавать им его. Тогда Савва обратился к настоятелю всей Святой Горы Афонской, и тот предоставил им Хиландар. Хиландарский монастырь был быстро отстроен и получил вскоре права самостоятельной обители. Недостатка в иноках-сербах не было. Но недолго пришлось жить св. Симеону в Хиландаре: всего только 8 месяцев. Чувствуя приближение смерти, он просил братию монастыря молиться за него, перенести тело его в Сербию и не забывать сербской земли и Церкви. В полночь, несмотря на свою слабость, он был причащен Святых Таин и облачен во все иноческое одеяние. Наступила великая минута. Сказав: «Слава Богу за все», — он впал в забытье. Утром к больному пришли братия, чтобы проведать его. Окружив его, они рыдали, но преподобный с радостным лицом взирал на образ Спасителя и шептал: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Мирно скончался преподобный Симеон 13 (26) февраля 1200 года, 86-ти лет от роду.
Мощи его были открыты через год после смерти. Мраморный гроб его наполнился благоуханным миром. Все видящие это изумлялись и восклицали: «Господи, помилуй!» Болящие, одержимые злыми духами, будучи помазаны миром, получали исцеление. Поэтому св. Симеон не иначе называется в памятниках древности, как «мироточцем».
«Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, сын Св. Стефана Немани.»
Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Растко, был сыном великого жупана (самодержца) Сербии Стефана Немани и Анны, дочери византийского императора Романа. С раннего детства Растко усердно посещал церковные службы и любил иночество. В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Растко тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого - 1169 - древний монастырь Святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.) Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Растко. Во время вечернего Богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Растко принял постриг с именем Савва (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (принявший в иночестве имя Симеон) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хиландарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии. В Хиландарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем в священника. В Солуни (Фессалониках) за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы Вселенский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у византийского императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями. Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, "исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая". По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы - "имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?" - вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии.
В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и Отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.
Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему Отечеству, но и привел в Православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство своего брата, наследника престола Стефана, получившего прозвание Первовенчанный. По преставлении Стефана, венчав на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю "со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу". Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана. Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и, преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая "окончить дни свои странником в земле чужой". Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая мощи святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу (в 1237 году). При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асана, "зачем он уступает такое сокровище". На родине святителя его честные мощи были положены в церкви монастыря Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою. Жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асан приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу.
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хиландарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих - Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.
«Святой краль Стефан Первовенчанный, сын Св. Стефана Немани.»
Преподобный Стефан Неманич Первовенчанный, в монашестве Симон, краль (король) Сербский, был старшим сыном Святого великого жупана Стефана Немани, братом Святителя Саввы, первого архиепископа Сербского. Когда престарелый жупан, под влиянием принявшего постриг Саввы, решился посвятить последние свои годы молитве и посту в иноческой обители, то пред собранием священных лиц и вельмож Сербии он передал правление державой Стефану, оставив его как "велиего (великого) жупана и севастократора" Рашского. Стефану было дано "стольное место среди земли Сербской", тогда как младший сын Вукан получил в удел Холм и Зету, с титулом "великого князя", под верховною властью старшего брата.
Стефан сын стал великим жупаном в марте 1195 года. Лишь в первое время правления он спокойно занимался делами благочестия - вскоре против него восстал Вукан. Венгерский король помог Вукану войсками, и тот обрел независимость, а потом стал добиваться первого Сербского престола. Он подчинился папе Римскому, венгерский король обещал папе ввести папизм в Сербии, и их соединенные войска повели войну против Стефана в 1198-1199 годах. Стефан в 1199 году также обращался к папе Иннокентию с просьбой защитить его от насилий Венгрии, и также просил себе королевскую корону, изъявляя готовность присоединиться к Римской Церкви.
Чтобы упредить коронацию соперника, венгерский король Эмерих вторгся с войском в Сербию в 1202 году. Он предоставил Вукану великокняжеский престол и дал свое согласие на коронование и возведение его в королевское достоинство, но под условием признания верховной власти венгерского короля над Сербией; вместе с тем Эмерих присоединил к своему титулу титул короля Сербского.
Кровопролитная война опустошала Сербию, Стефан с трудом отбивался, и в эту пору обращался и к своему брату, Святителю Савве. Стефан просил Савву для спасения страны принести в Сербию мощи их отца, Преподобного Стефана Немани. Стефан писал:
"Брат мой пренебрег завещанием отца и господина своего - привел иноплеменников на отечество свое, забрал и опустошил его, не послушав заповеди Божией: чти отца твоего и матерь. Но - мы надеялись не на оружие наше, а на силу Господа, Спасителя Иисуса Христа. И не обманулись в своей надежде. Низложив их силою Своею, Господь возвратил в свое отечество. Прошу тебя, преподобный отец Савва, принеси благоуханные мощи святого. По отшествии вашем, земля наша стала осквернена беззакониями нашими, улита кровию, пленена иноплеменными, враги одолели нас и по взаимной ненависти мы стали смехом для соседей наших. Может быть, вашими святыми молитвами, вашим пришествием к нам, всемилостивый Бог умилосердится над нами и соберет воедино рассеянных и посрамит противников".
Святой Савва внял Стефанову прошению и прибыл в Сербию с мощами отца. Вукан, по почтительности к отцу, явился на встречу мощей, а будучи свидетелем чудес от них, по убеждению Саввы, дал клятву не тревожить более брата в законных правах его. Стефан со своей стороны помог брату выгнать из Холма западника Петрислава, оставив за последним только Невесин и Дебре. По примирении, Стефан, как верховный правитель, смог спокойно располагать уделами Сербии.
По усмирении домашних неурядиц Стефану пришлось бороться со сторонними неприятелями. Против него выступили болгарский царь Борил и его тесть, император Латинской империи, созданной крестоносцами на месте опустошённой ими Византии, но вскоре их силы были побеждены.
В эту пору Стефан укрыл у себя болгарского князя-беглеца Стрезу, чьей смерти искал Борил. Стефан побратался с Стрезой и дал ему для житья крепкий замок Просек, а потом передал в его управление несколько других мест. Однако Стреза оказался беспутным и неблагодарным - теша себя жестокостями и презирая увещевания Стефана и Святителя Саввы, он наконец поднялся войной против своего благодетеля и грозил согнать Стефана с престола. Но его поразил Божий гнев - однажды ночью, в ужасе от привидения, он заколол сам себя. Также неожиданно погиб другой враг Стефана - грек Михаил, захвативший у Сербии Драч (ныне Дуррес). Венгерский король также поднялся против Стефана по наущению латинского императора, но Стефану удалось примириться с венграми, что заставило латинянина отступить.
По окончании этих бед Стефан, благоговея к памяти своего великого отца, составил его житие.
В 1216 году Стефан вступил в брачный союз с внучкой венецианского дожа Дандоло. Могущественная в те годы Венецианская республика могла оказывать давление на папу Римского, и, когда родственники жены Стефана попросили у папы для Стефана королевского венца и защиты против Венгрии, папа в 1217 году послал ему венец, а королю венгерскому запретил называться Сербским королем. Стефан воспринял титул "краля всей Сербской (Рашской) и Поморской земли, Диоклитии и Травунии, и Далматии и Захолмья." В знак признательности Стефан утвердил за Млетским бенедиктинским монастырем остров Млет и Бабино поле.
Приняв венец от папы Римского, Стефан однако не изменил Православию и вскоре подтвердил это новым венчанием на царство. Когда Святитель Савва был посвящен в архиепископа Сербского, то по совещании с представителями Сербской земли он короновал своего брата венцом, присланным от православного императора из Никеи, помазал его святым миром и одел в королевскую мантию. Венчание было совершено в 1222 году в Жичском монастыре. При этом блаженный король торжественно исповедал, что он - верный сын Православной Церкви. Вслед за тем сделаны были распоряжения для ограничения влияния иноверия в Сербии.
Будучи таким образом коронован, Стефан стал первым королем Сербии и вошел в историю как "Первовенчанный". Возвышение Сербского властителя и определенный отказ от римо-католицизма вызвал новую волну противодействия - венгерский король снова объявил Сербии войну, но в результате переговоров, которые вёл Святитель Савва, угроза была отведена.
При содействии Святого Саввы Стефан приводил в порядок церковные дела в Сербии, утверждал Православие и установил церковную иерархию. Первовенчанный краль употребил власть свою на ослабление в народе обычаев, несогласных с Христианством. В грамоте Жичскому монастырю он изложил меры против своевольных разводов и сочетаний брака, предписав наказания для нарушителей; запретил сочетания в родстве; повелел обращаться пред браком к священнику с просьбой разыскать, нет ли родства между желающими вступить в брак. Для упреждения ошибок в церковных распоряжениях он входил в письменное сношение со знатоком церковных правил Охридским архиепископом Димитрием (Хоматианом).
Святой краль много благотворил храмам и обителям: Студенице, Милетскому, кафедральному в Жиче, Сопочанам, Которскому монастырю Превале, а в превую очередь - Хиландару на Афоне. Набожный христианин, мудрый и мирлюбивый властитель, Стефан вместе со Святым Саввой утвердил Православие и единство Сербии.
Некрепкий здоровьем, блаженный Стефан в болезни почувствовал близость смерти и желал принять пострижение от руки своего святого брата. Святитель Савва, имея в виду не глубокую старость его, отвечал, что еще будет время для выполнения желания. Когда же по новому призыву к умирающему королю владыка Савва все же явился, его брат уже лежал бездыханный. Пораженный скорбью святитель помолился, и Стефан ожил. По совершении пострижения он вновь предал дух свой Господу, 24 сентября 1224 или 1228 года.
Тело короля-инока чрез год по смерти оказалось нетленным, и он был причтен к лику святых. Его чудотворные мощи почивают в Студеницкой обители.
«Князь Вукан, сын Святого Стефана Немани.»
Вукан Неманич был сыном правителя Рашки — Святого Стефана Немани (впоследствии принявшего иночество с именем Симеон), который в 1196 году сделал Вукана жупаном Дулклеи. После пострижения Стефана Немани Великим жупаном Сербии стал его сын Стефан. Вукан восстал против него. Венгерский король помог Вукану войсками, и тот обрел независимость, а потом стал добиваться первого Сербского престола. Он подчинился папе Римскому, венгерский король обещал папе ввести папизм в Сербии, и их соединенные войска повели войну против Стефана в 1198-1199 годах. Стефан в 1199 году также обращался к папе Иннокентию с просьбой защитить его от насилий Венгрии, и также просил себе королевскую корону, изъявляя готовность присоединиться к Римской Церкви.
Чтобы упредить коронацию соперника, венгерский король Эмерих вторгся с войском в Сербию в 1202 году. Он предоставил Вукану великокняжеский престол и дал свое согласие на коронование и возведение его в королевское достоинство, но при условии признания верховной власти венгерского короля над Сербией; вместе с тем Эмерих присоединил к своему титулу титул короля Сербского.
Кровопролитная война опустошала Сербию, Стефан с трудом отбивался, и в эту пору обращался и к своему брату, Святителю Савве. Стефан просил Савву для спасения страны принести в Сербию мощи их отца, Преподобного Стефана Немани. Стефан писал:
"Брат мой пренебрег завещанием отца и господина своего - привел иноплеменников на отечество свое, забрал и опустошил его, не послушав заповеди Божией: чти отца твоего и матерь. Но - мы надеялись не на оружие наше, а на силу Господа, Спасителя Иисуса Христа. И не обманулись в своей надежде. Низложив их силою Своею, Господь возвратил в свое отечество. Прошу тебя, преподобный отец Савва, принеси благоуханные мощи святого. По отшествии вашем, земля наша стала осквернена беззакониями нашими, улита кровию, пленена иноплеменными, враги одолели нас и по взаимной ненависти мы стали смехом для соседей наших. Может быть, вашими святыми молитвами, вашим пришествием к нам, всемилостивый Бог умилосердится над нами и соберет воедино рассеянных и посрамит противников".
Святой Савва внял Стефанову прошению и прибыл в Сербию с мощами отца. Вукан, по почтительности к отцу, явился на встречу мощей, а будучи свидетелем чудес от них, по убеждению Саввы, дал клятву не тревожить более брата в законных правах его. Стефан со своей стороны помог брату выгнать из Холма западника Петрислава, оставив за последним только Невесин и Дебре. По примирении, Стефан, как верховный правитель, смог спокойно располагать уделами Сербии. Вукан стал князем Зеты на юге Сербии.
Впоследствии Стефан стал королём, но этот титул он получил без ущерба для Православия и своей страны. В историю Сербии и Сербской Церкви он вошёл как Святой Стефан Первовенчанный.
«Святой краль Стефан Владислав, сын Святого Стефана Первовенчанного.»
Святой Стефан Владислав (+ после 1267 г.), краль (король) Сербский, был вторым сыном Преподобного короля Стефана Первовенчанного. Одно время управлял жупой Чёрная стена и в то время, в 1218-1219 году, построил в своих землях Милешевский монастырь.
Когда его брат Стефан Радослав был изгнан из Сербии, Владислав был объявлен его преемником. Радослав объявил было о намерении возвратить престол, но убеждения Святителя Саввы Сербского, их дяди, предотвратили междоусобицу. Приняв царственное имя Стефан, Владислав правил Сербским королевством с 1234 по 1243 год.
Вскоре после его взошествия на престол, граф Омышский Владимир со своими людьми, привыкшими к морскому разбою, опустошил приморские земли Сербии. Расправившись оружием с грабителями, Владислав обязал дубровчан грамотою не помогать ни Владимиру, ни другому подобному, в действиях, неприязненных для Сербии.
Заботясь о внутреннем устройстве Сербии, король Владислав отыскал серебряные рудники в стране и разработкой их обогатил державу. По известию Даниила:
"Желая достигнуть небесных селений, он построил на земли храмы прекрасные и снабдил их дарами (землями) и всякими принадлежностями; им с основания построен храм Вознесения Господня, называемый Милешев, в который он перенес из Тернова тело великого архиерея Саввы".
Король также обильно благотворил нищим, странникам и больным.
Ещё во время правления Стефан Владислав выговорил себе помощь и безопасное пребывание в Дубровнике, если ему придётся покинуть Сербию. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам воспользовался этим договором и управлял Зетой. Скончался он после 1267 года и был похоронен в своей задушбине - Милешевском монастыре.
Тело его положено было в его монастыре Милешеве. В Милешевской обители на стене имелось изображение с надписью: "обретение мощем Святаго Стефана", а в древнем Сербском уставе, под 30 июля, сказано: "бысть объявление мощем краля Владислава, хтитора (ктитора) Милешевскаго, въ дьни многокраснаго царя Уроша".
«Краль Стефан Урош I, сын Святого Стефана Первовенчанного.»
Стефан Урош I — краль (король) Сербии (1243—1273) из династии Неманичей. Захватил трон, свергнув своего брата Стефана Владислава. Низложен своим сыном Стефаном Драгутином. Прославился войнами с Дубровником, Венгрией и Болгарией.
Стефан Урош I был женат на Елене Анжуйской, от которой имел двоих сыновей — королей Сербии Стефана Драгутина и Стефана Уроша Милутина.
Вероятно, Стефан Урош I решил изменить престолонаследие в пользу своего младшего сына Милутина. Стефан Драгутин восстал и сверг отца. Стефан Урош I был вынужден уйти в монастырь Сопочаны, где и умер в 1277 году.
«Святитель Савва II, архиепископ Сербский.»
Святитель Савва II, архиепиnbsp; скоп Сербский, родился около 1200 года. Он был четвертым по счету сыном Святого cербского краля (короля) Стефана Первовенчанного, в миру его звали Предиславом. В то время как старшие братья будущего святителя - Радослав, Владислав и Урош - по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди – Cвятителя Саввы, первого Сербского архиепископа.
Как и Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, Савва II первоначально подвизался в сербском монастыре Хиландар на Афоне, откуда совершил паломничество на Святую землю. «В Иерусалим бо шествовав поклонитися Гробу Господню и видетель быти всем страстем Его. Тамо бо много време препроводив и паки возвратися», - говорится в его житии. Со временем хиландарский монах Савва был избран епископом Холмским с кафедрой в Стоне. Отсюда он впоследствии перенес епископскую резиденцию в церковь Святого Петра на Лиме. Известно, что после вторжения болгар и разорения церкви Святого Петра состоялся собор, на котором вместе с кралем Урошем и Святым архиепископом Арсением присутствовал и Холмский епископ Савва. Точная дата этого собора неизвестна, но упоминание о нем содержится в Лимской грамоте, относящейся к периоду с 1254 по 1263 год.
После преставления Святителя Арсения в 1263 (или 1266) году Святой Савва был избран третьим по счету Сербским архиепископом и оставался предстоятелем Сербской Православной Церкви в течение семи лет до самой своей блаженной кончины. По словам древнего жития, святитель имел особое попечение о соблюдении древних правил «Святых Апостолов и богоносных отцов» и управлял Сербской Церковью с великой преданностью и любовью. Всегда помня о том, «что обязательно будет нести ответ за данный ему талант (то есть будет нести перед Богом ответственность за то, что Он даровал ему)», Святой Савва «неослабно заботился о Богом дарованной ему пастве стада Христова».
Святитель Савва отошел ко Господу 8 февраля 1271 года в Пече и был похоронен в храме Святых Апостолов.
Нетленные мощи святого источали благоухание и подавали исцеления притекающим к ним с верою. Житие Святителя Саввы II принадлежит перу одного из учеников Даниила Старшего и было составлено до 1330 года. В житии сообщается, что мощи святого почивают в Пече, «идеже (где) вселепно и ежечасно поминается доныне, и есть память его преставления месяца февраля в восьмой день». В 1861 году митрополит Сербский Михаил (Йованович) также составил и издал текст церковной службы этому святому.
На фресках в монастырях Студеница, Арилье, Сопочаны и Ораховица сохранились изображения святителя Саввы II, а в Печском монастыре над его гробницей находится изображение его успения. Лик этого святого мы также находим в лозе Неманичей - изображении генеалогического древа династии Неманичей - в монастырях Грачаница, Печ и Дечаны.
«Краль Стефан Радослав, сын Стефана Первовенчанного.»
Стефан Радослав Неманич (1192—1235) — сербский краль (король), правивший Сербией в 1228—1234 годах. Он был первенцем Святого краля Стефана Первовенчанного и византийской принцессы Евдокии. В 1228 году унаследовал трон от отца. Заключил брак с Анной, дочерью эпирского деспота (1215—1230) Феодора Комнина, но не имел наследников.
После поражения тестя Феодора Комнина от болгарского царя Ивана Асеня II, Стефан Радослав был свергнут с трона и изгнан из Сербии. Преемником Радослава был объявлен его младший брат Владислав. Радослав объявил о своём намерении возвратить престол, но убеждения Святителя Саввы I, дяди Радослава и Владислава, предотвратили междоусобицу. Последний год жизни Радослав провёл в сербском монастыре Студеница, где и был захоронен.
«Святой Краль Стефан Драгутин, сын Стефана Уроша I.»
Святой преподобный Стефан Драгутин, в иночестве Феоктист, краль (король) Сербский, был сыном краля Стефана Уроша I и внуком первовенчанного краля Святого Стефана, позднее принявшего иночество с именем Симон. Его окружала семья святых - его мать Елена, дяди Владислав и Савва, брат Урош Милутин и сын Стефан Урошич прославлены Православной Церковью.
Однако, в молодости Драгутин запятнал себя бунтом против отца, когда тот намерился оставить престол младшему брату Драгутина, Милутину. Драгутин, отстаивая своё первородство, вызвал междоусобицу и с помощью Венгрии нанёс поражение своему отцу, который, спасаясь бегством, укрылся в монастыре Сопочаны, где и скончался в 1277 году. Завладев престолом в 1276 году, Драгутин воспринял царственное имя рода Неманичей - Стефан.
Недолго он правил Сербией. Однажды он сломал ногу, и это пробудило в нём совесть, укор которой не оставлял его до конца дней. Под нравственным воздействием своей святой матери Елены он раскаялся в своем восстании против отца. В 1282 году он отказался от королевской власти и титула, уступив Сербский престол Милутину.
Сам он взял себе в удел Срем - северные сербские области Мачво, Кучево и Браничево. Тут, усмирив восстание Дермана и Куделина, он жил до своей кончины, пользуясь титулом краля Сремского. Он много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов, стал строить церкви и щедро раздавать милостыню. Между прочим, он посылал дары и храмам России, быв ранее в дружеской связи с великим князем Василием Ярославичем. По известию духовника короля, после немногих годов супружества, он не касался тела своей жены, а жил с ней, как брат с сестрой. Когда нужно было бороться со внешним врагом, он объединял силы с Милутином. Так, во время татарского нашествия в 1285 году, короли встали на защиту сербской земли и вместе прославили память Святителя Арсения Сремца, которому была приписана чудесная помощь в их победе над противником.
Драгутин продолжал усилять свой подвиг в тайне. Он стал затворяться в выкопанной собственноручно яме-могиле, где совершал тайные аскетические подвиги. Здесь были набросаны камни. Там он проливал слезы о грехах и проводил ночи в молитвах; когда от утомления засыпал, острые камни быстро пробуждали его. Грубая веревка из тростника, которую он носил на голом теле под одеждой, глубоко въелась в его плоть. За его великое покаяние Бог простил его прегрешения и прославил краля. Перед кончиной он принял монашество с именем Феоктист. Кончина его последовала 12 марта 1316 года. Когда готовили его к погребению, «обретоша (обрели) его препоясавшася острою тростью по нагу и во власяное вретище облеченна и тростину влепшуся (въевшуюся) до внутренния кости; хотяще отъяти от тела его, не возмогоша и на мнозе мыюще водою едва разлучиша оную от тела сего блаженнаго».
«Святой краль Стефан Урош II Милутин, сын Стефана Уроша I.»
Святой Стефан Урош II Милутин, краль (король) Сербский, был сыном краля Стефана Уроша I. Милутин принял престол после отречения брата своего Св. Стефана Драгутина в 1275 г. Вступив на престол, Св. Милутин немедленно начал войну с византийским императором из-за пограничных областей, в которых тот начал вводить унию с Католической церковью. Милутин дошел до Афона, воевал в Македонии и Эпире и присоединил к Сербии большую область, заселенную славянами (1282—1285 гг.), и вновь утвердил здесь Православие. В 1292 г. он победоносно отразил нападение болгарского правителя Шишмана, а вскоре после этого выгнал за Дунай грабивших Фракию крестоносцев. Последние годы Милутину пришлось бороться с попытками папы ввести в Сербии унию. Объявленный против него в 1314 г. крестовый поход состоялся в 1318 г.: Роберт Венгерский соединился с Карлом Сицилийским и эпирцами для нападения на Сербию, но бунт, поднявшийся в Венгрии, заставил Роберта поспешить в Венгрию, а сицилийцы были изгнаны из Эпира.
Милутин построил более 40 каменных храмов и множество монастырей. Особенно заботился святой об афонских монастырях. Он обильными вкладами обеспечил монастыри и странноприимные дома. Милутин щедро оделял нищих, сам же вел жизнь простую, предаваясь часто посту и молитве. Благоверный краль отошёл ко Господу 29 октября 1320 г. и был погребён в Баньской обители. Тело его через два с половиной года было обретено нетленным и перенесено было в построенный им храм Софии.
Когда Сербское королевство пало под ударами османов, монастыри, многие из которых были построены кралем Милутином, остались очагами национальной культуры и Православия в сербском народе. Многие из храмов и монастырей, воздвигнутых святым кралем, дошло до наших дней. Особенно известны монастырь Грачаница, церкви Святых Иоакима и Анны (Кральева церковь) в Студенице, Богородицы Левишки в Призрене, Св. Никиты в Чучере, Св. Георгия в Старо Нагоричино (Стари Нагоричане; при Св. Милутине византийский храм XI века был восстановлен и украшен прекрасными росписями).
Память Святых Стефана Милутина, брата его Драгутина и матери их Елены празднуется 30 октября (12 ноября по новому стилю.
«Святой краль Стефан Урош III Дечанский, сын краля Милутина.»
Святой мученик краль (король) Сербский Стефан Урош III Дечанский был сыном краля Милутина (1262-1320) от его первой жены Елисаветы, дочери короля Венгрии. В начале жизни Стефана Дечанского Сербия подвергалась серьёзной опасности со стороны могущественного крымского хана Ногая. Краль Милутин был не в состоянии справиться с татарской угрозой, и ему пришлось отправить своего сына ко двору хана в качестве заложника. Стефану Дечанскому было тогда 10 или 18 лет. После убийства Ногая Стефану удалось бежать на родину. Там Милутин выделил своему сыну для управления область Зету (ныне южная Черногория).
Тем временем Милутин женился на Симониде, дочери византийского императора Андроника Палеолога Старшего. Она хотела, чтобы следующим сербским кралем стал не Стефан, а её родной сын Константин. Симонида стала клеветать Милутину на Стефана, будто он хочет отнять престол у отца. Некоторые сербские бояре предупредили Стефана Дечанского о грозившей ему опасности и советовали восстать против отца. Стефан отказался. Милутина смогли убедить, что сын хочет свергнуть его с престола. По приказу Милутина Стефана заковали в цепи и ослепили. Во сне Стефану явился Святитель Николай Чудотворец и утешил его. Стефан почувствовал облегчение своих мук. Через некоторое время Милутин изгнал Стефана в Константинополь под надзор к своему тестю, императору Андронику. Его поместили в константинопольский монастырь Христа Пантократора. Здесь Стефана полюбили за благочестие и незлобивость, его стали приглашать ко двору императора. В пятый год заточения Св. Николай вновь явился Стефану и вернул ему зрение, но Стефан скрывал это от окружающих. Через два года Стефан написал послание в сербскую Хиландарскую Лавру на горе Афон. Он просил афонских старцев исходатайствовать перед Милутином возможность вернуться в Отечество. Милутин дал согласие. Через три года он умер, и в 1321 г. Стефан стал кралем. Стефан одержал победу в войне с Болгарией и Византией. После этого он начал строить для себя задужбину (монастырь, где должны были похоронить его после смерти) - монастырь Христа Пантократора в Дечанах. Верстах в трёх от Дечанской обители он создал особый монастырь для призрения больных, увечных и престарелых со всего своего царства.
Незадолго до смерти Стефана ему явился Св. Николай и возвестил ему о грядущей кончине. Последние дни жизни Стефана Уроша III были омрачены враждой, которую питал к нему его сын, "младой краль" Стефан Душан. Он поверил наговорам на отца и поднял в своей области восстание против Стефана Дечанского. Когда он находился в замке Петрич, туда приехали зетские бояре, окружили замок и захватили Стефана Дечанского со всей семьёй. Душан приказал отвезти Стефана Дечанского в отдалённый и недоступный замок Звечан, где святой был удавлен. Это произошло около 1336 года.
Тело краля-мученика погребли в построенном им храме монастыря Дечаны. Через семь лет неведомый муж явился во сне экклесиарху обители и повелел извлечь из земли тело покойного краля. Мощи Стефана были обретены нетленными и благоухающими. Около 1343 г. Стефан Дечанский был причислен к лику святых.
«Стефан Урош IV Душан, царь Сербов и Греков.»
Стефан Урош IV Душан (известен также как Душан Сильный) — сербский король («краль») (с 1331 года) из рода Неманичей, с 1346 года — «царь сербов и греков» (до смерти в 1355 году). В ходе ряда успешных войн под его руководством Сербское королевство превратилось в самую сильную державу региона, включив в свой состав значительную часть Балканского полуострова и составив реальную конкуренцию Византийской империи. В правление царя Стефана в стране была проведена кодификация права (в частности, был создан «Законник» — свод юридических норм средневековой Сербии), получила распространение византийская культура.
Стефан родился в 1308 году в семье Стефана Уроша (Св. Стефана Дечанского), сына короля Сербии Милутина, и его супруги Феодоры, дочери болгарского царя Смилеца. В том же году отец Душана был оклеветан перед Милутином, в результате чего ослеплён и отправлен в изгнание в Константинополь. В византийской столице Стефан Душан прожил до 1320 года, когда его отцу было позволено вернуться.
Вскоре после этого (29 октября 1321 года) умер дед Душана, и на сербский престол взошёл его отец, Стефан Урош III. Стефан Душан получил титул «молодой король», став наследником престола. В последующие годы Душану удалось достичь ряда успехов на воинском поприще: так, в 1329 году войска под его командованием разбили силы боснийского бана Степана Котроманича (которого поддерживал венгерский король Карл Роберт), а в 1330 году наследник престола принял участие в битве у города Велбужда, закончившейся поражением войск болгарского царя Михаила Шишмана, при этом находившиеся под его командованием западные наёмники сыграли решающую роль в разгроме болгар. Михаил Шишман погиб в этой битве, и на престол Болгарии был возведён малолетний сын Михаила от первого брака, Иван Стефан, за которого правила мать — Анна Неда, сестра Стефана Душана.
В 1331 году произошло резкое ухудшение отношений «молодого короля» Стефана Душана с отцом. С февраля между их войсками начались вооружённые столкновения, проходившие в основном в районе Зеты, близ города Скадара, недалеко от резиденции наследника престола. В апреле стороны заключили недолгое перемирие, однако уже в конце августа 1331 года войска Душана начали осаду королевского дворца в Неродимле. Вскоре Стефан Урош III попал в плен (11 ноября того же года бывший король, заточённый к тому времени в замок Звечан, был удушен). 8 сентября 1331 года Стефан Душан короновался как король Сербии.
Обеспечив относительный мир на западной и восточной границах Сербии, король Стефан обеспечил себе возможность вплотную заняться южным направлением, где располагались обширные земли, принадлежавшие Византийской империи. В 1333 году Стефан Душан объявил войну императору Андронику III; сербские войска, выйдя к реке Струме, овладели Струмицей. В конце того же года Душан вошёл в союз со сбежавшим от Андроника византийским вельможей Сиргианом Палеологом, и при его поддержке, захватив Македонию, приступил к осаде Фессалоник; однако смерть Сиргиана от руки подосланного убийцы расстроила все дальнейшие планы. 26 августа 1334 года Стефан Душан и Андроник III заключили мир. Согласно его условиям, сербы оставляли Македонию, однако удерживали за собой Струмицу, а также Прилеп и Охрид; кроме того, византийцы выделяли сербскому королю вспомогательный отряд для ведения войны против Венгрии. Хорошие отношения с Византией сохранились до самой смерти Андроника III; так, в 1336 году Стефан Душан даже встретился с императором где-то в Сербии, причём, по свидетельству очевидца, выказал «большую рассудительность и скромность, держался перед императором как перед господином».
Около 1334—1337 года Стефан Душан вёл боевые действия против венгерского короля Карла Роберта и его вассала, боснийского бана Степана Котроманича. Венгры вторглись в Северную Сербию со стороны принадлежавших Венгрии городов на южном берегу реки Савы и Дуная — Мачвы, Белграда, Голубаца. Действия боснийцев южнее были не слишком удачны — во всяком случае, известно, что ряд вельмож Хума и Невесиня в 1336—1337 годах признавали власть Душана.
15 июня 1341 года византийский император Андроник III умер. Наследником был объявлен его несовершеннолетний сын, Иоанн V, а фактическими правителями страны стали мать нового императора, Анна Савойская, и сподвижник Андроника III, полководец Иоанн Кантакузин. В короткий срок отношения между регентами обострились до предела, и в октябре 1341 года Иоанн Кантакузин, бежавший к тому времени из Константинополя, при поддержке провинциальной знати объявил себя императором. В Византии началась гражданская война.
Тем временем силы Стефана Душана начали продвижение на византийские земли. С июня по октябрь сербские войска, ведя боевые действия, достигли окрестностей Афона. Впрочем, не всё было гладко: ещё в 1340 году на сторону византийцев вместе со своими владениями перешёл видный сербский вельможа Хреля; фактически, он оказался главой независимого княжества, занимавшего юго-восточную часть Македонии (с центром в городе Струмице). В этой сложной обстановке Иоанн Кантакузин, частично растерявший поддержку сторонников, обратился за помощью сначала к Хреле, а потом — к Стефану Душану. В середине 1342 года стороны заключили военный союз и продолжили боевые действия. Сербские войска добились значительных успехов в Албании и Македонии, а Иоанн Кантакузин сумел установить свою власть в Фессалии, аристократия которой признала его императором. Тем не менее, уже к 1343 году союз Душана и Иоанна Кантакузина распался; Стефан начал переговоры с константинопольским двором. В сентябре 1343 года пятилетний сын Стефана, Урош, сочетался браком с сестрой императора Иоанна. Таким образом, сближение с Константинополем позволило легитимизировать захват территории сербами, а улучшение отношений с императорским двором давало основания к кардинальному пересмотру статуса Сербского государства.
В 1344 году войска Стефана Душана вступили в открытое противоборство с призванными Иоанном Кантакузином на помощь силами Умур-бея, турецкого правителя Смирны. Во второй половине мая один из сербских отрядов потерпел поражение в битве при Стефаниане (к востоку от Серр). Эта неудача, тем не менее, не остановила продвижение сербов в Македонии: к осени 1345 года в руках Стефана Душана оказались, среди прочего, Серры и полуостров Халкидики с Афоном.
Успешные завоевания дали Стефану Душану основания для повышения своего внешнеполитического статуса, что отразилось в изменении его титула. С 1343 года, помимо именования себя королём сербских и поморских земель, Стефан начинает использовать титул «честник грекам». Следующим шагом стало включение греческих земель в официальный титул; в октябре 1345 года он звучал как «краль и самодержец Сербии и Романии (т. е. Византии)», и, наконец, с конца 1345 года Стефан стал именоваться царём Сербов и Греков.
16 апреля 1346 года (на Пасху) Стефан Душан был коронован как «царь Сербов и Греков» (в греческих текстах — «василевс Сербии и Романии»; оба этих слова означали императорский титул). Коронацию провел недавно назначенный сербский Патриарх Иоанникий II; на церемонии присутствовал и болгарский Патриарх Симеон. Впрочем, стоит отметить, что новый титул не был признан большинством соседей Сербии (Византией в том числе); царём Душана именовали только представители Венеции и Дубровника. Сам Душан, однако, признавал за византийским императором главенство — хотя бы теоретическое; так, в том же 1346 году на переговорах с представителями монастырей Афона он дал согласие на то, что его имя будет поминаться в молитвах лишь после имени императора Византии.
«Святой краль Стефан Урош V, сын Стефана Душана.»
Святой краль (король) Сербский Стефан Урош V (1337-1371) был сыном Стефана Уроша IV Душана, царя Сербов и Греков. Святой Стефан родился в 1337 году. В 1346 году он был венчан на королевство. Душан просил для сына руку дочери французского короля, но папа Римский настоял на том, чтобы принцесса не изменяла латинскому исповеданию. Душан не хотел видеть в семье католичку, и поэтому святой Урош вступил в брак с дочерью Влада, князя Валахии.
По смерти отца (1355 г.) святой Стефан Урош стал независимым правителем Сербии. Он был верен Господу, отечески покоил вдов и сирот, усмирял ссоры и утверждал мир, миловал нищих, защищал обиженных.
В годы правления Стефана Уроша V сербско-греческое государство мало-помалу распадалось: наместники и правители управляли своими областями почти самостоятельно, а сам Стефан Урош поддался влиянию своего дяди Вукашина, возведенного в королевское достоинство. Это возвышение вызвало большое неудовольствие со стороны наместников и вельмож; Святой князь Лазарь Греблянович вместе с зятем своим Вуком Бранковичем поднял даже вооруженное восстание и изгнал Вукашина.
В интересах мира в Сербии и для сохранения своей жизни святой Стефан вынужден был удалиться к родственнику, князю Лазарю. Тотчас же престолом овладел Вукашин, дядя святого Стефана, но боязнь соперничества не давала ему покоя. Через свою сестру, мать святого Стефана, он вызвал племянника к себе в город Скопье, как бы для примирения. Встретив его с почестями, как царя, он пригласил его на охоту. Когда, утомленный охотой, святой Стефан сошел с коня у колодца и нагнулся, чтобы почерпнуть воды, Вукашин нанес ему смертельный удар булавой по голове.
С ним прекратилась династия Неманичей.
«Симеон Синиша, сын Святого краля Стефана Уроша III Дечанского.»
Симеон Синиша Урош Палеолог Неманич (1326-1371), царь Эпира с 1359 по 1366 годы, властитель Фессалии с 1359 по 1371 годы.
Симеон был сыном короля Стефана Уроша III Дечанского и его второй жены византийской принцессы Марии Палеолог. Мария была внучкой императора Михаила VIII Палеолога. Симеон был сводным братом царя Стефана Душана и на этом основании оспаривал престол после смерти Душана. В 1359 году обособился от царя Стефана Уроша V и стал самостоятельным правителем. Владел южными областями Сербии и Эпиром. Умер в 1371 году, его наследником был сын Йован Урош Неманич.
«Прп. Симеон Мироточивый. Фр. м-ря Дечаны. Фото с сайта руикон»
+ + +
Глава Союз Православных Хоругвеносцев, Председатель Союза Православных Братств, представитель Ордена святого Георгия Победоносца и глава Сербско — Черногорского Савеза Православних Барjактара
Леонид Донатович Симонович — Никшич