02.05.2020
Москва
Служба информации Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств
СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ХОРУГВЕНОСЦЕВ,
СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Светлой памяти Ольги Николаевны Куликовской-Романовой
Сегодня в возрасте 93 лет скончалась Ольга Николаевна Куликовская-Романова, русский общественный деятель, почётный академик Российской Академии Художеств, член Союза писателей России, вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова (по ветви «Михайловичи») — родного племянника Государя императора Николая II. Светлой её памяти публикуем статью о поездке в Екатеринбург в октябре 1992 года:
ПАЛОМНИЧЕСТВО НА ГОЛГОФУ
Проповедь отца Александра на месте взорванного Ипатьевского дома
Вот оно, страшное и напряженное ощущение нашего времени: когда приехавшая в Россию Ольга Николаевна Куликовская-Романова совершает паломничество на Урал – в Екатеринбург и Алапаевск, паломничество на РУССКУЮ ГОЛГОФУ…
ВСТРЕЧА.
13 октября 1992 года. Вечер. Поезд «Урал» медленно подходит к екатеринбургскому перрону… замедляющийся стук колес, лязг вагонных сцепов… За окном тьма кромешная, мрачные силуэты низких складов, мертвенно-фиолетовые фонари. Но вот фонари все чаще-чаще, тьма несколько рассеивается, замедливший ход поезд последний раз вздрагивает и замирает. Прибыли.
Открывается дверь. Там чернота, дождь и в мареве его – мерцающая в небе над вокзалом кроваво-красная надпись «СВЕРДЛОВСК». сменили! Н е х о т я т м е н я т ь ...
Мы – отряд из двенадцати братчиков Братства святого Царя-мученика Николая II Александровича – уже на перроне. Ждём. Но вот грянул гимн: «Боже, царя храни!», дверь вагона отворилась, и Ольга Николаевна Куликовская-Романова ступила на землю города, на лице которого теперь навсегда, до всенародного нашего русского п о к а я н и я , будет видна каинова печать цареубийства. И как ни стирай её, как ни пудрись, она все равно будет проступать обреченной, какой-то заколдованной пустотою – п у с т о ш ь ю – в глазах прохожих, какими-то странными знаками на домах города и особенно в самой форме екатеринбургских зданий...
Но есть люди, которые делают очень-очень многое, для того, чтобы п е ч а т ь п р о к л я т и я навсегда ушла с лица самого трагического города русской истории. Люди эти – казаки. Они и стояли под русскими знаменами и православными хоругвями, с иконами и портретами государя Николая II Александровича и его августейшей семьи в руках.
«Мне давно хотелось, — сказала о цели своего визита в Россию Ольга Николаевна, – побывать в Екатеринбурге и на Покров Пресвятой Богородицы отслужить на месте убийства Царской Семьи молебен. Надеюсь, он будет скромным вкладом в сохранение памяти о Святых Новомучениках – ЦАРСКОЙ СЕМЬИ И ИХ ВЕРНЫХ СЛУГ».
«Смирно!» – прозвучала команда и знамена выровнялись, строй подтянулся, и хоругви развернулись лицом к прибывшей высокой гостье. Атаман в черной высокой папахе, по кавалеристски широко ставя ноги, весь подобравшись, рукою под козырек, двинулся отдавать рапорт.
– Ольга Николаевна! Казаки станицы Нижне-Тагильской поступают в Ваше распоряжение!
– Очень рада!
– Вольно! – козырнув, скомандовал атаман, и черно-золотисто-белое знамя склонилось в приветствии.
Ольга Николаевна коснулась знамени, поцеловала его, потом тихо и взволнованно проговорила:
– Я не ожидала. Я очень тронута…
В этот миг снег перестал, черное небо как бы поднялось и прогнулось куполом, только еще ярче и кровавее разгорелись неоновые буквы над темным силуэтом вокзала, запечатлевшие имя одного из главных извергов, сотворивших то черное, безнаказанное дело: СВЕРДЛОВСК...
Ольга Николаевна – супруга Тихона Николаевича Куликовского-Романова, родного племянника императора Николая II Александровича, родилась, выросла, провела отрочество и юность в Сербии. Она верит, что Россия не предаст Сербию, не оставит сербских героев без помощи, верит в славянское единение.
С душевной болью рассказывает она об этом:
«Мир Запада всегда ненавидел Православие. Когда в начале войны стали совершаться массовые убийства в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, убийцы не спрашивали «серб ты или хорват?» Спрашивали: «КАКО СЕ КРСТИШ?» Что по-русски означает – «Как крестишься?». И если видели, что «православец», то убивали. У многих убитых были отрезаны три пальца на правой руке – Православное троеперстие. (Католики крестятся двумя пальцами.) Мой отец был тому свидетелем. Спустя пятьдесят лет все повторяется. Вот уже два года в Югославии изуверски убивают православных... Детей, даже младенцев.
Сегодня видно, что это изуверство разжигается среди католиков-хорватов третьей силой. Эта разрушительная сила 75 лет насаждала в России большевизм и марксизм, а теперь насаждает «янкизм». Сейчас она пробует на Сербии свой политический диктат с помощью войск ООН, а на прицеле стоит Россия – хранительница мирового Православия...»
+ + +
ПОКРОВ.
На другой день был праздник – ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
И вот на этот величайший православный праздник начало сбываться то, ради чего и приехала в Россию Ольга Николаевна: выполняя, как она сама неоднократно подчеркивала, волю своего супруга Тихона Николаевича Куликовского-Романова – помолиться на Екатеринбургской Голгофе Заступнице нашей Пресвятой Богородице, Святым Царственным Мученикам о СПАСЕНИИ РОССИИ.
...Вознесенская церковь стоит на горке. От дома Ипатьева, а точнее, от закатанного асфальтом пустыря, на котором теперь, как в чистом поле, открытые всем ветрам стоят два КРЕСТА, церковь отделяет улица. А точнее – проспект, по которому бегут троллейбусы, снуют автомобили... Дальше город уходит вниз, и от КРЕСТОВ открывается широчайшая панорама современной индустрии – это и есть С в е р д л о в с к . Город схвачен и опутан страшным невидимым духом, по воле которого был не только взорван ипатьевский дом, но и само место, где он стоял, закатано мертвою смолою – а с ф а л ь т о м .
Но дух Святый убить нельзя! Вот уже на месте взорванного дома, сквозь мертвое покрытие кощеево пробились, проросли два РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ КРЕСТА и стоят, и весь этот страшный мир конструктивизма и с в е р д л о в с к а ничего не в силах с ними сделать. Как Ирод, вырезав всех младенцев в Израиле, не мог убить родившегося в тихих Яслях, от зла сокровенных, Сына Человеческого, так и здесь. Сколь ни старались губители, ничего у них не получилось. В основание будущего Храма на крови во имя всех святых в земле российской просиявших, который будет воздвигнут на месте разрушенного Ипатьевского дома, – уже заложен камень с капсулой, в которой покоится частичка святых мощей преподобного Симеона Верхотурского.
+ + +
СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ.
Народу в храме — не пробиться. Свечи горят, хлебушек лежит... и ... «Господи, помилуй!» Господи, помилуй!»
«Нигде, как на святой Руси, как в нашей Православной России, хранительнице истинного учения Иисуса Христа, – говорил в торжественной проповеди отец Александр Ураков, – не почитается так этот праздник, не воспринимается с таким умилением и с такими великими молитвами нашего многострадального народа...»
Мы все вместе стояли пред Господом и Матерью Его Пречистою Девою Марией: настоятель храма отец Александр Железнов, екатеринбургское, нижнетагильское, московское и владимирское духовенство, в праздничные ризы облаченное, казаки, старушки в платочках и мужчина на костылях, и Ольга Николаевна. Все мы были едино – Церковь, Православие и Русский народ...
«– Ольга Николаевна, Вы росли и учились в Королевской Сербии, потом жили и работали в Германии, Австрии, Венесуэле, Канаде... Вы знаете семь языков, могли бы связать свою судьбу с любой страной мира. Что Вас влечет в Россию?
– Здесь я выполняю свой христианский долг, мне давно хотелось быть полезной, хотя бы малым, нашей измученной Родине. Мой отец, есаул Николай Николаевич Пупынин, был кубанским казаком станицы Старощербиновки Ейского Отдела. Ветеран Первой Мировой Войны – она тогда в России называлась Отечественной... Участник Белого движения с первых дней его и до конца отхода из Крыма. Он всю жизнь сохранял в себе такую любовь к Родине, вере своих предков, что ее хватало на всех близких... Его простая непоказная вера в Бога более всего объясняла его преданность России, любовь к Отечеству, верность Царской присяге. Он до смерти так и не принял иного гражданства, хотя это доставляло всем нам множество практических неудобств. Вера в Бога и определяла его любовь к России – тысячелетней хранительнице Православия. Что-то от этой великой любви досталось и мне…»
Ольга Николаевна Куликовская-Романова на молебне у Креста, установленного над подвалом на месте снесенного дома Ипатьева.
+ + +
КРЕСТНЫЙ ХОД.
Ветер, снег в лицо, гололед, холод пронизывающий. И ветер гонит тучи, и снег колючим заслоном закрывает низкое безпробудно-ледяное небо... Идем, а по ту сторону шоссе – обледенелый пустырь, снег и лед, подо льдом асфальт, из асфальта – ДВА КРЕСТА ПРАВОСЛАВНЫХ… И ветер, душу леденящий, и небо ледяное, свинцовое… Все полчища сатанинские, оставив многое другое, слетелись сейчас в город русской голгофы и гонят тучи, гонят ветер и снег колючий, леденят землю русскую и плотным свинцовым заслоном закрывают небеса. Как же! ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и молебен Святым Царственным Мученикам молебен прямо на месте дома Ипатьева, на обледенелом асфальте, У ДВУХ КРЕСТОВ, один из которых вырос из подвала, где т а й н о й б е з з а к о н и я и были принесены в р и т у а л ь н у ю ж е р т в у отцу их дьяволу Царь и его Августейшее Семейство.
А здесь на земле – оглянешься – идет могучий непобедимый ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД, плывут малиновые, бархатные темно-синие с золотом хоругви, иконы в окладах и киотах, Богородица, Государь, Цесаревич Алексий с нимбом над головой, в военной русской гимнастерке и с тонким крестиком в руке, Княжны – святые наши русские девушки Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и Матерь Им – Государыня-Мученица Александра Федоровна, и сестра ее за нею – святая мученица Великая Княгиня Елизавета Федоровна, и снова Богородица – Казанская, Донская, Владимирская, и Троица Святая. Большое черное знамя тяжело развернулось на ветру и глянул с него сожигающим взглядом тот Спаситель, что гневом своим испепелил полчища Мамаевы на поле Куликовом... Тучи свинцовые раздвинулись, и в проем ударило синим-синим, и из него брызнуло золотом лучей… Услышал Господь Россию!
«В детстве Россия была для меня как живая сказка. В нынешней жизни все по-другому, все так не похоже на прекрасную мою сказку, которая по-прежнему живет в душе. Я вижу реальность, которая совсем не похожа на мою сказочную Россию. Слова из Библии – «мерзость запустения» на святом месте – наиболее подходят к тому, что я сейчас вижу, слышу и чувствую вокруг: разруха, растленный западнический дух наживы, нищая и пошлая роскошь и подлинная нищета…
– Ваш супруг собирается в ближайшее время посетить свою Родину?
– Тихон Николаевич не считает для себя возможным приехать в Россию и вступить в какой-либо контакт с нынешними российскими властями до тех пор, пока они на деле не докажут, что являются выразителями коренных державных интересов русского народа.
...Россию сейчас беззастенчиво грабят и западные «партнеры», и местные христопродавцы. С одной стороны – продажность, лакейство, с другой – сиротство, обездоленность, безысходность. Западный мир, знакомый мне воочию, благополучно живет по иным правилам и в иных условиях, но я надеюсь, что сама вопиющая невероятность происходящего сейчас должна по высшей справедливости оборотиться воскресением поруганной России в посрамление бездуховному Западу ».
…Идет торжественный молебен у закладного камня храма-памятника в честь Святых в Земле Российской просиявших, перед ДВУМЯ КРЕСТАМИ, пробившими асфальт именно на месте и з у в е р с к о г о у б и е н и я Государя и его Семьи.
+ + +
ТОРЖЕСТВЕННЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД прошел по всему Екатеринбургу к месту разрушенного Храма Святой Великомученицы Екатерины, где у креста также был отслужен молебен. Затем Крестный Ход другим путем двинулся назад, к Воскресенскому Храму, где, по благословлению отца Александра Железнова, состоялась праздничная трапеза.
«Дорогие братья и сестры! – говорил батюшка отец Геннадий из Нижнего Тагила. – Мы должны помнить и знать: в Библии сказано, что Удерживающий когда отнимется, – придет антихрист! Удерживающий – это Государь, как предсказывали Святые Отцы, антихрист в России царствовать не будет! Потому что Россия сильна своим Православием!»
«– Ольга Николаевна, наши политики в последние годы все чаще стали говорить о возможности монархической перспективы для России. Правда, они подразумевают конституционную монархию. В прессе усиленно рекламировался князь Владимир Кириллович Романов, после его смерти дочь Мария и внук Георгий называются наследниками престола. Почему это происходит?
– К сожалению, в самой России мало кто знает о состоянии рода Романовых. Народ обманывают, говоря про единственных представителей – потомков князя Владимира Кирилловича. Между тем, в июле нынешнего года в Париже собирались семь князей из объединения рода Романовых – Николай Романович, Дмитрий Романович, Михаил Андреевич, Андрей Андреевич, Ростислав Ростиславович, Никита Никитич и Михаил Федорович. Из своей среды они определили старшим князя Николая Романовича, который теперь официально представляет Объединение князей рода Романовых. Однако никто из них не претендует на Российский Царский престол, хотя все они изъявили готовность служить Родине. Не было в истории России законных царей, которые заявляли бы: «Я хочу быть царем!» Всех их призывал народ на служение Богу и Отечеству.
– Ольга Николаевна, что, по Вашему мнению, может стать побуждением к созыву Земского Собора в разоренной пока России?
– Не знаю... Сейчас можно только предполагать. Сердцем я чувствую, что всецерковное прославление замученной Царской Семьи в сонме новомучеников Российских, прославление их здесь, на Родине, может послужить духовным основанием для начала всенародного собирания. Русская Православная Церковь заграницей 1 ноября 1981 года уже канонизировала Святых Царственных Страстотерпцев. На прославлении в Кафедральном соборе города Нью-Йорка (США) был мой супруг. Тихон Николаевич вспоминает, что его духовные переживания во время той службы не с чем даже сравнить. Что-то подобное, видимо, ждет и Россию. Ни один народ в мире не испытал в течение столетия стольких страданий, сколько пришлось вынести русскому народу. Я надеюсь, что мы допиваем последние капли из чаши гнева Господня, уготованной России ».
+ + +
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, – начал свою проповедь наш полковой батюшка отец Александр. – Любите Бога, братья и сестры! Любите Его угодников святых, которые ныне предстоят престола Божия и молятся за нас, недостойных, малодушных, грешных, увязших в грехах и невежестве… Только ЛЮБОВЬ может СПАСТИ и даровать нам свободу любить РОДИНУ нашу, МАТЕРЬ – ЦЕРКОВЬ СВЯТУЮ, ОТЕЧЕСТВО! Ведь помыслите сами, когда мы рождаемся, нас встречает Святая Церковь, ведь, помните, на Святой Руси, если даже самый страшный грешник жизнь свою клал на поле брани за ВЕРУ, ЦАРЯ и ОТЕЧЕСТВО, – эта д у ш а попадала в рай. Русские люди шли защищать Родину нашу, ОТЕЧЕСТВО! Сейчас же мы лишены этого! Мы как будто в о с н е с вами, совершенно забыли о том, что у нас есть… – вдруг вздохнул, как-то даже захватил всей грудью воздух, и единым дыханием, самым сердцем своим: – РОДИНА! У нас есть БОГ, у нас есть отец нашего народа – ОСВЯЩЕННАЯ ЦАРСТВЕННАЯ ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ, которую мы с вами забыли как н и к у д ы ш н ы е д е т и , никудышные совершенно, забвением околдованные дети. Нам нужно вспомнить о том, что мы с вами имеем ОТЦА НАШЕГО НАРОДА! ОТЦА РУССКОГО НАРОДА! ЗАЩИТНИКА! ЦАРЯ! Слово «царь и означает «защитник». Нам он очень нужен. Братья и сестры! Только Господь может даровать нам его через л ю б о в ь к Б о г у , через с и л ь н о е п о к а я н и е н а ш е в том, что мы отступились от заветов наших отцов. Ведь помыслите: мы с вами встретимся, каждый, со своими прадедами, праматерями – как мы им посмотрим в глаза там! Мы с вами о с у ж д е н ы , если не п р и н е с е м и с т и н н о г о п о к а я н и я .
Братья и сестры! Любите Бога! Любите Царя! Любите Матерь – Церковь Святую! И Господь дарует ДОЛГОЖДАННОЕ ЦАРСТВО и ДОЛГОЖДАННОГО ГЛАВУ ЦЕРКВИ НАШЕЙ, потому что и Церковь наша сейчас и с к у ш а е т с я е р е с я м и в с я к и м и … Царь же, по учению святой Церкви, является ХРАНИТЕЛЕМ ДОГМАТОВ И КАНОНОВ…
Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!»
Так говорил отец Александр, так чувствовали все мы – русские люди, предстоя пред КРЕСТОМ ГОСПОДНИМ, на месте изуверского убиения Царя-Мученика Николая II Александровича с Государыней нашей Царицей-Мученицей Александрой Феодоровной со чада и слуги, предстоя пред золотом русских небес, на которых три ангела – ТРОИЦА святого преподобного Андрея Рублева, в п о х в а л у Сергию написанная, – Отец, Сын и Дух Святый – знает, что ждёт Россию впереди…
Аминь.
У Креста на Екатеринбургской Голгофе. 1992 г.
октябрь 1992 г. Екатеринбург – Москва.
Фрагменты из интервью с О.Н. Куликовской-Романовой
приведены по записи Леонида БОЛОТИНА.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ АВТОРА:
Леонид Донатович СИМОНОВИЧ, р.1946 г. Окончил Люблянский университет (Югославия), а также Московский университет им. М.В. Ломоносова. Переводчик художественной литературы с сербского и словенского языков. Автор ряда публикаций по православной тематике. Член Общества ревнителей прославления Святых Царственных Мучеников, член правления Русско-Себрского общества.
Опубликовано: «Встреча» III, 1993 г.; «День», №15 (95), 1993 г.
Глава Союз Православных Хоругвеносцев, Председатель Союза Православных Братств, представитель Ордена святого Георгия Победоносца
глава Сербско — Черногорского Савеза Православних Барjактара
Леонид Донатович Симонович — Никшич