01.12.2016
Москва
Служба информации Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств
СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ХОРУГВЕНОСЦЕВ,
СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ОПРИЧНЫЙ МИСТИЦИЗМ
Тут в Интернете обнаружил ещё одну, более развёрнутую статью Бориса Кнорре, написанную в 2006-м году. Она называется «Опричный мистицизм» в религиозных практиках «царебожников» (Кнорре Борис /религиозные практики в современной России: Сборник статей/ под ред. К.Русселе, А.Агаджаняна. М.: Новое издательство, 2006 – 400 (новые материалы и исследования по истории русской культуры. Вып.3, с.384-397)). Вот я и решил разобрать эту статью, что называется, «по косточкам».
Автор пишет: «На сегодняшнем этапе эволюции царебожничества (середина 2000-х годов – Л.Д.С.-Н.) особую остроту получила борьба за прославление в лике святых царя Ивана Грозного как «Первого Помазанника Божия на русском троне». Причём по мере сакрализации Ивана Грозного происходит и сакрализация опричнины (курсив мой – Л.Д.С.-Н.)».
Ну, это, смотря что понимать под «сакрализацией», т.е. переводя на Русский язык ,так сказать, «освящением». Да, такие именования как «Святой Малюта» действительно появились несколько позже в «писаниях» и «деяниях» другой подобной организации «Опричного братства Св.Прп. Иосифа Волоцкого», которое позже развилось и преобразилось в Русскую Катакомбную Церковь Истинно-Православных христиан во главе с её архиепископом Амвросием (фон Сиверсом) Готфским и главным её богословом отцом Романом (в миру – Русланом) Бычковым. Но тут звание «Святого Опричника» носит уже несколько вызывающе-эпатажный, ярко выраженный «провокационный», точнее «провокативный», характер, апеллирующий к «коллективному бессознательному», стремящихся к власти твёрдой руки, русских людей. Другую форму этого стремления недавно, 19 октября 2016 года, на собрании «Изборского клуба», посвящённого установке памятника Царю Ивану Грозному в Александрове, в своём выступлении выразил автор этой статьи, сказав, что ещё один, может быть главный памятник Царю Иоанну Васильевичу, надо поставить в Москве на Лубянской площади, на месте сиротливо теперь выглядящей и пустующей клумбы…
И поставить не просто памятник в виде одинокой фигуры Грозного Царя, но поставить Царя Ивана Грозного с предстоящими, так, чтобы Царь был вверху на постаменте, а внизу в виде жёсткого каре перед ним стояла его Опричная гвардия с Малютой во главе… Идея эта очень понравилась всем участникам Круглого стола, и особенно его ведущему президенту Фонда «Русский витязь» Дмитрию Викторовичу Лысенкову, который заметил, что подобные мысли уже циркулировали в недрах организации ветеранов спецслужб…
И это значимо. И говорит о том, что идея, в прямом смысле, «носится в воздухе»…
Как я уже писал, своё выступление я начал с молитвы Царю Ивану Грозному, где есть такие слова
- Помози нам своим грозным заступлением, Словом и Делом твоим свергнуть лютое жидовское иго!
Эти слова, как я пять же уже говорил, я опустил и сразу перешёл к расположенной после них концовке:
- Призови нас в свою Опричнину ратовати за Святую Русь и стань во главу Воинства Христова! Яко с нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся! Яко с нами Бог! Аминь…
Надо сказать, что уже в 90-х – начале 2000-х – т.е. «около нуля» - таких молитв-обращений к Грозному Царю было множество. Это очень точно замечает и Борис Кнорре в своей статье: «Квинтэссенция мистических чаяний «новых опричников», - пишет он, - выражена в популярной у них «Молитве Царю Иоанну Грозному». Почитатели самодержца обращаются к нему как к «Великому молитвеннику» и «кормчему Святой Руси», который прославился победой над всяческими врагами России и православия: «Ересь жидовствующих поразивый; бесов во плоти – жидов изгнавший, измену искоренивший, агарян, латинян, язычников победивший и ко Христу обративший»… В молитве, - пишет далее автор, - достаточно заметен антисемитский (Л.Д.С.-Н.) мотив: если агарян, латинян, язычников можно победить и обратить ко Христу, то обращение в православие «жидов», называемых «бесами во плоти», согласно «молитве», даже не предпринимается – «молитва сулит их изгнание…».
Это очень интересно и точно «прописанный» пассаж. Читаю, и сразу пахнули, сразу нахлынули, воспоминания. Помнится, незадолго до канонизации Царя-Мученика Николая II Александровича совершали мы в день его убиения, 17 июля 1999 года, Крестный ход от памятника Святым Равноапостольным Кириллу и Мефодию к Храму Христа Спасителя. И вот, помнится, подошли к распахнутым вратам в нижний Преображенский храм. В принципе, можно было сразу входить внутрь со всеми Хоругвями, Стягами, Знамёнами и Иконами, причём входить Монархическим Крестным ходом первый раз в нашей «постсоветской» истории. Но момент был да того торжественный и величественный, что я остановил шествие и, поднеся мегафон к губам, во всю силу охватившего меня вдохновения запел тропарь Святомк Царю- Мученику:
- Царства земнаго лише-ни-я, узы и страдания многоразличные, кротко претерпел еси… свидетельствовав о Христе даже до смерти… - тут я сделал короткую паузу, и в этой паузе передо мной промелькнула целая Вселенная: Ипатьевская комната, профессиональные левиты-резники колют Царевен и Царевича Алексея швайками, вытачивая из них кровь, и дальше лес в Ганиной яме – и другие резники во главе с раввином с чёрной, как смоль, бородой мясницкими топорами разрубают тела Святой Царской Семьи – в этот момент я увидел искажённое ужасом, бледное лицо известного православного журналиста, который вдруг прямо-таки закричал:
- До смерти от богоборцев!!! Бо-го-бор-цев!!!
Но я не внял его подсказке и пропел так, как мы пели в течение как минимум лет уже 10-ти:
– Свидетельствовав о Христе даже до смерти от ж…, - тут я применил известное церковнославянское евангельское слово, которым всегда обозначали истинных цареубийц Русские Православные Монархисты, - и далее, уже снижая накал, - Страстотерпче Великий Боговенчанный Царю Нико-ла-е, сего ради мученическим венцем на Небесех венча тя с Царицею и чады, и слуги твоими Хрис-то-о-с Бог, его же моли помиловати страну Российскую и спасти души на-а-а-ша-а…
Да это была Сила и Слава, и Царство и его исповедание. Вы даже не представляете, какое удовлетворение получает Русский человек, пропев наше «опричное» и «царебожническое» - «даже до смерти от …», вместо, принятого в Зарубежной Церкви, «от богоборцев». Вот, мы вам! Вы все кичились, что первые там, в Америке, прославили Царя – Мученика, а мы тут как дольняя лоза прозябаем в своей тьме египетской, вы смелые монархисты-исповедники, а мы трусливая красная гебешная «Церковь»… Так что ж вы в своей смелости и свободе поёте нам Лазаря про каких-то абстрактных «богоборцев», когда ясно, что Царя и всю его Святую семью по извечному оккультному каббалистическому ритуалу умучили самые, что ни на есть, «видимые бесы» и «враги рода человеческого» - прямые и неприкрытые, самые что ни на есть – вообщем, вы сами понимаете, кто… И не надо тут ещё раз повторять это общепринятое во всех славянских языках, а тем более в церковно-славянском краткое слово, означающее именно «видимых бесов» или же «бесов во плоти».
Да, братья и сестры, никогда мне не забыть этого момента у распахнутых врат нижнего Преображенского придела Храма Христа Спасителя. Даже и когда умру, а всё равно – помнить буду…
Но вернёмся к «Опричному мистицизму». Вот ещё одна молитва Св.благоверному Царю Иоанну Грозному, о которой пишет в своей статье Борис Кнорре:
«О, великий молитвиниче и кормчий Святой Руси, отрасль благодатная богоизбранного корня, христолюбивый боговенчанный Благоверный Царю Иоанне! Ты Дом Пресвятой Богородицы и веру православную сохранивый и укрепивый, Русь Святую объединивый, ересь жидовствующих поразивый, бесов во плоти, сиречь жидов, поганых изгнавый, измену искоренивый; агарян, папежников и язычников победивый, и ко Христу их (язычников – Л.Д.С.-Н.) обративый, народ русский просветивый и ко спасению наставивый, грады, веси, святые обители, храмы созидавый, духовную рать и православное воинство вокруг себя собравый и на супротивных подвигнувый. Возстани на помощь нам, призри на погибшую Русь и народ твой, услыши грешных рабов, молящихся тебе, и умоли Христа Бога и Пречистую Богородицу, явившую тебе свой Святой образ, явиши Царя Самодержавного, яко же ты был еси, Иоанне, Русь Святую из мертвых воскресити и воинство православное возсоздати, Церковь от ересей, расколов и фарисейства очистити; от ига жидовского, любых безбожник, врагов видимых и невидимых избавити, народ Руси к покаянию, безбожников к вере обратити, грехов прощение нам даровати и на всякую добродетель наставити; Богу, Царю и Отечеству на земли послужити и спасение получити, и в Небесное Царствие преселитися, идеже с тобою, Грозный Царю Иоанне, и всеми Святыми прославити Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Вот такая «царебожническая» «опричная» молитва…
А теперь, помолившись, давайте ещё раз обратимся к статье того же Бориса Кнорре «Царебожники» в «Новой газете».
«Патриарх Алексий, - пишет автор, - в ответ на попытки канонизации Ивана Грозного в начале нулевых дал новым опричникам однозначный отпор, сказав, что невозможно одновременно прославлять в лике святых мучеников, и их гонителей…».
Эта цитата у Бориса Кнорре является прекрасной иллюстрацией того, что значит вырывать мысль или явление из «контекста». Патриарх Алексий II жил в период ярого либерализма, когда «прославлялись» именно Сильвестры, Адашевы, Курбские, Старицкие и Колычёвы. То есть прославлялось всё «свободное» и «гуманистическое», и борющееся «за права человека»! Да и сам Патриарх Алексий воспитывался в Эстонии, т.е. во многом в традиции западноевропейской культуры. Соответственно он всегда был на стороне мифов о злодейском убиении митрополита Филиппа Малютой Скуратовым, и об отрубании головы игумена Корнилия самим Иваном Грозным.
Мы же сегодня живем в период становления новой сильной, противостоящей Западу Державы Российской, главным мифом и главным духовным символом которой является фигура Грозного Царя, который посредством Опричнины и её главы Малюты искореняет всяческий «либерализм» и строит новую Монархическую «Теократию». Именно Монархическую или, говоря языком понятным нашим западникам – теократию монархистов-гибеллинов, а не теократию папистов-гвельфов. Кроме того, наши оппоненты как-то забывают, а может и просто не знают, что общество во все времена живёт не исторической фактологией, а мифом – то есть мифологическим сознанием, идущем откуда-то из таинственных народных глубин. И поэтому, сколько бы наши новые западники не ополчались на Ивана Грозного, сам народ, даже сам Дух Народа, т.е. тот самых Русский Дух, о котором писал Пушкин, всегда будет Ивана Грозного любить и возвеличивать. Как и почему это происходит, понять очень трудно. А почему, например, древние греки любили буйного Ахилла, и недолюбливали мудрого и коварного Агамемнона? Почему Русский народ в своих песнях прославлял Ивана Грозного? И вообще почему для Русских прозвище Грозный носит сугубо положительный, грозно-вержный, так сказать, характер? А для западноевропейского человека – сугубо отрицательный, так, что он переводит его на английский язык как не «Грозный», а «Ужасный». Ибо Ivan the Terrible – означает именно – «кошмарный, ужасный»…
Впрочем, памятники этим «ужасным» ставят не только в России. Помнится, когда мы ехали на Крестный ход в Сербию и Черногорию, то в Румынии в центре Бухареста увидели великолепный мощный памятник величественного всадника на коне.
- Кто это? – спросил я у прохожего.
- Это наш герой – Влад Тепеш – ответил он.
- Дракула? – удивился я.
- Да, наш народный герой Влад Тепеш по прозвищу Дракула, - подтвердил он.
- А почему ему стоит памятник? – спросил я, - Он же был тиран, душегуб и вампир…
- Он не был вампир, - ответил румын, - он освобождал Валахию и Трансильванию от турок, защищал простой народ, любил Православие, строил церкви и монастыри. Мы его чтим и любим. Он наш главный герой…
Вот, так-то! А наш главный герой на сегодня – это Иван Грозный. «Он не был тиран и вампир». Он любил простой народ, боролся с крамолой, создавал мощную Державу, разгромил рабовладельческое, державшее в рабстве «славян», т.е. русских, Казанское ханство, присоединил Сибирь, и стал, как образно выражается Александр Андреевич Проханов – Царём трёх океанов – то есть, насколько я понимаю, Тихого, Атлантического и Ледовитого. А может быть и Индийского? Ведь мы и к Индийскому океану периодически выйти стремились… Не слабо, правда: Царь четырёх океанов. А что – наверное, лет через пять-шесть, ну, самое большое десять, эта «Русская идея» реализуется в самой что ни на есть действительности… Вот за этот размах, и за эту «грозу» и любит народ Русский Русского Царя Иоанна Васильевича Грозного. Любит своим «мифологическим» народным сознанием. Ибо, повторюсь, людьми и историей движут мифы и образы, а не сухие исторические выкладки, и попытки либералов ниспровергнуть великих Русских Царей.
Что же касается Патриарха Алексия II, то он в то, либеральное «околонулевое» время сказал буквально следующее:
«…В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволения сказать, «икон» царя Ивана Грозного, печально известного Григория Распутина(почему «печально» - Л.Д.С.-Н.) и других тёмных исторических личностей. Им составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей (курсив мой – Л.Д.С.-Н.) Православия и Самодержавия пытается самочинно (Л.Д.С.-Н.) с «чёрного хода» канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию. Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или неосознанно (я думаю, что они действуют «осмысленно-неосознанно» - Л.Д.С.-Н.) Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать её моральный авторитет («моральный авторитет» перед кем? Перед священником, покойным ныне, Виталием Боровым или о.Андреем Кураевым? Или кто там из них писал этот «спич» Патриарху – Л.Д.С.-Н.). Если признать святым царя Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать митрополита Московского Филиппа, прп.Корнилия, игумена Псково-Печерского, и многих других умученных Иваном Грозным (а что есть и «многие другие» прославленные Русской Церковью как невинноубиенные от Ирода – Ивана Грозного? О.Виталий писал текст, что называется, не думая – «автоматически», отсюда и «многие другие» – Л.Д.С.-Н.). Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам (продолжает о.Боровой). Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц (Распутин тоже убийца?! – Л.Д.С.-Н.) и мучеников, развратников (хотя теперь уже хорошо известно, что ни Грозный, ни Распутин, «развратниками» не были) и святых?
Если же эти люди действуют не вполне осознанно, - идёт далее в речи Патриарха Алексия II, - а подчиняясь своим эмоциям (старец Николай Псковоезерский, например, - Л.Д.С.-Н.), своей жажде сильной власти (а что должна быть власть слабой? – Л.Д.С.-Н.), олицетворяемой Иваном Грозным, своему стремлению увидеть в России, наконец, порядок вместо того морального и криминального беспорядка, в котором мы все ещё (? – Л.Д.С.-Н.) находимся, то им бы следовало понять одну элементарную истину, много раз доказанную всей человеческой историей. Несправедливость и зло невозможно победить, искоренить внешним насилием и другим злом…».
Тут несколько прервёмся, чтобы заметить, что «вся человеческая история» доказывает только то, что всю человеческую историю люди борются за власть, стремясь свергнуть и уничтожить законных правителей и царей, стараются встать на их место. И если законные князья и цари не карают заговорщиков и изменников, то царей этих скидывают и убивают в месте с их семьями, и даже целыми родами, и власть прямо сатанинским методам захватывают террористы-революционеры вроде Спартака, Кромвеля, Робеспьера, Пугачёва, Ленина, Троцкого, Свердлова, Володарского, Урицкого, Юровского и Голощёкина, Войкова, Сафарова, Гайдара, Чубайса, Грефа… Да мало ли их? А законная власть была только у Рюриковичей и Романовых. И Государь Иван Грозный, выполняя завет деда и отца, совершенно правильно расправлялся с крамолой и заговором убийц-отравителей, типа Курбского, Старицких и Колычевых, из рода заговорщицкого, готовившего переворот и убийство Царя, из которого и был митрополит Филипп, который будучи прямым представителем изменнического рода, вполне мог входить в боярский заговор по свержению и уничтожению Грозного Царя.
Впрочем, есть и совсем иные версии убийства митрополита Филиппа. Во всяком случае Малюта его не убивал… Но меня тут интересует другое. Как мог Первосвятитель тогдашней Руси на праздненстве Благовещения прямо с амвона Успенского собора не дать стоящему перед ним Царю всея Руси благословения?! С точки зрения богословия Царства этот жест Первосвятителя уже был изменой Царю и Царству. И, соответственно, доказательством участия в заговоре своих родственников Колычевых. А измена и заговор должны караться немедленно. И тем не менее Царь не тронул старого друга. Но ситуацией, конечно же, воспользовались настоящие враги Царства. И убили митрополита Филиппа. И приписали убийство Малюте, которого, естественно, «послал Царь». А мы как глупые попугаи, вслед за Карамзиными и Покровскими вот уже два века повторяем выдумки и клеветы заговорщиков.
Но не бывать! И памятник Грозному Царю вместе с «предстоящими» во главе с Малютой Скуратовым встанет на Лубянской площади в Москве.
Сие и буди! Буди!
Однако, вернёмся к речи Патриарха Алексея об Иване Грозном и митрополите Филиппе. Итак, из речи Святейшего Патриарха мы узнаём «одну элементарную истину», что: «Несправедливость и зло невозможно победить, искоренить внешним (? – Л.Д.С.-Н.) насилием и другим злом» и что «жестокость и насилие, которые сами по себе есть зло, но которые иногда используются для достижения якобы добрых целей». Далее идёт вообще не «согласованная» часть речи – «можно на какое-то время ограничит проявление зла; страхом можно загнать зло в подполье, вглубь, но там оно будет продолжать расти и умножаться, будучи недоступным внешнему давлению». «Корень зла, - продолжает Патриарх, - не вовне, а внутри человеческой души», – мысль, скажем так, Достоевская, – «в отсутствии или искажении моральных ценностей, в греховной воле, в потемнении сознания. Победить зло, исправить жизнь можно только осознанным глубоким покаянием, изменением всего строя жизни, возвращением на путь добра и правды, то есть к Богу», - заключил Святейший Патриарх Алексий свою речь, произнесённую в Москве 25 марта 2003 года.
Иными словами, Иван Грозный должен был заниматься «изменением всего строя» своей жизни, в то время как его ближайшее окружение, т.е. боярская аристократия травила его мать Елену, жену Анастасию, сына Ивана и, наконец, его самого…
Так говорил Патриарх Алексий. А вот, что об Иване Грозном говорил уже Патриарх Кирилл:
«Окружив себя опричниной, стремясь укрепить собственную личную власть (Л.Д.С.-Н.) он (Царь Иван – Л.Д.С.-Н.) расправлялся со всеми, кого подозревал в некоей оппозиции. Море крови было пролито на Руси, и когда царь после очередного набега на свой собственный народ ,после очередной расправы над теми ,кого он подозревал в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы попросил благословения у митрополита Филиппа, тот благословения не дал. То был великий знак всему народу, что царь творит беззаконие», - сказал Патриарх в своей проповеди.
Однако, в статье «Спокойной ночи, бердыши» (Lenta.ru, 1 ноября 2016, вторник, 13.11) с позаголовком «Кто и зачем пытается реабилитировать «кровавого» царя Ивана Грозного» Анастасия Чеповская пишет: «В 2016 году патриарх неожиданно смягчил свою риторику. Он поддержал и благословил установку памятника в Орле, заявив, что царь заслуживает монумента как «основатель города и мощный государственник». Хотя патриарх по прежнему выступает против канонизации Грозного, равно как и Петра Первого, памятник был освящён схиархимандритом Илием…».
Ну, и так далее. Внизу этой большой статьи даны ещё темы: «Памятник Ивану Грозному предложили поставить на Лубянке», «Царю Ивану Грозному предложили поставить памятник в Москве, Казани и Коломне. Об этом на Круглом столе «Роль Ивана IV в истории государства Российского» рассказал глава Союза Православных Хоругвеносцев Леонид Донатович Симонович-Никшич», - сообщает корреспондент «Ленты.ру» в четверг 20 октября (2016 года от Р.Х.).
Вот, вот: в Казани, Вологде, Орле, Александрове, Коломне и главный, центральный – в Москве на Лубянской площади, с предстоящими – Опричниками во главе с Малютой… Вот тогда победим либеральный дух в России и его представителей, боящихся и тормозящих возрождение нашей Святой Руси.
Святой Благоверный Царю-Великомучениче Иоанне, моли Бога о воссоздании Царской Опричнины и о победе ея над изменниками и остальными супротивными, хотящими уничтожить Святую Русь и нашу Священную Родину – Россию. Аминь.
Глава Союз Православных Хоругвеносцев , Председатель Союза Православных Братств, представитель Ордена святого Георгия Победоносца и глава Сербско — Черногорского Савеза Православних Барjактара
Леонид Донатович Симонович — Никшич