Казаки Уральского (Яицкого) казачьего войска обратились к Президенту Казахстана с письмом о недопустимости переименования русских исторических названий ряда поселений и улиц.
Союз Православных Хоругвеносцев приводит текст письма и поддерживает указанное требование.
"Президенту Республики Казахстан
господину Н.А.Назарбаеву
473000, Республика Казахстан
г. Астана, ул. Бейбитшилик, 11
Уважаемый Нурсултан Абишевич!
Мы, уральские казаки, проживающие в Российской Федерации, всегда с интересом следим за событиями на нашей Родине. Последние новости оттуда нас огорчили, поэтому мы поддерживаем обращение наших соотечественников из разных мест.
Из недавних заявлений ответственных лиц в средствах массовой информации города Уральска и Западно-Казахстанской области нам стало известно о подготовке обширной программы массовых переименований названий исторических сельских поселений области, наименований ряда улиц в г. Уральске. Как сообщают ответственные лица, переименования должны состояться по результатам опрошенного мнения местных жителей до конца текущего 2016 года. В число предлагаемых к переименованию населенных пунктов области входят исторические поселения и топонимы, сравнимые с официальным возрастом Уральска, то есть насчитывающие три- четыре столетия.
Вы часто бывали и бываете на уральской земле, неоднократно восхищались ее историей и культурой. Общеизвестно, что город Уральск является одним из старейших городов Казахстана. Древняя земля Приуралья была ареной многочисленных исторических событий значительного масштаба, малой родиной различных этносов, волей истории проживавших в ее пределах. Славянские названия поселений в долине реки Яик наравне с тюркскими хранят память о выдающихся деятелях русской культуры – Пушкине, Дале, Толстом, Короленко, Шолохове, открывавших Казахстан для российской и европейской культурной общественности. В этих названиях память событий пугачевского восстания, в котором активно участвовали и местные тюркские народы, казахи, ногайцы, татары, башкиры. Названия старинных казачьих поселений – это живая память, многовековой культурный пласт уникального феномена уральских-яицких казаков, возникшего одновременно на славянских и тюркских корнях. Его изучению отдали жизнь известные ученые Приуралья: Н.И.Малеча, Е.И.Коротин, Н.Н.Щербанов, труды которых признаны и высоко оценены как в Казахстане, так и России.
Уральцы гордятся тем, что Западный Казахстан - это западные ворота в республику. Это земля, где в течение веков происходили активные контакты двух великих цивилизаций: тюркской и славянской. Через Западный Казахстан в степи проникала передовая европейская культура и техника. Многочисленные памятники материальной и нематериальной культуры хранят реальную, объективную память этого процесса. В исторических топонимах, как в письменах, сохранена сама история, без ретуши и поправок. Топонимы, как и материальные объекты истории - это реальное достояние страны, необходимый фундамент туристической и образовательной деятельности, пока еще недостаточно развитой в этом регионе.
Сегодня мы удивлены и глубоко обеспокоены желанием местных властей массово переименовать исторические топонимы, предоставив для этого решающее право местным ономастическим комиссиям, зачастую не обладающим соответствующим образованием, не понимающим реальную ценность названий и наименований как памятников нематериальной культуры.
Сегодня Республика Казахстан активно презентует себя как цивилизованное, мультикультурное, толерантное и нацеленное в будущее государство. Вы неоднократно заявляли, что Казахстан - это древняя и одновременно молодая страна, наследница всех предшествующих культур и народов, когда-то ее населявших. Мы знаем, что современный Казахстан активно реализует как собственные проекты, так и участвует в международных программах по охране культурного наследия, состоит в ЮНЕСКО, входит в Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест ИКОМОС, создает собственную туристическую индустрию. Вместе с тем эта позитивная, соответствующая современному мышлению деятельность сопровождается явными «перегибами» на местах, входит в противоречие обязательствам Республики по сохранению культурных и достопримечательных мест. В результате теряется уникальная историческая память самого Казахстана, обостряются межнациональные проблемы, создается повод для опасных спекуляций и провокаций, искусственно вносится раскол во взаимоотношения двух братских народов: казахского и русского.
Мы надеемся, что власти республики Казахстан, ученая и культурная общественность, всецело разделив нашу тревогу, найдут наиболее цивилизованные, мудрые, соответствующие не по форме, а по сути решения в данном деликатном вопросе, позволят сохранить мир и стабильность в этом уникальном пограничном регионе.
Оренбургская региональная общественная организация "Уральская (Яицкая) казачья община". г. Оренбург
атаман А.Н. Портнов
Станица Соболевская. Первомайский район Оренбургской области.
атаман С.Н. Тыщенко
Хутор Ташлинский. Ташлинский район Оренбургской области.
атаман В.В. Сизов
Станица Благодарновская. Ташлинский район Оренбургской области.
атаман В.А. Лебедев
Хутор Георгиевский. Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.
АтаманН.А. Подковыров
Колтубановский посольский хутор У(Я)КВ. Бузулукский городской округ Оренбургской области.
атаман В.В. Ныч
А также:
Санкт-Петербургский посольский хутор У(Я)КВ. г. Санкт – Петербург.
атаман А.В. Сухих
Богородский посольский хутор У(Я)КВ. Московская область.
атаман Г.К. Черыкаев
Самарский посольский хутор У(Я)КВ. Самарская область.
атаман Д.А. Денисов
Пензенский посольский хутор У(Я)КВ. г. Пенза.
атаман В.П. Колузанов
Кашпирский посольский хутор У(Я)КВ. г. Сызрань.
атаман Н.А. Макаров"
Пресс-служба Союза Православных Хоругвеносцев