11.08.2019
Москва
Служба информации Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств
Иринарховский Крестный ход - 2019
Хоругвь Союза Православных Хоругвеносцев на Иринарховском Крестном ходе 24-29 июля 2019 года.
Наш путь на Иринарховский Крестный ход начался с поездки на автобусе от автовокзала «Северный ворота».
Прибыв к Борисоглебскому монастырю за полночь, расположись на ночлег напротив монастырских стен около памятника Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому, который по благословению преподобного Иринарха изгонял поляков из Русской земли, воевал с Лжедмитрием II.
Под колокольный звон монастырских курантов мы и заснули…
Примечание:
Согласно житию, в тонком сне преподобный (преподобный Иринарх – авт.) увидел разорённую польскими войсками Москву, о чём, по совету настоятеля, рассказал царю Василию Васильевичу Шуйскому. Вскоре пророчество сбылось. В 1608г. Польские войска захватили Ростов, осадили Б.-Г. М., но не сожгли его. Прп. Иринарх благословил на борьбу с интервентами кн. М.В. Скопина-Шуйского и кн. Д. Пожарского. После освобождения Москвы князь Пожарский грамотой освободил монастырь от доставления припасов для войска.
Стопы мои направи. Стр. 7
День I
Проснувшись, мы отправились в монастырь. Заметив игумена Иоанна, взяли благословение на ношение Хоругви. Отстояв литургию в соборе Бориса и Глеба, началась подготовка к Крестному ходу. Смонтировав хоругвь, готовились к началу КХ.
Паломники дружно прибывали и прибывали в монастырь, заполняя его внутреннее пространство.
Многие были одеты в сарафаны, русские рубашки. Примечательно, что было много детей (по моим наблюдениям, где-то треть или четверть крестоходцев – это дети, не даром его ещё называют Детским крестным ходом).
Молебен у раки преп. Иринарха затворника, в пределе пророка Илии. Крестный ход к келии преп. Иринарха.
Крестный ход выдвигается из монастыря.
Лил дождь, но это не огорчало нас, не отнимало сил, крестоходцы молились молитвою: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас».
Первая остановка и Водосвятный молебен у источника в бору, затем шествование в с. Павлово.
Остановка на месте бывшего Троицкого женского монастыря (Троица на Бору), молебен и заупокойная лития. Хоругвь оставили около храма, ожидаем шествия, вкушаем местные яблоки.
Выдвигаемся в сторону с. Павлово, молитвы разливаются по округе, облагораживая каждое место.
Придя в село, забираем вещи и идём обустраивать лагерь, ставим палатку, убираем вещи, хоругвь снимаем и убираем в чехол, древко же с Крестом приставляем к дереву. После ужина (кормят тут два раза в день – днём, с 12:00 и вечером, в 21:00 - 22:00. На первое обычно суп, в зависимости от дня, если не постный – с рыбой, уха, если постный – то борщ. Вечером дают кашу с малосольными огурцами) отправляемся в лагерь на ночлег.
День II
Встав ото сна, поспешили на Божественную литургию в храм Божией Матери Троеручница.
После литургии предстоял очередной сбор лагеря и монтаж хоругви. Молебен около храма, Крестный ход выдвигается. Женщина, приехавшая с группой из Азова, восхищена хоругвью с Александром Невским. Движемся по направлению в с. Ильинское, по пути проходим полем, затем через лес по разбитой дороге, выходим в поле, идём вверх к старой церкви.
Как уже и говорилось ранее, в ИКХ идёт много детей, женщины везут коляски с детьми, мужчинам приходиться помогать вытаскивая и толкая оные из грязи.
На стоянке срываем иргу, немного малины, около храма молебен, заупокойная лития на погосте.
Далее движемся в п. Красный Октябрь, проходим полями с кукурузой, дорога разбита непогодой.
Входим в п. Красный Октябрь, угощают бутербродами и компотом. Хор поёт «Многая лета!»
Брат Сергий повстречал тут Дмитрия, старого знакомого по Великорецкому КХ, оказывается это его дом и он всех угощает, проходим на кухню, потом опять на улицу, угощаемся. Он проводит в парник, дарит по два помидора. Фото на память.
Ещё немного, минут 40 ходьбы и мы уже в с. Ивановское. Ставим палатку, снимаем хоругвь, ужин и сон.
День III
Приходим на литургию в деревянную церковь Илии Пророка, народ на улице, причастие происходит около храма, все не поместятся.
После службы отправляемся к местному пруду, помочить ноги, освежиться.
В лагере, перед обедом, завариваем чай из свежих цветков зверобоя, очень вкусный.
Очередной обед, заупокойная лития на погосте перед выходом.
Как только КХ тронулся, мы стоим недалеко от церкви, т.к. крутой спуск и торопиться не за чем. Сопровождение натягивает канат, люди постепенно спускаются из села вниз через мостик и поднимаются вверх. Игумен Иоанн стоит на спуске, постоянно кропит святой водой.
Наверху КХ ждёт всех, выходим на асфальт. Там мне помогает Дионисий, знакомимся, с Ростова-на-Дону, приехал с группой паломников на автобусе. Вспоминаем наших святых, Дионисия Ареопагита и его труд о небесной иерархии, иконописца Дионисия Чёрного и других.
Дионисий несёт хоругвь, движемся по направлению в с. Георгиевское.
В селе Георгиевском расположена древняя церковь в честь Георгия Победоносца.
Во время молебна с хоругвью к братии подходит Тимофей, он прибыл из г. Дмитров, фотографируемся. (на обратом пути он нас и подвезёт до ЖД вокзала в своём городе)
По окончании молебна путь лежит через извилистую просёлочную дорогу.
Очередная остановка, в селе угощают печеньем и напитками. Мы же повстречали нашу знакомую Инну, фотографируемся около стога стена.
Идём дальше, набираем воду с «газели», такая машина сопровождения предоставляет на всём пути шествия воду.
По пути следования огороженная территория, вдруг раздаётся чей-то возглас «кабаны» и мы спешим к забору.
Проходим полями ввысь до возвышенности, вот и село Зубарёво, с ЗИЛа разгружают сумки, люди разбивают лагерь (на протяжение всего КХ в определённом месте люди оставляют свои вещи, грузовик перевозит их с одного лагеря в другой, совершенно безплатно) и идут на службу.
Древняя Церковь стоит в одиночестве, кругом нет домов. Говорят, раньше тут жили семьи, 49 мужчин и порядка 51 женщин с детьми, теперь же никого.
Торопимся и мы на вечернюю, хоть немного постоять в церкви.
Ужин, снова каша, приятно общаемся с Виталием (встретились на второй день пути, ранее познакомился с ним у отца Серафима под Задонском, после Митрофано-Тихоновского Крестного хода, часто ходит в паломничество)
и Тимофеем, но, время бежит, вечерние молитвы, пора и спать.
День IV
Ребята идут на литургию, я же, ввиду плохого сна, отсыпаюсь до 10 утра.
Снова завариваем зверобой, благо, растёт не по далёку. Трубы полевой кухни пыхтят уже во всю, пора и на обед. Потрапезничав, собираем палатку и упаковываем, относим в «зону отгрузки».
КХ выходит, собираем хоругвь и выходим во след. Полями и полями, по пути игумен Иоанн кропит крестоходцев святой водой.
Заходим в с. Давыдово, нас встречает местный хор.
Молебен в храме Владимирской иконы Божией Матери, длительная стоянка, Сергий, Тимофей и Дионисий надевают вериги преподобного Иринарха, прикладываемся к иконе.
Выходим и по асфальтовой дороге идём к конечному пункту – с. Кондаково
Полтора часа молитвенного пути и крестоходцы около Церкви Рождества Христова, мы следуем в лагерь.
Забрав вещи, на поляне мы пригибаем траву, ставим палатку. Отправляемся на службу, исповедь, возвращаемся в лагерь на ужин.
За трапезой общаемся с людьми, молодые ребята рассказывают «байку» про нас: Идут четверо, один несёт хоругвь, никому не даёт.
Прочитываем каноны и половину правила, остальное утром.
День V
Дочитываем правило, шествуем к церкви. Сергий стоит около амвона, начинаются часы.
Память Святого князя Владимира, День Крещения Руси.
Пока нет литургии, вышел из храма, вижу, сидят двое мужчин преклонного возраста, подхожу к ним и присаживаюсь, начинается разговор…
Время где-то около 9 утра, приезжает епископ, народ подходит под благословение, начинается литургия.
После окончания божественной литургии и молебна Крестный ход движется в сторону колодчика преподобного Иринарха.
Проходя вдоль лагеря, берём хоругвь и следуем за Крестным ходом.
«Крутой» спуск, проходим по дорожкам и мы у колодца.
Тимофей уже занял очередь у купели, епископ кропит святой водой.
Помолившись святому Иринаху: «Ублажаем, ублажаем тя, преподобне отче наш Иринарше, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов» окунаемся в источнике.
С хоругвью подымаемся к источнику, фотографируемся.
Проследовав обратно в лагерь, вкусив супа, отправляемся в Дмитров.
Брат Тимофей подвёз нас до ЖД вокзала града сего, ибо рядом он там и проживает, мы сели на электричку и благополучно добрались до Москвы.
Попрощавшись с братом Виталием, проехав на метро, вышли на станции Кузьминки.
Теперь предстоял последний вид передвижения из Москвы в Угрешу. Сев в автобус, оный не завёлся. По молитвам к преподобному отцу нашему Иринарху, выйдя и толкнув его, благополучно завёлся и мы с легкостью и быстротой добрались до дома.
Примечание.
Был один паломник из Ярославля в старинной русской одеже, прилагаю фотографию.
Знамя Сапеги
Другой реликвией, хранившейся в Б.-Г. М. до 1936 г. Было т.н. «охранное знамя Сапеги» (в наст. время в собрании ГТГ (Государственной Третьяковской галереи – прим. авт.)). По легенде, его оставил польский воевода Ян Петр Сапега, бежавший после поражения от русских войск под Колязином и остановившийся лагерем у Б.-Г. М. Знамя – хоругвь – свободно висящее на древке прямоугольное полотнище со срезанным по дуге правым нижним углом. На знамени изображен архангел Михаил, охраняющий врата рая и Иисус Навин. Пр другим сведениям это знамя принадлежало известному русскому полководцу М.В. Скопину-Шуйскому, оставившему это знамя в знак пребывания своего в монастыре у прп. Иринарха.
Стопы мои направи стр. 9-10
Братчик Союза Православных Хоругвеносцев
Дионисий Макаров