21.04.2018
Москва
Служба информации Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств
Паломничество к святым местам Псковского края
Фоторепортаж см. по ссылке.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Часть первая – «Дорога к святым местам».
20 апреля группа Союз Православных Хоругвеносцев вместе с православными паломниками из Солнечногорска и Москвы и ветеранами боевых действий в Новороссии, собралась на территории Собора Московских святых в Бибирево. В заказанный автобус были погружены иконы, хоругви, и необходимые для поездки вещи, участники поездки выстроились перед стенами одиного из самых больших в Москве храмов и прочитали молитву о путешествующих.
Мы помолились о даровании Божьего благословения в дорогу, приложились к нашей хоругвеносной мироточивой, чудотворной иконе «Святых Царственных мучеников», которая находится в храме святого Николая Японского – нижнем храме Собора. Эта чудотворная мироточивая икона побывала с нами во многих святых местах Руси, в Екатеринбурге, на Ганиной Яме, в Дивеево, на Украине, в Румынии, Сербии, была и во Пскове, где от неё произошло, на глазах митрополита Псковского Евсевия чудо исцеления сухорукой женщины, а потому Хоругвеносцы поспешили в год столетия убиения Святых Царственных Мучеников попросить у них благословения в дорогу.
А дорога предстояла непростая, за ночь было необходимо преодолеть почти восемьсот километров, чтобы успеть на очень значимое для всей России событие. Ибо Хоругвеносцы собрались посетить святое для всей России место – Поле ратной славы номер один – место Ледового побоища на берегу Чудского озера. Ведь именно там, 776 лет назад в 1242 году, решалась судьба Руси, будет ли она русской и Православной или Русичи повторят печальную судьбу своих прибалтийских соседей пруссов, ливов, чуди, и води, жмуди, русских независимых княжеств Кукейносского и Ерсикского и русских городов Колывань (Талин), Юрьев (Тарту), Владимирец (Валмиера), Пернов (Пярну), Двинск (Даугавпилс), которые были захвачены Ливонским католическим орденом. А после предстояла поездка на остров Залит, где подвизался великий Русский старец нашего времени отец Николай Гурьянов.
Именно там, на льду рядом с Кобыльим Городищем, русское войско под руководством Святого благоверного князя Александра Невского разгромило войска католических захватчиков, которые в отличие от монгольских орд, шли поработить не только тело, но и душу, искоренить на Руси святую Православную веру и осквернить Православные храмы, уничтожив всех непокорных, как позже в захваченном русском городе Юрьеве (ныне Тарту) ливонские рыцари, по приказу католического епископа, утопят в крещенской Иордани священномученика Исидора и всех прихожан храма, включая женщин и детей, за отказ отречься от Святого Православия и перейти в еретический католицизм.
Дорога предстояла долгая, поэтому Хоругвеносцы и присоединившиеся к нам паломники пустились в путь, за время дороги познакомились друг с другом, там были прихожане храмов Солнечногорска и Москвы и добровольцы с Харькова, Донецка и Луганска – ветераны боевых действий за Новороссию. Познакомились все мы и с водителем автобуса, о котором хочется рассказать отдельно и который сыграет важную роль в нашей судьбе.
Водителя звали Александр, это был пожилой мужчина почти шестидесяти лет от роду, с интересной судьбой, в которой отразился конец двадцатого века со всеми его сложностями и проблемами. Во время службы в армии он был призван служить в морской пехоте, но добровольцем попросился в Афганистан, где сумел себя проявить и был награждён за подвиги орденом Красной звезды и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», так же он получил во время боевых действий и несколько ранений, но остался в строю и до конца выполнил свой воинский долг. После службы в армии он пошёл работать водителем, сначала «дальнобойщиком», а потом и на пассажирские рейсы...
Долгая ночная дорога подошла к концу и вот с рассветом Хоругвеносцы увидели стены Пскова, но наша дорога шла дальше на север Псковской области к маленькой рыбацкой деревушке Кобылье Городище построенной рядом с местом Ледового побоища. Объезжая Псков мы заметили гигантский, размером с многоэтажный дом, памятник святому князю Александру Невскому. Монумент был открыт в июне 1993 года, в честь 1090-летия Пскова. Его официальное название – «Ледовое побоище». Авторы памятника, скульптор И.И. Козлов и архитектор П.С. Бутенко. Возвышающийся над домами Пскова и деревьями на горе Соколиха, он как будто молчаливо благословлял наш Крестный ход.
Псковская земля переполнена святынями и памятниками истории и культуры. Один из таких мы встретили на своём пути к Чудскому озеру – за одним из поворотов мы увидели монастырь – небольшой, с белёными стенами и старинными храмами он будто светился под лучами восходящего солнца. Это был Спасо-Елеазаровский монастырь, знаменитый тем, что в начале XVI века в нём подвизался старец и игумен монастыря Филофей (около 1465—1542), автор концепции, «Москва — третий Рим» - «Два убо Рима падоша, а третии стоит, а четвертому не быти», которая изменила судьбу Московского княжества и всей Руси.
Наконец, мы прибыли в Кобылье Городище - деревню в Гдовском районе Псковской области. Эта деревня имеет славную историю и даже когда-то была городом. В 1462 году псковское вече принимает решение о создании здесь деревянной крепости, а в ней строят каменную церковь в честь Архистратига Михаила. А в 1480-м году городок Кобыла был разрушен немцами. Сейчас это маленькая рыбацкая деревенька на берегу Чудского озера.
Но есть в деревне и свои достопримечательности: церковь Архангела Михаила, она сооружена псковскими мастерами в 1462 г., колокольня 1854 г., памятник князю Александру Невскому (открыт 29 марта 1992 г., скульптор Козенюк В. Г.), поклонный Крест (поставлен 29 марта 1992 г., является одним из первых поклонных Крестов установленный на Руси после окончания власти богоборцев, будучи деревянным, он пришёл в ветхость и упал во время урагана в августе 2005 г., сейчас для него будет строиться часовня - реликварий, в июле 2006 г к 600-летию первого упоминания д. Кобылье Городище в Псковских летописях он заменён на бронзовый.
Хоругвеносцев встретили гостеприимные организаторы мероприятия, нас накормили вкусным завтраком в домике на берегу озера.
После трапезы мы направились к храму Архангела Михаила, помолившись в древнем храме, они от настоятеля узнали, что на кладбище рядом с храмом покоятся отец и крестная великого всероссийского старца протоиерея Николая Гурьянова, а сам он родом из этих мест. Поклонившись могилам, Хоругвеносцы восприняли это как Божие благословение, ведь после Кобыльего Городища, мы планировали направиться на Талабские острова, на одном из которых подвизался и был похоронен старец Николай.
Далее наш отряд отправились к памятнику святому князю Александру Невскому, где и должно было состояться торжественное мероприятие и от которого должен отправиться Крестный ход, на который мы все прибыли.
Часть вторая – «В память о Ледовом побоище».
По православной традиции сначала помянули воинов, живот свой за Веру Православную и Землю Русскую положивших. Панихида по воинам дружины Князя Александра Невского прошла в церкви Михаила Архангела в деревне Кобылье Городище, этот древний храм построен много веков назад в память о великой победе, дабы потомки не забыли место, где состоялась битва.
Панихиду совершили протоиерей Василий Лупаков, благочинный Гдовского округа и настоятель храма иеромонах Никандр (Чебурахин).
После панихиды участники мероприятия выстроились на берегу Чудского озера на полосе между храмом и берегом, сыграла свою роль генетическая память или привычка военных, которые командовали построение, но построение участников мероприятия напоминало, то, как стояли русские витязи перед врагом 776 лет назад, таким же апрельским утром.
Посередине построения, в шлеме с архангелом Михаилом, как и полагается великому князю стоит Александр Ярославович Невский, в виде бюста, над которым возвышается арка с Крестом. Ближе к храму выстроились длинной чёрной коробкой морские пехотинцы, прибывшие на праздник из Кронштадта, в чёрных беретах, тельняшках и одних кителях, они в этот холодный, ветреный день зримо показывали стойкость и мужество морской пехоты.
Слева от них выстроились десантники, голубые береты и синие бушлаты которых напоминали связь с небом, а на рукавах шевроны героической 76-й гвардейской десантно-штурмовой Черниговской Краснознамённой, ордена Суворова дивизии, девиз их - «Мы всюду там, где ждут победу!».
Рядом с десантниками встали пограничники, зелёные фуражки которых сливались с молодой зеленью деревьев, за ними в гуще деревьев, напоминая легендарный засадный полк, встала группа пограничников с карабинами, которая будет производить троекратный воинский салют.
В центре выстроились организаторы, гражданские лица, ветераны и офицеры присутствующих родов войск в парадной форме, блестят золотом погоны и покачиваются на ветру кортики моряков.
За ними, ближе к берегу, находится знамённая группа Хоругвеносцев, потрясающей красоты огромные хоругви, которые они держат, размером в несколько метров, на высоких подобным корабельным мачтам древках, развиваются на весеннем ветру, зримо напоминают стяги дружины Александра Невского. В центре – золотая княжеская хоругвь, на которой изображён святой благоверный князь Александр Невский, он в шлеме и броне, а руки сжимают меч, от которого «пришедшие к нам с мечом…» погибнут, по бокам два многометровых чёрно-золото-белых имперских знамени, на одном из них нашита поверх икона Святой Троицы, а на другом нерукотворный образ Спасителя, далее стоят огромные хоругви архангела Михаила, на чёрном фоне, архистратиг сил небесных как бы разгоняет тьму – хоругвь повторяет древнее княжеское знамя, с которым русские князья выходили на битву, А рядом белоснежная, ангельской чистоты хоругвь со святыми Царственными мучениками. Далее хоругвь с «Милешевским ангелом» - «Ангел на гробе господнем», с фрески XIII века Милешевского монастыря в Сербии, который почитается сербами её покровителем. За ней Хоругвь с Образом Пресвятой Богородицы Казанская – знамя ополчения Кузьмы Минина и Князя Пожарского. И замыкая строй хоругвей по краям стоят хоругвь со святым праведным адмиралом Феодором Ушаковым – покровителем моряков, в чёрном адмиральском мундире он молится ко Господу о спасении России и хоругвь со святым мучеником государем Николаем, в Царской короне и белой солдатской гимнастёрке с георгиевским крестом на груди и Голгофским крестом в руке Государь держит в руках свиток на котором надпись «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя…», что особо символично в год памяти убиения святых Царственных мучеников.
И замыкает построение оркестр ВДВ, его присутствие не случайно, в Псковской области сложилась интересная самобытная традиция, что Крестные ходы в которых принимают участие десантники сопровождает оркестр, который в перерывах между пением тропарей и кондаков играет парадные марши, подтверждая, что Крестный ход – это ход воинов и победителей, ибо «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
И вот, началось торжественное мероприятие - посвящённое 776 годовщине победы на Чудском озере. Оно началось с исполнения гимна, и тут произошло очень символическое событие, ввиду отсутствия на берегу озера флагштоков для поднятия флагов над всеми гордо реял на ветру Имперский чёрно-злато-белый стяг Российской империи с изображением Святой Троицы и военные под звуки гимна отдавали ему честь.
Перед присутствующими выступили: Глава администрации Гдовского района Ю.С. Павлов, протоиерей Василий Лупаков, благочинный Гдовского округа, начальник штаба Военно-исторического похода 1992 года полковник Е.П. Абрамов, депутат Государственной Думы РФ VI созыва, депутат ЗАКС Ленобласти, президент Северо-западного Парламентского центра Н.А. Кузьмин, автор Поклонного креста скульптор В. Рещиков, помощник депутата Государственной Думы РФ Владимира Бортко, капитан 1 ранга Александр Сергеевич Габриэлян.
Капитан 1 ранга А.С. Габриэлян, полковник Е. П. Абрамов и скульптор В. Резчиков, как организаторы и участники установки поклонного Креста в 1992 году, рассказали, в каких тяжёлых условиях в 1992 году, фактически сразу после крушения Советского Союза и отделения Эстонии, они решили на вновь возникшем пограничном рубеже, из-за которого на Русь постоянно приходили вражеские нашествия, установить поклонный крест в память о великом защитнике Земли Русской благоверном князе Александре Невском и его дружине. Рассказали о сложностях Военно – исторического похода 1992 года и об энтузиазме и искренней помощи военных, которые оказали огромную помощь в его проведении и продолжают все эти 26 лет, каждый год приезжать на место Ледового побоища. Рассказали о подвиге скульптора Резчикова, который в короткие сроки изготовил уникальный поклонный крест с изображением подвигов святого князя и его дружины, этот крест не случайно стал первым поклонным крестом, установленным в России после окончания гонений на Православную веру.
Не обошли выступающие и то, как и 776 лет назад с запада наступает скрытая угроза, что именно сейчас, когда мы празднуем победу в Ледовом побоище, в Эстонии, на другом берегу Чудского озера, проводятся антироссийские учения блока НАТО «Весенний шторм». Их слова будто подтверждала природа, с каждой минутой и с каждым выступлением западный ветер, дующий со стороны Чудского озера и Эстонии, усиливался, перейдя к концу выступлений в шквалистый. Он в бессильной злобе пытался сорвать хоругви и фуражки военных, пытался заглушить выступавших и даже повалил одну из тяжёлых звуковых колонок.
Но вот протоиерей Василий Лупаков, благочинный Гдовского округа, возгласил молитву святому благоверному князю Александру Невскому, и бешеные порывы ветра утихли, а среди тяжёлых серых облаков заполнивших небо появились просветы.
После молитвы состоялось возложение воинами-пограничниками, храм находится фактически на территории пограничной заставы, памятной гирлянды к памятнику Александру Невскому, а затем прозвучал троекратный залп в память о его дружинниках.
Началось построение Крестного хода, первыми встали по традиции фонарь, Крест и хоругви. За хоругвями встали духовенство и хор, а за ними воины, оркестр и прихожане с участниками торжественного мероприятия.
Крестный ход тронулся под Пасхальный благовест и пение тропаря Пасхи, на сильном ветру развивались хоругви, духовенство пело молитвы, играл воинский оркестр, всё это создавало непередаваемую атмосферу торжественности момента. Крестный ход прошёл до центра деревни Кобылье Городище, где остановился у поклонного памятного Креста, этот крест из металла является точной копией того деревянного креста установленного в 1992 году.
По сторонам от Креста, установленного на пригорке встали Хоругвеносцы с хоругвями, напротив них духовенство и воины. Состоялось чтение святого Евангелия и молитвенное завершение Крестного хода.
После чего Глава района Ю.С. Павлов, рассказал, что именно здесь у поклонного Креста будет реализован проект по созданию на месте исторической битвы 1242 года федерального военно-исторического и природно-ландшафтного музея-заповедника «Ледовое побоище». На этой священной земле будет создано «Поле ратной славы России номер один», посвященное победе в битве за русскую землю, за Православную веру, за нашу независимость и свободу. Проект поддержан общественностью, учеными, политиками, Президентом России В. В. Путиным. Рядом с поклонным Крестом будут установлены часовня-реликварий во имя св. блг. Князя Александра Невского, для деревянного поклонного креста и Военно-исторический мемориал «Во славу подвига Александра Невского».
Завершил мероприятие капитан 1 ранга А. С. Габриэлян, давший команду к торжественному прохождению воинов, под звуки оркестра воины прошли парадным шагом, отдавая честь хоругви святого благоверного князя Александра Невского и Поклонному Кресту. И глядя на это было ясно, что православное воинство святого Александра Невского получило в их лице достойную смену, а Русская Земля не останется без защиты пока её воины соединяют воинскую подготовку с молитвой и верой Православной.
Часть третья — «Остров Православия».
После Крестного хода, мы поехали в соседнюю деревню Самолва на трапезу в местный музей Музей рыбацкого края «Самолвовский амбар», это частный музей рыбацкого края появился несколько лет назад усилиями, Веры Ниловой и её мужа. Помогали ей жители Самолвы — с их помощью ей удалось собрать несколько сотен экспонатов, от рыбацких лодок и снастей до картин и уникальных предметов дореволюционного быта.
После посещения военно-исторического фестиваля «Ледовое побоище» 2018, проходившего недалеко от музея и интересной экскурсии по музею, нас там же, в одном из залов музея, за длинным дореволюционным столом, за которым помещалась большая крестьянская семья, в окружении экспонатов, накормили вкуснейшей рыбацкой ухой, сваренной на костре, из свежепойманной в Чудском озере рыбы, напоили чаем из настоящего дореволюционного самовара, украшенного множеством медалей, с вкуснейшим огромным пирогом, занявшим половину стола.
Подкрепившись и поблагодарив Господа и гостеприимных хозяев музея, мы тронулись к месту, посещением которого мы планировали завершить очередной Крестный ход Союза Хоругвеносцев.
Это остров известный сейчас как Залит, до революции как Талабск, где подвизался и нашёл место упокоения известный на весь Православный мир старец протоиерей Николай Гурьянов. С 1958 года отец Николай служил в Псковской епархии и был назначен настоятелем храма св. Николая на острове в деревне Остров-Залит, носившей ранее название Александровский Посад которое селение получило в 1820 году, в честь Государя Александра I, оказавшего жителям селения, пособие после пожара, бывшего на острове в начале XIX в.
В течении многих лет сюда приезжали православные люди за советом, вразумлением и молитвами Божьего человека. По словам автора книги о старце Игоря Изборцева, «островом Православия называли небольшой, едва различимый и на крупномасштабной карте, остров Талабск.... Сюда, на эту крохотную часть суши, долгие годы корабли и лодки перевозчиков доставляли паломников со всего православного мира. Но именно здесь, в келье, собственно и начинался остров Православия, начинался с него, залитского старца отца Николая. Он и являлся этим благодатным островом; островом, незыблемо стоящим средь бушующего житейского моря; островом и одновременно кораблём, идущим самым удобоспасаемым маршрутом к блаженной вечности».
Отец Николай пользовался известностью, как в России, так и среди православных людей за её пределами. Так, в канадской провинции Саскачеван на берегу лесного озера по его благословению был основан скит.
Вот и мы решили последовать этому благочестивому примеру, к сожалению отец Николай отошёл ко Господу в 2002 году, но как мы знаем, «у Бога все живы», поэтому и сейчас на могилку старца приезжают со всей России люди в надежде на его молитвенную помощь.
Попасть на остров можно только на лодке, по водам Псковского озера. На пристани деревни Толбица, что стоит на берегу одноименной реки впадающей в Псковское озеро, нас встретила целая флотилия лодок, ждущих пассажиров, но поскольку нас было двадцать человек, то благодаря содействию одного из участников и организаторов паломничества, Павла Буракова, который и раньше бывал на острове, удалось нанять рыбацкий баркас, напоминающий знаменитый баркас из кинофильма «Белое солнце пустыни», так и хотелось воскликнуть «Верещагин уходи с баркаса!».
И вот баркас отчалил от берега, и началась водная часть нашего паломничества. Сначала мы шли вдоль русла реки Толбица, берега которой заросли камышом, в котором скрывались завидевшие нас дикие утки и селезни. Дальше начались неожиданности, в устье реки мы увидели два просмолённых деревянных столба очевидно служащих для рыбаков своеобразным маяком, подплыв к столбам, мы радостно удивились. На столбах были укреплены иконы, поэтому проходя мимо столбов, как через врата и выходя в довольно большое и, как нам говорили, временами бурное озеро, мы получили возможность помолиться о благополучном плавании.
И мы сделали это своевременно, так — как увидели, что остров, куда мы стремимся, буквально скрылся за пеленой дождя, а над озером начинает дуть сильный ветер, вызвавший сильное волнение, уже через несколько минут после его начала волны начали затекать на палубу. Наш корабль вошёл в полосу дождя, и паломники сосредоточились на молитве. Чудесным образом, спустя буквально несколько минут, ветер унёс дождевые облака от острова и с нашего пути, и мы смогли продолжить путь без боязни промокнуть насквозь, на открытой палубе баркаса. А на небе, напоминая про вечный завет Бога с человеком, засияла громадная двойная радуга, вставшая над устьем реки Толбица как триумфальная арка, для не побоявшихся стихии Хоругвеносцев.
Дальнейший путь к острову прошёл мирно и вот мы увидели храм святителя Николая, в котором многие годы служил старец.
Сойдя на берег, мы ощутили удивительную атмосферу тишины и благодати, которая буквально наполняла всю округу. Не перебивали её разговоры рыбаков на пирсе, лай собак или тарахтенье моторов лодок.
Хоругвеносцы развернули большую, двойную хоругвь с государем — мучеником Николаем Александровичем, Имперское знамя со Святой Троицей и два угольно чёрных знамени с белой бахромой по краям, тремя черепами с кинжалом в зубах и в центре с надписью «Православие или смерть» - эти знамёна подарили Хоругвеносцам сербские четники, защитники Сербии и Православия на Балканах, во время Крестного хода с чудотворной, мироточивой Иконой святых Царственных мучеников, по Сербии и Черногории, который совершили Хоругвеносцы во время албанской агрессии в Косово
Под пение тропаря Пасхи - «Христо?с воскре?се из ме?ртвых, сме?ртию смерть попра?в, и су?щим во гробе?х живо?т дарова?в...», начался Крестный ход. Сначала мы дошли до часовни святителя Николая Чудотворца, где встали у настенной фрески Царя — мученика Николая и пропели тропарь царю — мученику «Царства земного лишение…», после чего отправились к храму, в котором служил отец Николай, но храм был закрыт между службами и оттуда мы пошли к месту, где жил и упокоился святой старец. Отец Николай жил в маленьком деревянном домике из нескольких комнат, через дорогу от сельского кладбища, где и находится сейчас его могилка.
Мы шли в гору, но тяжести не чувствовалось, мы как — будто летели на крыльях к заветному месту.
И вот сначала мы увидели знакомый многим по документальным фильмам, зелёный забор и деревянный домик, выкрашенный зелёной краской, а потом и кладбище, на котором упокоился отец Николай.
Через кладбищенские ворота, украшенные дивными фресками, с изображением святых Царственных мучеников, которых так любил и почитал отец Николай, мы прошли на кладбище. Сразу у входа встречает всех смиренных молитвенник Божий, буквально в нескольких шагах от входа мы увидели простую могилу, обложенную дикими камнями с Большим деревянным Крестом, на котором вырезана Икона Богородицы Знамение, и надпись на деревянной дощечке «Здесь покоится праведный старец Николай Гурьянов...». Здесь же на кладбище похоронена мать отца Николая Екатерина Стефановна Гурьянова (скончалась 23 мая 1969 года).
Мы пропели «Вечную память» протоиерею Николаю и совершили небольшой Крестный ход вокруг его могилы и кладбищенской часовни. После чего все желающие смогли молитвенно попросить у старца помощи.
Свернув хоругви, мы направились в домик отца Николая, где нас доброжелательно встретил смотритель, раб Божий Владимир, который рассказал нам об отце Николае, и все мы смогли посетить его келью и поклониться святым иконам, перед которыми он творил молитву.
На обратном пути на пристань мы зашли помолиться в уже открытый храм святителя Николая и попросить помощи у покровителя путешествующих по земле и водам благословения на обратную дорогу.
Не смотря на то, что мы уже долгое время находились в пути, на борту нашего автобуса царила оживлённая атмосфера братского общения, а под конец паломничества нас ждало происшествие лишь укрепившее нас всех в вере.
На подъезде к Солнечногорску наш автобус вдруг подрезала фура, наш водитель Александр смог избежать столкновения, но автобус, уходя от многотонной фуры, врезался в разделяющий шоссе тросовый отбойник, дальнейшее можно описать только как Божье чудо и заступничество Пресвятой Богородицы и святых, все находящиеся в автобусе почувствовали удар, из под приборной панели пошёл дым от замкнувшей электропроводки, а автобус, который изо всех пытался удержать от переворота или столкновения с другими машинами водитель Александр, вдруг плавно выкатился к обочине, где и замер.
Придя в себя и убедившись, что никто не пострадал, мы вышли из автобуса и увидели, что у автобуса нет переднего левого колеса. Совсем. Оно осталось висеть на тросах в пятидесяти метрах позади, расцарапан весь левый борт и порвано левое заднее колесо, фактически последние метры мы шли на двух правых колёсах, напоминая бомбардировщик из известной военной песни…
Мы зашли в автобус, чтобы собрать вещи и подождать на улице прибытие запасного автобуса. И тут нас удивил водитель Александр, этот немолодой мужчина, прошедший Афганскую войну, состоявший по его словам и в комсомоле и в партии, вдруг сказал - «Мы остались живы и никто не пострадал благодаря отцу Николаю Гурьянову, вы вчера по возвращении с острова подарили мне две его фотографии, одну большую я положил над солнцезащитным козырьком, а маленькую в нагрудный карман, положил, на всякий случай, и во время аварии молился ему. И вот он нас всех уберёг...» после чего достал обе фотографии отца Николая, перекрестился впервые за всё время поездки, и поцеловал их, после чего убрал фотографии на место. А спустя некоторое время подошёл автобус, который отвёз уставших, но духовно окрепших Хоругвеносцев домой.
К читателям.
Что мы можем сказать напоследок нашим боголюбивым читателям, какие выводы можно сделать из нашей очередной боевой поездки — несомненно, в жизни нужно постараться посетить Псковский край с его удивительными природными красотами богатой историей и прекрасными памятниками истории и архитектуры.
Для нас же Православных Хоругвеносцев, он наполнен удивительными святынями, к которым нужно припасть, как к живительному духовному источнику, который нам даровал милосердный Господь.
И, несомненно, помимо посещения известных во всём мире Псковского Кремля, Изборской и Порховских крепостей, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и монастырей с не менее интересной историей: Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, Рождество-Богородичного Снетогорского женского монастыря, Спасо-Елеазаровского мужского монастыря, Иоанно-Богословского Крыпецкого мужского монастыря, Успенского Святогорского мужского монастыря, стоит посетить два удивительных, пропитанных духом веры и мужества места - сыгравших столь значительную роль в земной и духовной истории России — деревню Кобылье городище - «Поле ратной славы России номер один — Ледовое побоище» и Талабский остров, на котором подвизался и обрёл покой молитвенник за Русь, старец протоиерей Николай Гурьянов.
Аминь и Богу Слава.
Братчик Союза Православных Хоругвеносцев
Максим Анатольевич Марков