СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ХОРУГВЕНОСЦЕВ (СПХ) Союз Православных Хоругвеносцев Мы Русскiе - Съ нами Богъ!
Православiе Самодержавiе Народность
 



+ О СОЮЗЕ  
+ НОВОСТИ
+ ГАЛЕРЕЯ
+ ПОЭЗИЯ
+ СПХ НА ВИДЕО
+ ЖУРНАЛ СПХ
+ РУССКIЙ СИМВОЛЪ
+ АРХИВ
+ СВЯЗЬ
+ ГОСТЕВАЯ
+ ССЫЛКИ
 

Книги Сергея Родина
ПОЭЗИЯ

Живой журнал Главы СПХ
Царь грядёт!


Все новости на тему девиза  "Православие или смерть!"


ИА Русская весна


ПОЭЗИЯ

Храм на Красной площади

Царь Иоанн Грозный

Русские новости. Информационное интернет-издание. Экономика, политика, общество, наука, происшествия, горячие точки, криминал

Новости
Лента Новостей. 2020 год от Р.Х.
Служба информации Союза Православных Хоругвеносцев
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005

04.01.2019

Москва

Служба информации Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств

СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ХОРУГВЕНОСЦЕВ,
СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Замело тебя снегом, Россия… (роман о Хоругвеносцах или "подземелья Малюты Скуратова")

…Дальше идёт статья о попытках отыскать библиотеку Ивана Грозного – «Либерию», и о странствиях по подземной Москве. Это имеет отношение к самому началу нашего «Романа о Хоругвеносцах»:

РОМАН О ХОРУГВЕНОСЦАХ

I

Вот здесь, в подземелье Малюты Скуратова, мы и напишем свой великий Роман о России. Именно здесь. Теперь, неожиданно, Господь привёл нас сюда – в глубокое подземелье под одним из древнейших московских храмов. Невероятно! Заснеженные ступени, ведущие вниз в подземелье, низкий свод входа, так что, чтобы войти, приходится сильно наклоняться, как бы кланяться духу Царя Иоанна Васильевича Грозного и его любимого сторожевого пса-опричника Малюты Скуратова. Да это, конечно, удивительно мистическое место. А из сводчатого подземелья ещё одна дверь ведёт в маленькую скрытую комнату с покатыми стенами и замурованным входом. Куда он ведёт? Скорее всего, именно в то самое подземелье, в тот подземный ход, который вёл в разные места, и одно длин-нейшее ответвление вело прямо в Кремль, куда-то туда, – к Чудову монастырю, – туда, где и была, вероятно, спрятана знаменитая библиотека «Либерия», где были собраны книги, открывающие нам тайну беззакония…

Вот тут-то, в этом подземелии, где зимой жарко от идущих по стенам труб, так что деревянные, створчатые двери на улицу можно постоянно держать распахнутыми, и всё время оттуда, из темноты ночи, доносится шум «ГЭС-I», которая отапливает и нас тут, под землей, и Храм Христа Спасителя на том берегу Москва-реки, – мы и напишем роман о самом мистическом Городе на земле, которому стоять до Второго и Славного Пришествия Христова, – о Третьем Риме, – фантастической, в снегах глубоких лежащей Москве…

II

…Сегодня, 10 декабря 2005 года, приближается Новый 2006-й год. «Пятерка» масонская меняется на «шестёрку» иудейскую. Звезда магов на звезду Сионских мудрецов…

Недаром недавно приезжал в Москву ректор Гарвардского Университета Лоуренс Саммерс. Встречался с Чубайсом и давал ему наставления. Теперь Чубайс «на коне». Соловьёв сразу сделал с ним программу, где Чубайс прямо и ясно сказал, что самое страшное, что может быть для нас, это – Россия для Русских и Москва для Москвичей. Соловьёв против этого, естественно, не возражал. Возражал же он против того, что объединённый СПС теперь идёт вместе с Лимоновым. На что Чубайс ответил, что так надо из высших соображений.

Через несколько дней суд выпустил человек 30 лимоновцев, которые, выходя из здания суда, вскидывали вверх правую руку со сжатым кулаком, будто угрожая кому-то там, наверху. А Квачкова, естественно, не выбрали. Вот всё и просветилось: приехал Саммерс, дал указания и Чубайс сразу же, до того «на коне», что Фратков, подобострастно улыбаясь, объявил чубайсовскую программу реформы «РАО ЕЭС» национальной программой № 1! Вот они – деятели Мирового Правительства: Саммерс – Чубайс – Соловьёв – Фратков. Все четверо – люди одной всем известной странной и таинственной национальности, ведущей Россию к полному освобождению от коренных её жителей.

III

Пришествие Антихриста

Мне совсем непонятно, о каком Антихристе идёт речь, если государство Израиль на Ближнем Востоке явно сворачивается… Вот что пишет политолог Антон Суриков в газете «Завтра» №56, 2005 г.: «Наоборот, после окончания «холодной войны» Израиль превратился в постоянный раздражитель и помеху для американо-арабского сотрудничества. Эту помеху, несомненно, начиная с 2006 года, будут устранять (здесь и далее выделено мною – Л.Д.С.-Н.), что в интерпретации «Jewish Community» означает «мирный процесс», а в понимании арабов – ликвидацию еврейского государства. В самом Израиле к этому морально уже готовы, что лишний раз подтверждается высокими рейтингами «мирной» партии Шарона-Переса»…

Итак, «мир» готовится к аннулированию государства еврейского с центром в Иерусалиме. Но ведь Антихрист как Всемирный царь должен воссесть именно в храме Соломона на Храмовой Горе. Как же он, извините, воссядет, если не только храма Соломона не будет, но и самого Израиля в ближайшей перспективе уже не предвидится?..

Вывод один: или Антихрист в ближайшие годы не придёт, или Израиль переносится в другое место, например… в Москву! И последнему есть совсем немало подтверждений.

IV

Роман о Москве

Москва – как много в этом звуке
для сердца Русского слилось,
как много в нем отозвалось!

А.С. Пушкин

Москва! Люблю тебя как сын,
как Русский – страстно,
пламенно и нежно!

М.Ю. Лермонтов

Город в снегу. Весь утоп. Все чёрные кружева оград на мостах, все чёрные ветки деревьев на бульварах, все фонари и светофоры – всё утопает в снегу. С крыши старинного особняка, где жил когда-то архитектор Иофан, словно полузастывшее тесто с вершины пирога, каким-то особенным изгибом свисает снег… Вдруг я понял, откуда в архитектуре русских церквей, во внутренних сводах и низких дверных проёмах эти неправильности линий – из московских сугробов! Глаз художника замечал сугробные палаты, все эти волны, завихрения и неровности, мгновен-но схватывал динамику движения и воспроизводил её во внутренней форме церквей и палат…

Вот и у нас в потаенной комнате, в «кувуклии», где когда-то молился в затворе великий опричник Царя Иоанна Васильевича Малюта, есть ниша такой же странной неправильной снежно-сугробовой формы… Вот её, эту стенку, и отворил хоругвеносец Валерий Александрович. И там открылась… Подземная Москва…

Я сейчас не буду описывать, как мы впервые шли по подземному ходу, как вышли в огромный зал с гигантскими трубами отопления и белыми колоннами наподобие колонн на станции метро «Кропоткинская», которые, как известно, сделаны из мрамора разрушенного Храма Христа Спасителя. Не буду описывать, как ходили мы по совсем уже гигантским пустынным залам – это всё потом, потом… Сейчас же я скажу вам только то, что подземный ход, ведущий из нашего храмового подземелья, вёл, оказывается, одним рукавом под Москва-реку, в Храм Христа Спасителя и далее, к горе Старое Ваганьково, и выходил наружу в другом подземелье – Храма Николы в Старом Ваганьково, где также очень любил бывать сам Царь Иоанн Васильевич Грозный, а другая часть подземного хода вела, как я уже говорил, в Кремль.

 

Тайны Ваганьковского холма


На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.....
Воланд заговорил:
- Какой интересный город, не правда ли?
Азазелло шевельнулся и ответил почтительно:
- Мессир, мне больше нравится Рим!
- Да, это дело вкуса, - ответил Воланд.


Ваганьковский холм. — одно из самых таинственных мест Москвы. Здесь возвышается Дом Пашковых, с крыши которого герой романа «Мастер и Маргарита» — Воланд любовался столицей. Иоанн IV — грозный царь Московский, тоже любил этот холм, но по совершенно другим соображениям. По мнению некоторых исследователей, здесь не только были построены тайные подземные убежища, в которых хранилась на случай пожаров казна московских Великих князей и где пытали и убивали противников царя, но и находился вход в легендарную подземную Москву. Первый раз на эти галереи наткнулись еще при сооружении одной из начальных станций метро — «Библиотека им. В.И. Ленина». Строители метрополитена вскрыли облицованный старинным кирпичом ход. К сожалению, раскопать его археологам не дали, и вход поспешно зацементировали.
Прошло несколько десятков лет, и в середине 80-х годов прошедшего столетия по заказу Московского центра археологических исследований на территории Дома Пашковых, где когда-то находился опричный двор Ивана Грозного, были проведены детальные геофизические исследования. Под зданием бывшего книгохранилища приборы выявили странную аномалию. Сделанные над ним шурфы помогли обнаружить уникальный археологический объект, который еще не встречался не только в Москве, но и па территории всей центральной России,-огромный, выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров и глубиной около 15 метров. По данным геофизических приборов, полная глубина странного колодца, по стенам которого виднелись остатки винтовой лестницы, была 25-30 метров.

По мнению исследователей, обнаруживших колодец, это уникальное подземное сооружение скорее всего представляет собой вход в подземные системы древней Москвы. Казалось, что еще немного — и исследователи доберутся до дна таинственного колодца, от которого во все стороны расходятся подземные галереи, одна из которых может стать началом новых открытий. Но... работы но расчистке были прерваны, и тайна колодца так и не была раскрыта.
Подземные ходы от опричного двора шли одновременно в сторону Москвы-реки, на другом берегу которой находилась резиденция Великих князей и царей Руси — Кремль, и в сторону женского монастыря, на месте которого в XIX веке встал грандиозный храм Христа Спасителя. Когда храм был взорван и на его месте заложили котлован для фундамента Дворца Советов, то обнаружились вскрытые земляными работами древние подземные ходы. Они вели от храма Христа Спасителя до Кремля, в них нашли несколько прикованных к стенам истлевших скелетов, но сундуков с Либерией там не оказалось.
Еще один подземный ход, ведущий от храма Христа Спасителя на противоположную сторону Москвы-реки, нашли трое ребят. И не только нашли, но и прошли этим ходом под рекой. К сожалению, оба хода с усердием, достойным лучшего применения, были поспешно зацементированы.

Существует множество истолкований слова "ваганьки".

Достоверно лишь то, что в далекую древность, с 1446 года в районе против Кремля за нынешним домом Пашкова и зданием библиотеки им. Ленина находилось поселение ваганов или "Старое Ваганьково", сохранившееся в названии современного Староваганьковского переулка. Согласно самой распространенной версии там жили дворцовые скоморохи и шуты, которые смешили и потешали московского государя и его приближенных бояр - ваганили.

В.И. Даль относил происхождение этого слова к вологодскому наречию и толковал его как "забавлять, играть, шутить, баловаться". Иногда считается, что ваганами назывались царские псари, жившие тут на Государевом Псаревом Дворе, который и был позднее переведен в район Пресни. Еще одна малораспространенная теория выводит слово ваганы от "воган" или "вожан" - от переселенных в Москву жителей Важской области.

Другая версия объясняет смысл и происхождение этого слова от "ваганного" денежного налога, в старину взимаемого за взвешивание товара. Он входил в перечень прочих пошлин, от которых правительство иногда освобождало торговцев, предоставляя им различные льготы. И само место, где собирался этот налог, также называлось "ваганцем". Такая ваганная пошлина могла взиматься с купцов близ кремлевского Боровицкого холма, в районе Старого Ваганькова, где проходила дорога из Новгорода на Оку.

Есть еще одно полулегендарное истолкование имени этой местности. "Ваганами" в старину назывались еще выдолбленные из колоды деревянные корыта, из которых украинцы и казаки ели свой знаменитый кулеш. Ваганы использовались только в качестве тарелок для кулеша, потому что готовилось это кушанье в железной посуде на огне. Приезжая в Москву, малороссы останавливались поначалу близ Воздвиженки и дали название этой старомосковской местности. (Из таких ваганов-корыт и жившие там царские псари могли кормить своих подопечных собак.)

Так или иначе, это старомосковское поселение ваганов, село Ваганьково, было переведено во второй половине 17 века за Никитские ворота и далее в район пресненских Трех гор, - на отдаленную окраину города, которая и получила название Нового Ваганькова.

В самом конце Моховой улицы на холме возвышается роскошный дворец из белого камня, известный в Москве как дом Пашкова.
Дом Пашкова стал одним из символов Москвы. Художники пишут с него картины, гравюры, с его изображением печатаются почтовые марки, открытки, календари, этикетки спичечных коробков, коробки и обертки конфет. Он же - на обложках блокнотов, на шкатулках, значках, в книгах о Москве, в альбомах, проспектах, буклетах. Иногда в подписи к изображению значилось: "Пашков дом", а чаще: "Румянцевский музей", "Старое здание Ленинской библиотеки".

Дом Пашкова, венчающий Ваганьковский холм, был построен в 1784–1786 годах для сына денщика Петра I, отставного капитан-поручика Семеновского полка, Петра Егоровича Пашкова. В архивах сохранились документы, позволяющие очень точно назвать всех владельцев дома, начиная с заказчика, но нет ни одного документа, где бы указывалось имя архитектора. Принято считать, что построил особняк Василий Баженов, попавший в немилость к императрице Екатерине II из-за непонравившегося ей проекта перестройки Кремля. Конфликтом между императрицей и архитектором объясняют и «анонимность» проекта, и необычное расположение особняка, «отвернувшегося» от Кремля – главный вход в усадьбу расположен не с Моховой улицы, а с обратной стороны, со Староваганьковского переулка.

Фасады здания сохранили облик XVIII века, а бельведер – надстройка XIX века. Первоначальный, деревянный бельведер, украшенный фигурой сидящей Минервы сгорел при пожаре 1812 года, тогда же выгорели все интерьеры. После пожара дом восстанавливали постепенно. Только к 1830-м годам построили новый бельведер, отличавшийся от старого тем, что колонны, отстоящие от стен, заменили плоскими колоннами, пилястрами, и не стали восстанавливать статую Минервы (времена Екатерининского правления уже прошли, а уподобление императрицы Минерве – непобедимой воительнице, богине мудрости, ремесел, знаний – был способом поднять на олимпийскую высоту носителя высшей власти). Современный бельведер дома Пашкова – больше декоративный.

Пашковы продали дом в казну очень быстро. В 1839 году в его здании начал работать Дворянский университет, с 1852 года – 4-я московская мужская гимназия, а 3 мая 1861 года указом императора Александра II дом Пашкова был преобразован в первый публичный музей Москвы – сюда переехали коллекции Румянцевского музея из Санкт-Петербурга, включавшие уникальные собрания рукописей и старопечатных книг, нумизматическая и этнографическая коллекции. По царскому указу к ним присоединили двести одну картину и двадцать тысяч сто семьдесят гравюр из Эрмитажа, а также приобретенную Александром II у наследников Александра Иванова знаменитую картину «Явление Христа народу». К 1962 году Пашков дом был реконструирован архитекторами Н.В. Дмитриевым и К.К. Рахау, а в 1913–1914 гг. архитектор Л.Н. Шевяков построил новую картинную галерею с Ивановским залом (специально для огромной картины «Явление Христа народу», размером более 5 на 7метров), перестроил главный зал дома Пашкова, сделав его двусветным (в 1915 году здесь открылся читальный зал на 300 мест), появилась новая лестница. Эта значительная переделка, а также постройка нового здания документированы. В советское время, когда строили 9-ярусное книгохранилище, от Ивановского зала «отрезали» одну четверть площадей. Внутри и по сей день сохранились пробковые полы, галереи – это довольно интересное сооружение с верхним светом, которое можно использовать как выставочный зал, но библиотека заняла его своими техническими службами.

В 1921 году Наркомпрос принял решение о превращении Пашкова дома с пристройками в Российскую государственную библиотеку. В 1925 году Румянцевский музей прекратил свое существование, художественные коллекции были размещены по разным музеям страны, а в самом здании Пашкова дома начала свое существование Государственная библиотека им. Ленина, крупнейшая в стране и одна из самых богатых в мире.

Перед самой войной, когда для библиотеки им. Ленина архитекторы В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх построили новое главное здание на углу Моховой и Воздвиженки, в доме Пашкова остались только фонды отдела рукописей.

Если бы камни могли говорить. Наверное, так оно и есть. Только мы не понимаем их слов. Жаль.
Прежде всего, непонятно, зачем было отставному капитану-поручику лейб-гвардии Семеновского полка Петру Егоровичу Пашкову скупать за огромные деньги земли со всеми постройками на высоком Ваганьковском холме, чтобы соорудить на нем во многом уникальную, а главное столь огромную усадьбу. Ведь кроме жены у бывшего и к тому же очень больного гвардейца никого не было. Званых балов и вечеринок хозяева тут устраивали крайне редко. Да родственников у семейной четы по пальцам можно было пересчитать. В таком случае, вероятно, гвардеец мог обойтись и уютным особняком. Но факт есть факт. "Причуда" состоялась.

Центральная часть здания - 3-х этажный корпус с классическим четырехколонным портиком. По его бокам - фигуры античных статуй. Сам портик дополнен круглой беседкой (бельведером). А на крыше беседки восседал древнеримский бог войны Марс с копьем в могучей руке. В целом же такой высоты было удобно обозревать почти всю Москву, утопавшую в садах.

По косвенным сведениям (тоже легенда?) В 1818 году король Пруссии Фридрих Вильгельм III (отец будущей жены Николая I) так и поступил. По приглашению Александра I он поднялся с двумя сыновьями в беседку бельведера восстановленную (предположительно под руководством Осипа Бове) после пожара 1812 года. Осмотрел полуразрушенный город, затем будто бы встал на колени и взволнованно произнес несколько раз: "Вот она, наша спасительница".

По сторонам центрального здания белым фасадом в сторону Кремля 2-х этажные флигели. В одном из них в 1805 году на некоторое время обосновалась труппа Императорского театра, где впервые вышел на сцену выдающийся актер Михаил Щепкин.

Во дворе высились постройки Манежа, конюшен. Ну а по склону холма за кованой ажурной оградой (возле нее всегда собирались толпы городских зевак) вела широкая мраморная лестница в усадебный сад. Здесь Петр Егорович посадил целую аллею декоративных деревьев и кустарников, поселил множество попугаев, павлинов, других экзотических птиц. Соорудил несколько прудов "на английский манер" с лебедями и 2 бассейна, а между ними устроил хрустальный фонтан. При этом имелась в саду и своя сценическая площадка, на которой восседала труппа крепостных музыкантов и с инструментом в руках услаждала слух хозяев или их редких гостей.

После того как владелец дворца скончался, а затем не стало и его супруги (детей у этой семейной пары не было) дом по наследству достался двоюродному брату бывшего хозяина мелкому помещику села Верхнее Талызино в Симбирской губернии Александру Ильичу Пашкову. Не располагая достаточными средствами для содержания роскошной усадьбы, он начал было подумывать о выгодной продаже этого уникального строения.

Не получилось. Выручил случай. В то время известный в Москве купец, золотопромышленник и собственник 8 медеплавильных заводов в Башкирии И. Мясников подыскивал своей второй дочери Дарье Ивановне, так сказать, выгодную партию из дворянского сословия. В приданое отдавал 4 завода, 20 тысяч крестьян и рабочих, а также почти умопомрачительную сумму денег. Как бы там ни было, но именно ничем не примечательный безвестный владелец дома Пашкова Александр Ильич повел под венец Дарью Ивановну. Жили супруги на широкую ногу. Ни в чем себе не отказывали. Теперь здесь каждый день бывало множество знатных людей, и устаивались балы с фейерверками по любому случаю. Кстати здесь Дарья Пашкова родила сына Василия, который стал генералом и членом Государственного совета.

Неожиданные находки
Археологические, а затем и реставрационные работы начались на территории усадебного дома Пашкова не с главного здания, а с усадебной церкви – церкви Николая Чудотворца, что в Старом Ваганькове (Староваганьковский пер., 14). Первую церковь около дома Пашкова построили в 1531 году, но в XVIII веке разобрали за ветхостью. Новый храм 1759 года во время войны с Наполеоном был разорен и закрыт, в 1842-м превращен в домовую церковь, а в 1861-м – в храм Румянцевского музея. С 1929 до 1993 года церковь была закрыта.

В середине 1980-х директор Библиотеки Ленина очень хотел найти легендарную библиотеку Ивана Грозного. Собственно говоря, библиотеку эту много веков собирали императоры Восточной Римской империи, в Россию ее привезла в качестве приданого византийская принцесса Софья Палеолог, вышедшая замуж за московского великого князя Ивана III. Но после смерти Ивана Грозного началось Смутное время, голод, мор, гражданская война – и все посвященные в тайну книгохранилища, где-то надежно спрятанного, погибли. Библиотеку Ивана Грозного искали до революции, ищут до сих пор. Производились раскопки в Кремле, старинных московских постройках, монастырях. Сейчас описано около 60 точек в Москве и в других русских городах, где, по мнению энтузиастов, может находиться тайник с драгоценными книгами.

В 1980-х годах решили произвести раскопки в церкви Николая Чудотворца. Археологи обнаружили основание церкви XVI века, но никаких следов хранения древней библиотеки найдено не было. Еще обнаружили подземный ход со стороны конюшен Пашкова дома. Но он был уже разрушен, никуда не вел, его вскоре засыпали. Зато с противоположной стороны въездных ворот в начале 1990-х был обнаружен колодец (см. выше).

А завсегдатаи знаменитой Ленинки рассказывают, что иногда в тишине и безмолвии читального зала слышат чьи-то шаги. Обернешься — ан нет никого… Поговаривают, что это призрак известнейшего в свое время книговеда Николая Рубакина, некогда завещавшего библиотеке свою громадную коллекцию книг.

Ваганьковский холм – одно из самых древних мест Москвы – в недрах своих хранит немало тайн. А еще он удивителен тем, что с него открывается необыкновенной красоты вид на Кремль.


Впрочем, было ещё много ответвлений, и некоторые из них вели в места совсем уже «фантастические», так что не только у Папы Карло, но и у великого флорентийца захватило бы дух! Но об этом позже, позже… Потому что сейчас вся Москва смотрит новый сериал по Русской литературе, воссоздающий самый странный роман XX века, – московский, разумеется, а какой же ещё! – который идёт под загадочным девизом: «Рукописи не горят!» – «Мастер и Маргарита»…

…А, между прочим, наступающий год – 2006-й – есть «год собаки»… Домини–Кан...

Год Священной Инквизиции и Царской Опричнины...!!! ...

V

Да, сегодня вторник, последний вторник 2005-го года. Вчера, как обычно, в 20.55 показывали 6-ю серию «Мастера и Маргариты». Вот эта уже по-настоящему бесовская. Воланд уже проповедует последний пир перед смертью с последующим отравлением. Точно – последний пир из «Фауста». А затем Маргарита на лавке у Кремлёвской стены встречает Азазелло, который и передаёт ей мазь. Тут уже рожа у Азазелло совершенно дьявольская. И как бы сделано так, что Маргарита понимает это и, тем не менее, принимает его предложение явиться на бал к «одному знатному иностранцу»… Всё это она делает, чтобы «спасти» Мастера. Там даже фраза такая есть: «Я погибну из-за любви». Интересно, что у Блока есть такая строчка:

«Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви…»

Тут везде идет речь о решимости погибнуть, т.е. идти в погибель вечную. По сути дела Маргарита, принимая мазь, заключает договор с дьяволом. В одном журнале, который передал мне Игорь Игоревич, я прочитал, что Булгаков и его будущая жена тайно встречались и гуляли на Патриарших прудах. Там написано следующее: «Потом Булгаков повёл возлюбленную в странную квартиру, находившуюся тут же на Патриарших. Там жили какие-то люди, среди них седобородый старик. Он посмотрел в глаза Елене Сергеевне и сказал: «ведьма». «Как он угадал!» – воскликнул писатель», – заканчивается тема в «ТВ-парке» (№ 51, декабрь 2005 г., стр. 12). А собственно, и угадывать-то не надо было, стоит взглянуть на фотографию, которая помещена здесь же рядом, чтобы всё стало ясно. Оказывается, жена Михаила Афанасьевича, хоть и звали её Елена, – была еврейкой! Это сильно меняет картину. Возможно, и настоящее посвящение в каббалистический апокриф об Иешуа произошло через неё, а не через отца, ректора Духовной Академии, и не через дядю, знаменитого философа протоиерея Сергия Булгакова. Впрочем, тайна сия велика есть, так как о. Сергий дружил с Павлом Флоренским, а Павел Флоренский дружил с философом Лосевым и писателем Розановым. А эти в свою очередь – с Блоком, Белым и Вячеславом Ивановым. Трудно разобраться в движении русской литературы. Вот уж действительно: «Тут сам чёрт ногу сломит!»

Но квартира на Патриарших, седобородый старик и его моментальное определение: «ведьма!», – не тут ли ключ к «самому гениальному роману советской литературы»?

VI

Вечер Малюты Скуратова

Вот я еду в Союз Писателей России на Комсомольском, 13. Там сегодня Опричное Братство Преподобного Иосифа Волоцкого проводит вечер, посвященный Малюте Скуратову. Название вечера – «Черный Корпус». Будут, говорят, А.Н. Стрижёв, Сергей Яшин, Роман (Руслан) Бычков, Андрей Жуков, Николай Боголюбов и, возможно, Алексей Широпаев. И аз, грешный.

А ведь сегодня в 20.55 очередная, седьмая серия. Причем, самая главная: «Шабаш ведьм». А возможно, и «Бал сатаны». Хотя вряд ли, – судя по тому, с каким наслаждением Бортко поставил «полёт Маргариты» и погром в квартире критика Латунского, к «шабашу» и «балу» он подойдёт ещё более детализировано. Интересно, что полёт и погром сделаны, что называется, по-настоящему. Демонически злобно. С какой бешеной злобой Маргарита Николаевна громит квартиру Латунского! С какой радостью летит над Москвой на швабре… Какой у неё бешеный, прямо-таки кровавый оскал. А смех какой! Дьявольский, ведьмовской хохот. Тёмная женская стихия, выпущенная наружу. И всё разбивающий молоток в руке. Звон зеркал и стекла… Если так поставлен «полёт», то как же будет поставлен «бал»? Что-то тут проскользнуло настоящее. Бортко может сколько угодно заявлять, что он атеист, но после того, в какой тональности снят «полёт», разрешите не поверить…

А Москва вся в снегу, вся в снежных сугробах и заносах. Да, сидеть бы в такую новогоднюю погоду дома и смотреть «шабаш ведьм» и «бал сатаны». Но нельзя. Надо ехать в СП России на вечер «Чёрного Корпуса», посвящённый Малюте Скуратову. Что ж, «Бал сатаны» посмотрим потом, в записи. Говорят, он проходил в Американском посольстве. И закончился питием крови… Какой? Человеческой, конечно. А какую ещё кровь могут пить в Американском посольстве?

VII

«Бал сатаны»

Вчера, 27 декабря 2005 года, была центральная, так сказать, серия – шабаш ведьм с последующим посвящением, которого, кстати, нет у Булгакова. Причём посвящение показано подетально с питием огня и воды болотной из чаши, принятой непосредственно из рук «козлоногого». Потом трое голых бахусов с кубками в руках кричали что-то наподобие: «Пано, рекел, бенес!»

Ничего этого я у Булгакова не помню. Хотя, кто знает, может существует «другая редакция» этой главы, где посвящение ведьмы прописано более подробно…

А вообще ведьма получилась настоящая – очень злая фурия, готовая на всё, решительно на всё! – якобы ради любви. Но по фильму получается – ради интереса к чертовщине. Ради желания стать всесильной…

Очень интересна сцена встречи с Воландом, когда Маргарита по своей воле радостно предлагает Мессиру массировать его колено мазью и радостно смеётся всем его шуточкам. Женщины ради какой-то своей цели, да даже ради престижа, всегда готовы идти на всё и идут на это «всё» с радостью, испытывая при этом жадное и «неземное наслаждение». То есть по фильму Маргарите очень нравится окружающее её зло! Именно это чувство блестит в тёмных глазах актрисы… Конечно, конечно, делает это всё она ради Мастера. Но кто был сам Мастер? Мастер какой ложи или ордена? Воробьевский в своей книге «Русский Голем» сообщает нам, что Михаил Афанасьевич Булгаков был тамплиером высокой степени посвящения… И в данном случае, касательно именно данного писателя, Воробьевский пожалуй что и прав… Не прав он в одном. В том, что отказывает и себе, и нам в «милости к падшим», в христианском сострадании к погибающим…

Интересно, что у Бортко и Басилашвили Воланд получился более злым и жестоким, чем у Булгакова. Это настоящий дьявол, творящий настоящее зло. Никакого «блага» даже отдаленно не просвечивает. То есть, начиная с серии «полёта Маргариты» и дальше серий «шабаша ведьм» и «бала сатаны», фильм уже не Булгаковский, а какой-то прямо сатанинский. Интересно, что седьмую серию с балом мы смотрели в тот самый вечер, когда в Санкт-Петербурге, в гостинице «Англетер» Чёрным человеком был убит Сергей Есенин…

Случайных совпадений, по теории мессира Воланда, в жизни не бывает…

VIII

«Мистика или специально?»

Да, интересно переплетаются события. Вчера, 27 декабря 2005 года, в 11 часов утра была отслужена первая панихида на могиле Есенина на Ваганьковском кладбище. Вчера же в ночь с 27-го на 28-е декабря на чердаке одного петроградского дома петроградскими чекистами был умучен Есенин. Вечером 27 декабря 2005 года второй канал «Россия» показал главную серию «Мастера и Маргариты» – «Шабаш ведьм» и «Бал сатаны». По лестнице поднималось бесконечное число живодёров, отравителей, убийц и насильников всех времен и народов. Даже Калигула с Мессалиной приложились к руке Королевы. «Мы восхищены!», – кричали Коровьев и Бегемот. А Маргарита, стоя и принимая гостей, улыбалась им победно-кровавой улыбкой. А между прочим, Эрлих уже выкрал у Есенина револьвер и по ступеням гостиницы «Англетер» уже поднималась другая тройка – Чёрный человек и два его помощника, один из которых был очень похож на Азазелло. Это он долбанул Сергея Есенина в лоб тяжеленным канделябром… Однако интересно, что на бале сатаны на блюде внесли живую голову Михаила Берлиоза, а ведь именно такие берлиозы и вели Есенина к трагической концовке при жизни. Ведь Блюмкин тоже был литератор, Вронский руководил таким вот толстым литературным журналом. Я уж не говорю о Бухарине и Троцком. Эти просто были знаменитые литераторы… А не плохо было бы представить на блюде голову не Берлиоза, а Троцкого. Вот тогда бы произведение было действительно высокохудожественным. Или наоборот, Сергея Есенина – «золотая голова»! А Маргаритой бы была Айседора Дункан. Ведь и его, и её убили те же самые злые силы…

IX

«Прощание с Воландом»

Куда-то делась мистика из восьмой серии. Совсем пропала. Дьявол какой-то сильно глуповатый, изображая крайне трагическое восприятие действительности, хотя при этом получается что-то дурацкое, расспрашивает Мастера и Маргариту о каких-то совсем элементарных вещах. Простите, если дьявол такой олух, то откуда все его страшные дела. Даже неприятно как-то. Мы привыкли, что дьявол сильный, гордый и очень злой дух. При этом очень умный, обладающий нечеловечески изощрённым умом. А тут он, прощаясь с Маргаритой, которая является потомком французской королевы-отравительницы Маргариты Медичи, тихо, как дедушка, погладил её по щеке… Какая душещипательная сцена! Прямо плакать хочется. Какой-то старый филистёр, а не дьявол. Почему-то вспомнился Гёте, который до 82-х, кажется, лет всё писал своего «Фауста», уже забыв, что первая часть была о грешной любви Фауста и Маргариты. По щёчке погладил. Ай да дьявол, ай да сукин сын!

Дальше Мастер. Мастер к концу фильма совсем дурачком стал. «Что они с ним сделали!» – ахает Воланд. Но по фильму как-то не видно, что с ним сделали. Почему-то складывается впечатление, что он всегда такой был, вот с такими вот остановившимися глазами…

Только при сцене с Наташей, которая просит оставить её ведьмой, потому что какой-то вампир сделал ей предложение, причём появляется она и здесь, как и на балу, голая, вдруг вспоминаешь, что всё это дьявольщина, и мы имеем дело с инфернальной кампанией вершителей зла.

Вообще, надо сказать, фильм производит очень странное впечатление. С одной стороны идёт восхваление и эстетизация зла. Но шабаш ведьм сделан так, будто это некие невинные гуляния лелей и наяд. Если бы не козёл, вообще всё бы на детскую сказочку было похоже… То же самое – бал сатаны. Какой-то совсем не инфернальный. Помню, когда-то очень давно я читал, а потом фильм смотрел – «Маску красной смерти», Эдгара По. Вот там этот бал дан действительно по-дьявольски. А ведь у Михаила Булгакова и Эдгара Алана По, насколько я понимаю, было одинаковое мистериальное посвящение… Но фильм получился совсем не мистериальный. Я имею в виду «Мастера и Маргариту».

Как-то слишком всё по-новогоднему и на сказку Ганса Христиана Андерсена больше похоже… А должно быть больше похоже на Эрнста Амадея Теодора Гофмана, но с большим, чем у Гофмана, инфернальным, адским креном… Булгаков на телевидении должен быть более откровенно инфернальным, чем Булгаков в книге. Ведь это же «наше» Российское телевидение, это же канал «Россия», да и сам сериал, как объявлено в белых титрах на чёрном фоне, сам-то сериал снят «при поддержке Информационного агентства по культуре и кинематографии», – то есть при поддержке ведомства Швыдкого, который выдаёт нам продукцию куда более инфернальную, чем Булгаков и Гофман вместе взятые.

В общем, чем дальше, тем больше фильм становится похожим на глянцевые фотографии из гламурного журнала.

Единственная фигура, которая к концу начинает выходить на первый план, – это таинственная фигура человека в красно-коричневом плаще, которая куда как, простите за странное словцо, зловещее, чем Воланд-Басилашвили…

X

«Ведьма»

Анна Ковальчук играет ведьму очень убедительно. Чёрная, с пронзительными чёрными полуеврейскими глазами. Похожие глаза были у одной моей знакомой Марины. Правда, у неё были не «полу-», а совсем «еврейские», даже немного вытаращенные глаза и длинные хищные ноздри… Но что интересно, ведьмой, как мы уже писали, пожелала остаться и домработница Наташа. А между прочим, я знал только одну ведьму русской национальности. Её тоже звали Марина… Нежная такая сначала была девушка. Ну прямо ангел… Все остальные были еврейки. Здесь у нас в Москве ведьмы в основном еврейки. Знал я и ещё одну Маргариту. Она тяжело болела... Таинственное некое заболевание, связанное с вырождением крови, очень свойственной чёрным родам. Её отец или дед, вот не знаю точно, был профессором-патологоанатомом, и вместе со Збарским мумифицировал труп «самого живого» из всех проживших на земле людей… Но род этого профессора Бар-Рабиева идёт откуда-то очень-очень издалека. Может, тоже от французской королевы Марго, а может, и много-много далее...

Там, в её квартире, собиралось много интересных людей. Среди прочих – один писатель-конспиролог, написавший книгу о тамплиерах, один монах-экзорцист, и другие интересные личности.

Странно, что там не появлялся Воланд со свитой…

Интересно, что великая ведьма Маргарита страшно боялась одного известного священника, который в своё время возглавлял одну из множества московских православно-патриотических общин. Она говорила, что этот священник – страшный колдун.

Вообще, в Москве патриотический и духовный мир настолько странно переплетаются в совершенно невероятные и настолько замысловатые узлы, что их не разрубил бы даже Александр Двурогий…

Кого тут только нет. Вот бы Гоголя сюда, он бы написал второй томик…

XI

«Жёны писателей»

1936 год. снос Церкви Николы Стрелецкого

Вчера, 29 декабря 2005 года, была предпоследняя, кажется, серия, хотя, может, в пятницу, 30 декабря, т.е. сегодня, будут ещё две, и того – ДВЕНАДЦАТЬ. А после серии показали ещё некоторый фильм о книге и о фильме «Мастер и Маргарита». И о самом Булгакове, конечно, и о его жёнах. Жён у него было три. Как нагадала ему в начале жизни одна старая цыганка: «у тебя будет три жены. Первая от Бога, вторая от человеков, а третья от дьявола...» Первую звали Татьяна. Говорят, она спасла Михаила Афанасьевича от морфина. Тогда, действительно – от Бога. Вторая, – Любовь Евгеньевна Белозерская, – насколько я понимаю, и была настоящая Маргарита. Она одно время в Париже танцовщицей была, танцевала в каком-то знаменитом кафе-шантане, типа «Мулен-руж». Вот она и рассказала Михаилу Афанасьевичу, что там, в этом кафе, были такие балы, где все мужчины танцевали во фраках, а все женщины голыми... Отсюда и списан «Бал Сатаны», плюс, конечно, Американское посольство... Как только показали фотографию Любови Евгеньевны я воскликнул: «Вот она и есть – Маргарита!» Существует легенда, что это именно она, Любовь Евгеньевна, потом была женою писателя Андрея Платонова. Ушла от Булгакова к Платонову, то есть. Не слабо. А последняя жена Булгакова, – Елена Сергеевна, – ушла от крупного венноначальника, точнее от начальника Штаба Московского военного округа Евгения Шиловского, к писателю Михаилу Булгакову. Мы как-то все забываем, что церковного венчания-то не было, и бракосочетания, по сути, никакого не было. Вот жёны и ходили – от артиста к военноначальнику, от начальника штаба к писателю, а от писателя к другому писателю... И все они, в то время, так или иначе были Маргаритами.

XII

Болотная набережная

Здесь, на Болотной набережной, было место казни ведьм, колдунов и чародеев. И «Дом на набережной» не случайно был построен тут. И подземные ходы в Старое Ваганьково вели не случайно. И дом Пашкова на Ваганьковском холме вырос тоже не случайно. Ваганты или вагабунды – это некая древняя секта «шатающихся» колдунов. Они же скоморохи. Они же бродячие артисты, фокусники и гипнотизёры. К ним всегда прилипали ведуны, ведьмы, всякие маги, чародеи, волхователи и звездочёты. Здесь, на «Золотом острове» у всех этих типов было нечто вроде своей вотчины. На той же стороне Москва-реки, на горе, у них было главное капище, которое в том или ином виде сохранилось и до сих пор. Во всяком случае, Воланд не зря сидел на смотровой площадке на крыше знаменитого Дома Пашкова. Именно здесь, в этом, построенном масоном Баженовым доме, в последствии заведовал библиотекой один из самых странных деятелей русской истории – визионёр и создатель философии «Общего дела», незаконнорожденный сын князя Гагарина, один из главных розенкрейцеров и адептов в истории тайных обществ, «отец русского космизма – Николай Фёдоров. Он хотел прекратить деторождение на Земле и воскресить всех отцов, то есть все поколения до этого живших людей. Самое интересное, что он не был прямым антихристианином. Нет, наоборот – он хотел «помочь Христу» в воскрешении мёртвых «в жизнь будущего века»... Но на свой, каббалистический, так сказать, манер. Интересно, что у него было очень много самых неожиданных последователей и почитателей. Среди них – писатель Толстой и поэт Хлебников, поэт Маяковский, учёные Чижевский и Циолковский, Богданов и Королёв, космонавт Гагарин. В наше время его ярым поклонником является главный редактор газеты «Завтра» Александр Андреевич Проханов. Так вот: Михаил Булгаков и Андрей Платонов – оба, конечно же, розенкрейцеры, – также были его ярыми сторонниками.

Именно поэтому Воланд перед отлётом из Москвы сидит на смотровой площадке Румянцевской библиотеки – таинственного Дома Пашкова...

XIII

Роман без Героя

Вчера, 30 декабря 2005 года, смотрел последнюю серию и эпилог «Мастера и Маргариты». Странное впечатление... То ли сериал слаб, то ли сериал, что совсем уже плохо, раскрыл скрытое убожество романа... Кони, чёрные как уголь, вороные кони несутся по небу, на них всадники в развевающихся чёрных мантиях с чёрными глухими капюшонами, надвинутыми на глаза. Воланд, Мастер, Маргарита, рыцарь Коровьев, кот Бегемот, Азазелло – всего ШЕСТЬ, чуть было не написал ЧЕЛОВЕК... Но человека-то – ни одного. Воланд – Дьявол, Коровьев – тень рыцаря тамплиера, Бегемот – чёрный кот, он же – демон тамплиеров Бафомет, Азазелло, или Азазель, – каббалистический древне-еврейский демон-убийца, Мастер – некто так и не прописанный Булгаковым – призрак и убитый Азазелем сумасшедший писатель, Маргарита – убитая им же ведьма... Где же здесь человек?.. Дальше – встреча убитого Мастера с его «учеником», Иваном Бездомным, который много более подходит на роль героя произведения, дальше совсем невразумительна сцена с Пилатом, вечно сидящим на фоне лунного пейзажа. Дальше последние философские разговоры Воланда с Левием Матвеем, Мастера с Иваном и Пилата с Иешуа – какие-то совсем уж невнятные, претендующие на непостижимую глубину... И... и всё.

Вдруг поразила мысль: а о чем же роман? О том, что Дьявол существует? О том, что служить ему – хорошо? О том, что очень хорошо быть ведьмой? О том, что именно зло, а не Добро всесильно? О том, что лучшая, творческая часть мира этому злу сознательно служит, и это – прекрасно?

Но самое поразительное то, что в падшем мире романа и зло человеческое, типа Берлиоза и Латунского есть, и Дьявол, «их наказующий», то есть «творящий благое» есть, и ведьмы, и азазеллы, и козлоногие – все есть. Даже Пилат с добрым казнённым философом есть. Нет только одного – нет Бога! Ни Бога, ни ангелов – нет! Нет Архистратига Божия Архангела Михаила, нет Георгия Победоносца, нет Святых Русских Воинов, да и России-то никакой нет... Есть Ершалаим и Москва, но какая-то странная, дьявольская какая-то Москва. Москва ресторана «Грибоедова», театра эстрады «Варьете» и нехорошей квартиры где-то на Садовом кольце, на Патриарших. Вот и вся Москва. И это один из самых мистических, один из самых потрясающих городов в мире! А где тайный, скрытый от взоров Третий Рим? – Белый Город в снегах, и несущаяся над ним белокрылая армия Михаила Архангела?!! Неужто одни демоны кружатся в небе над Римом?! Нет, нет, Михаил Афанасьевич! Маргарита вас обманула. Не только Воланд и Азазелло летят в этом огромном ночном небе над Москвой. Слышите, как на высокой ноте где-то высоко поёт ветер? Это поднимается Белая Русская Вьюга – северным сияньем полыхающая метель. Уже зазмеилась позёмка на новом ажурном мосту через Москва-реку, уже пошёл снег и вдруг повалил хлопьями, и закрутило, задуло, закуролесило. И в небе, в новогоднем небе над Москвой – началась битва Армии Михаила Архангела с полчищами демонов, предводимыми сатаной. Нет! Россия не «империя зла», Россия – Рим, Третий Рим! – и вот, в новогоднюю ночь по улицам Третьего Рима идёт отряд из 12-и человек и над их головами развеваются чёрные Знамена с изображённой на них полной Голгофой...

И впереди всех, в белом, белее снега убелённом одеянии – Он, – Спаситель мира и всех грешных человеков – Господь Бог наш Иисус Христос. И во всю ширь неба – транспарант: «Я победил мiр!»

Вот она – совсем другая – наша, РУССКАЯ концепция России!

Той России, черты которой сквозь бред и морок стали вдруг проступать в преддверии Нового, наступающего, 2006-го года. С Новым Годом, дорогие Москвичи!

Да воскреснет Богъ! и расточа-атся вра-зи-и-и Его-о, и да бежа-ат от Лица Его-о! Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся Крестным Знамением, и в веселии глаголющих: радуйся пречестный и Животворящий Кресте Господень!

« Вы его почитаете, а мы ему служим! »

Распятская церковь-колокольня, а за ней Троицкий собор на территории Кремля Александровской слободыДаже радующая глаз изумрудная зелень лесов и разнотравья лугов не смогла скрыть разрухи и запустения пришедших за последние десятилетия на Русскую землю. Брошенные, уже начинающие зарастать берёзками поля, перекошенные, почерневшие избы последних русских крестьян, железо-бетонные скелеты разоренных ферм. И это всего лишь в 100 километрах от Москвы по дороге из города Александрова в Лукьянову пустынь.

Особенно нелепо выглядело «новодельное» кладбище, огороженное перекошенной изгородью – посреди огромного, некогда пахотного поля. Здесь земли всем хватит! Вот оно новое предложение для «бизнеса» – «похороним в экологически чистом и тихом районе, сухом и просторном месте. Посетив здесь своих близких и друзей, вы сможете прекрасно отдохнуть всего в 100 км от Москвы…»

Причудливо извивающаяся дорога окончилась у древних стен монастыря – Лукьяновой пустыни, вновь открытой 15 лет назад. Далеко не всё удалось здесь восстановить за эти годы. Когда стоишь у ворот, то глаз радует выбеленная стена монастыря и купола центрального собора. Но стоит войти внутрь, и ты видишь, что у Собора восстановлена только верхняя половина, а основание лежит в руинах. Вот он – «символ» нынешней России.

Полувосстановленный Собор в Лукьяновой пустыни, – «символ» нынешней РоссииЗатем мы вернулись в город Александров, в места пребывания Царя нашего Иоанна Васильевича Грозного с опричниной – в Александровский Кремль.

Первое что бросилось в глаза и приятно обрадовало – это вывеска с надписью на крепостной стене: «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КРЕМЛЬ – ГОРДОСТЬ РОССИИ – РЕЗИДЕНЦИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО». Мощные стены Кремля, русская архитектура соборов и церквей на фоне молодой зелени радовали глаз. Короны на крестах храмов, подчеркивали необычность этого места. Вековые липы начинали цвести, заполняя тонким благоуханием всю окрестность…

Да, мы находились в сердце России XVI века, втором по величине Кремле после Московского того времени. Здесь на протяжении 17 лет денно и нощно решалась судьба РОССИИ на несколько столетий вперёд. Быть или не быть. Быть Великой Православной Империи, или стать придатком Европы в лице Польши, Литвы и других тогда могущественных держав. Большая часть тогдашней аристократии, одним из «ярких» представителей которой был князь Курбский, склонялась ко второму – для них, как и для нынешних «олигархов» личное благосостояние было важнее общественного... Но случилось чудо Божие: Господь в лице Царя Иоанна Васильевича Грозного тернистым путём повёл РОССИЮ к великой славе и могуществу. Враги РОССИИ и ПРАВОСЛАВИЯ не могли смириться с этим, они отравили Царя, оклеветали и продолжают возводить хулу на него и поныне.

«Видение» Хоругвеносцу Виктору Дмитриевичу Царя Иоанна Васильевича Грозного Сохранившиеся росписи сводов церкви

Первое впечатление о том, что к Иоанну Васильевичу народ здесь относится с любовью и уважением, вскоре неожиданно подтвердилось. Войдя в помещение, где находились экскурсоводы музея, мы спросили, как нам посетить экспозицию. Женщины, увидев нас, спросили: «А вы его почитатели?» «Да», – ответили мы и спросили: «А как вы к нему относитесь?» «Мы к нему не относимся, мы ему служим!», – ответили они с гордостью.

Далее, где то в течение часа, нас с нескрываемой радостью водила по Кремлю и рассказывала о подробностях жизни Иоанна Васильевича экскурсовод Ольга. Мы тоже в свою очередь делились с ней своими взглядами на личность Царя и значимость его деяний.

Даже немногочисленных экспонатов и обстановки было достаточно чтобы понять насколько глубоко жизнь Иоанна Васильевича и его окружения была связана с Господом нашим Иисусом Христом. В прекрасном, белокаменном домовом храме сохранились росписи на сводах, которые лицезрел сам Самодержец. Здесь мы остановились и пропели трижды «Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!», а затем трижды возгласили Пасхальное приветствие.

Синодик с именами казнённых, для молитвенного поминовенияМногие ли из наших соотечественников поминают своих близких, друзей? А здесь врагов государства велено было записывать в синодик и молится о спасении их душ!

Но особенно запомнилось нам посещение палат, где проходили собрания опричников во главе с Иоанном Васильевичем Грозным. Древние, с метровыми стенами палаты, с полукруглыми сводами недалеко от алтарной части домового храма. Дубовые столы и лавки, старинные подсвечники с потрескивающими свечами, тяжёлые серебряные блюда для братской трапезы. Ничего лишнего, что отвлекало бы. Во главе стола, под образом Казанской Иконы Божией Матери сидел Иоанн Васильевич и неторопливо выслушивал доклады, сам молвил слово. А потом, – кто знает? – оставшись здесь один, уже поздно ночью читал и писал:

Благоверный Государь, Царь и Великий Князь Московский Иоанн IV (Павел Рыженко. «Царёво молчание») Царская печать

« Благочестивого Великого Государя Царя и Великого Князя Всея Руси Иоанна Васильевича послание во всё его Великой России Государство против крестопреступников, князя Курбского со товарищами, об их измене.

Бог наш Троица, прежде всех времён и ныне Сущий, Отец и Сын и Святой Дух, не имеющий ни начала, ни конца, Которым мы живём и движемся, именем Которого цари прославляются и властители пишут правду. Богом нашим Иисусом Христом дана была единородного Слова Божия победоносная и во веки непобедимая Хоругвь – Крест честной – первому из благочестивых Царю Константину и всем Православным Царям и хранителям Православия. И после того как исполнилась повсюду воля Провидения и Божественные слуги Слова Божьего, словно орлы, облетели всю вселенную, искра благочестия достигла и до Российского Царствия…»

Вот вам в двух абзацах история, смысл и цель нашей жизни на Русской земле. Своего рода «Символ Веры Государственного Строительства». Кто из нынешних правителей может так говорить и писать?

Вместе с Иоанном Васильевичем Грозным Его опричники – воины-Хоругвеносцы.« А наступающей Крестоносной Хоругви никакая военная хитрость не нужна, что знает не только Русь, но и немцы, и литовцы, и татары, и многие народы. Сам спроси у них », – пишет Царь изменнику Курбскому, сбежавшему за границу, – «…и узнаешь, я же не хочу пере­числять эти победы, ибо не мои они, а Божьи…»

 

Правда Божия восторжествует. По плодам деяний узнаётся Царь Иоанн. И всё более и более многим становится известна правда о Великом Русском Государе. В начале XVI столетия в России было около 96 городов, к концу правления Грозного – 170, прирост населения составил (сравни с действительностью) 30-50% – до 10-12 млн. человек, территория увеличилась почти на 100% – с 2,8 до 5,4 млн.кв.км, только по распоряжению Государя построено 40 церквей и 60 монастырей; создана регулярная армия (стрелецкие полки), основана государственная почта; проведены Стоглавый и Земские соборы, составлены Четьи минеи, начато книгопечатание…

Хоругвеносцы у Троицкого Собора КремляПеред отъездом мы зашли в Троицкий Собор поклониться мощам Божьих угодников.

Часть Кремля ныне занимает женский монастырь, а остальную музей. Часто предлагают перенести столицу России из Москвы куда-нибудь. Ибо столица – это прежде всего духовный центр, а не рынок и балаган в которые сейчас превратили Москву.

Ну вот и надо перенести столицу в Александров, воссоздав здесь мужской опричный монастырь во имя Святого Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного.

И тогда РОССИЯ воспрянет и продолжит свой путь к вечной Славе во Господе Боге и Спасе нашем Иисусе Христе!

Служба информации Союза Православных Хоругвеносцев.

www.cicpx.narod.ru E-mail: cicpx@narod.ru

РУССКОЕ ПОКАЯНИЕ

или
в какой реальности мы живём?

XIV

Царь Иоанн Грозный

В субботу 4 июля 2005 года отряд Хоругвеносцев посетил Опричную Слободу в городе Александрове – знаменитый Монастырь-крепость, где располагалась Опричнина Царя Иоанна Васильевича. Очень хорошо нас встретили работники «музея-заповедника». Хотя вначале несколько настороженно. Несколько женщин экскурсоводов прямо спросили нас, как мы относимся к Ивану Грозному, на что я ответил:

– Мы считаем, что Иоанн Грозный был одним из самых лучших Русских Царей. – А вы как к нему относитесь?

– Мы не относимся, – мы ему служим! – ответили нам женщины-экскурсоводы.

Ответ этот нас поразил. «Мы ему служим!» – Вот это да! И кто говорит? – не какие-нибудь экзотические организации с названием «Опричнина» или «Братство», а простые добросовестные сотрудницы музея, которые на самом деле и являются на сегодня настоящей духовной опричниной, отвергающей как бурлящий за стенами монастыря апостасийный мiр, так и современную церковную теплохладность, явно враждебно относящуюся к идее сакрального, опричного Царства, установить которое на земле и пытался Царь Иоанн Васильевич. Однако между нами, братчиками Хоругвеносцами, и работницами музея было что-то общее, и это и они и мы сразу почувствовали. Именно поэтому экскурсию по музею одна из них, экскурсовод Оля, провела с такой любовью и теплотой...

Вообще-то с Царем Иоанном Васильевичем, именуемым в народе Грозным, у нас очень многое связано, и мы об этой мистической связи ещё не раз расскажем в этой повести Новейшей Русской Смуты. Сейчас же хочется порассуждать о другом. Иногда создаётся такое впечатление, что наше Церковно-Монархическое сознание живёт как бы в двух мирах одновременно. В некоем историческом, точнее, метаисторическом пространстве нового Монархического «мифа» и той повседневной политической действительности, которая нас окружает. С одной стороны, стоит приехать в женский Боголюбский монастырь, как вы погружаетесь в атмосферу жизни и смерти «первого Русского Царя» Князя Андрея Боголюбского, его воистину опричных преобразований и ритуального его убиения бандой заговорщиков во главе с жидовинами Мойзичем и Аньбалом... Или вот сейчас, 4-го июня 2005 года, уже здесь, в Александровой Слободе, мы, Хоругвеносцы, сидим в малой трапезной, где проходил Малый совет избранных опричников во главе с Царем Иоанном Васильевичем. Полная темнота, никакого электричества, только на столе в подсвечниках ровно горят высокие свечи... Вдруг я почувствовал, что какое-то удивительное спокойствие нисходит на душу. Очень похоже на то, что чувствуешь, когда вот только что причастился Святых Христовых Таинств и, ещё со скрещенными руками, весь лёгкий, идёшь по направлению к столику с теплотой... Лёгким становишься и сильным. Только там ещё восторг неземной, и будто ступаешь по воздухам, а здесь твёрдость и спокойствие. Все Хоругвеносцы сидели молча и никто не двигался. У меня было ощущение не только духовного, но и физического присутствия, здесь, с нами, Царя Иоанна и его опричников. И они и мы сидели молча. Но как бы сам Царь говорил: « – Вам, Хоругвеносцы, передаю свой Дух, свою Духовную Силу и свой Духовный опыт. Стройте новую Духовную опричную Россию. Стройте спокойно и кропотливо, изо дня в день. Идите вперёд, как шёл Пророк Моисей и Иисус Навин, как шёл мой предок Юлий Цезарь, и пращур его Веней, как шёл князь Святослав, как шёл родственник мой по бабке – сербский Царь Неманя, как шёл Андрей Боголюбский и отец мой – Великий князь Василий... Меня самого отравили, и сына моего – Ивана – отравили, и любимую жену отравили, и многих моих верных лишили жизни...

Так что кончилась династия Рюриковичей и не удалось мне и опричникам до конца победить и уничтожить врагов... Так же как не удалось и Андрею Боголюбскому, и Павлу Первому, и Александру Третьему, и Великому Царю Мученику Николаю... Теперь вас посвящаю в опричнину мою и в священную Царскую рать, и передаю вам Силу и духовную твёрдость идти и строить Священное Русское Опричное Царство во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Вы с этого мгновения, этого дня и часа заступаете на опричное СЛУЖЕНИЕ, вы теперь цари и священники одновременно, и вам передаю свою силу вязать и решить и иметь духовную власть над мiром и над тайным и скрытым сокровенным Русским Царством. Аминь»...

Но вот мы вернулись в Москву. Обыденность метро. Жара. Духота. Газеты, телевидение. Чубайс… И вся окружающая обыденная повседневность, мистически описанная Гоголем. Только в отличие от той, гоголевской, здесь духота, смрад и нечистоты, запущенные Чубайсом в Москва-реку, и Швыдким в русскую культуру...

А действительно: где оно, вокруг нас это самое Опричное Царство Иоанна Васильевича Грозного и его Александровой Слободы? Ведь реальность совсем, совсем иная... Вот, например, казалось бы, величайшая дата нашей Русской Истории – 60 лет Победы в Великой Отечественной Войне! Казалось бы, весь Русский Народ нескончаемым шествием должен идти по Тверской улице и всё должно закончиться мощнейшим митингом Русского Единения на Лубянской площади. Однако, как я уже писал, реальность наша, современная реальность, выглядит совсем по иному…

 

Вот так начинался наш «Роман о России». С третьего номера хоругвеносного журнала «Священная хоругвь», на обложке которого стоят современные «Новые Опричники», представители «Новой Духовной Опричнины» сегодня…

 

Глава Союз Православных Хоругвеносцев, Председатель Союза Православных Братств, представитель Ордена святого Георгия Победоносца и глава Сербско — Черногорского Савеза Православних Барjактара

Леонид Донатович Симонович — Никшич

 

     


Орден Димитрия Донского 2-й степени
Орден Преп. Сергия Радонежского 3-й степени
Орден Преп. Серафима Саровского 3-й степени
Орден Благоверного царя Иоанна Грозного
Орден - За заслуги

новые фото
Русский марш - 2108

новые фото
Крестный ход в Свиблово

новые фото
Крестный ход в Тайнинском

новые фото
Поездка на Чудское озеро

новые фото
Открытие памятника Ивану Грозному в Орле

новые фото
110-летие подводного флота России

новые фото
Поездка в Санкт-Петербург

новые фото
Концерт в Туле

новые фото
Поездка в Новороссию

новые фото
Хоругвеносцы на Саур-Могиле

новое видео
В

новое видео
У

новое видео
Архив.

новое видео
Архив.

новое видео
день

новое видео
Похороны

новое видео
Награждение

новое видео
Интервью

новое видео
Награждение

новое видео
О

новое видео
Открытие

новое видео
Царский

новое видео
день

новое видео
день

новое видео
Интервью

новое видео
Интервью

новое видео
Русский

новое видео
Интевью

новое видео
Анти-Матильда

новое видео
Анти-Матильда

книги
Книга С.Новохатского "Этнический терроризм"

 

 
Русское Православно-Монархическое Братство Союз Православных Хоругвеносцев


При полном или частичном воспроизведении материалов сайта обязательна ссылка на www.pycckie.org

Кольцо Патриотических Ресурсов Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100