08.03.2007
Москва
ЧЛЕНЫ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВСТРЕТИЛИСЬ С ПРАВОСЛАВНЫМИ АБХАЗИИ
на фото (слева направо): протоиерей Виссарион (Аплиа), Николай Курьянович и игумен Кирилл (Сахаров), источник - дневник в "Живом Журнале" помощника депутата Н.Курьяновича Е.Валяева
В четверг, 8 марта 2007 года, в древнем московском храме Святителя Николы на Берсеневке состоялась соборная встреча руководства и членов Русских Православно-Патриотических организаций с духовенством и верующими Абхазии. Абхазскую сторону представлял управляющий Сухумо-Абхазской епархии протоиерей Виссарион (Аплиа).
Встреча началась с молитвы, провозглашенной настоятелем храма игуменом Кириллом (Сахаровым), и молитвы на абхазском языке отца Виссариона. Далее, открыв встречу, отец Кирилл тепло поприветствовал отца Виссариона и сопровождающих его лиц. Отметив «давнюю дружбу с отцом Виссарионом, его огромный вклад в дело Святого Православия», он пожелал всем присутствующим и далее «крепить дружбу между Православными Русским и Абхазским народами».
Отец Виссарион, который с начала 90-х годов фактически возглавляет Православную Церковь в Абхазии, рассказал об обстановке в Абхазии, ее православной жизни, отметив «огромную любовь абхазов к России и дружбу, связывающую Русских и Абхазов уже несколько веков». Он выразил надежду, что «несмотря ни на что, эта дружба будет крепиться». Коснувшись современной обстановки и отношений между грузинами и абхазами и последствий нападения (в 1992 г.) Грузии на Абхазию, он сказал: «Выражаю благодарность всем вам, братие, всей Русской Православной Церкви. Трудное время пережил и переживает доныне народ Абхазии - воин и землепашец, созидатель и творец! В нашем крае живут представители разных национальностей, и враждовать им нет никакого смысла. Господь завещал нам любить друг друга, и мы будем верны Его святому завету. Конечно, все сложно, в каждом доме у нас могилы погибших в результате грузинского нападения на нас, которое укрепило наш народ в стойкости и верности своей Родине, но мы верим в уврачевание этой боли, и у нас нет ожесточения, ибо понимаем, что в развязанной против нас агрессии весь народ Грузии не участвовал. Надо разделять понятия о народах и правительствах - часто преступных и Богопротивных». Он пожелал всем «жить во Христе» и выразил надежду, что Россия будет поддерживать Абхазию, которая «любит всем сердцем своих Русских братьев и сестер».
Заместитель главы Союза Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств Владислав Куроптев в своем слове отметил «огромную важность для России и Абхазии развития отношений на всех уровнях, невзирая на попытки так называемого «мирового сообщества» этому помешать». Он выразил пожелание провести в ближайшее время Крестный Ход по Абхазии, что было воспринято абхазской стороной с большой радостью. Также он передал всем наилучшие пожелания от главы СПХ и СПБ Леонида Симоновича-Никшича, которого он замещал на данной встрече, и передал от него братскому Абхазскому народу пожелание «помощи Божией и процветания».
Сопредседатель Свято-Сергиевского Союза Русского Народа, депутат Госдумы и член думского комитета по безопасности Николай Курьянович, тепло поприветствовав гостей, отметил важность «развития братских отношений между Русским и Абхазским народами», а также призвал «невзирая на поучения падшего либерального «мира» - развивать с Абхазией связи и духовные и экономические, не слушая тех политиков, в том числе и от ныне «власть придержащих», которые не желают блага ни России, ни Абхазии и ведут Россию по западному губительному курсу».
Братчик СПХ и СПБ, православный публицист Юрий Агещев пожелал Абхазии «стойкости, мира, любви и благополучия». Он вспомнил свои приезды туда к отцу Виссариону и, в том числе, приезд в Ново-Афонский монастырь с Благодатным Огнем из Иерусалима, который он привозил туда несколько лет назад в составе церковной делегации от Русской Православной Церкви.
Все присутствующие тепло поздравили отца Виссариона с приближающимся 60-летием и пожелали ему многая лета. Отец Виссарион пригласил представителей Православно-Патриотических организаций - Леонида Симоновича-Никшича, Николая Курьяновича, игумена Кирилла (Сахарова) и Юрия Агещева - прибыть на празднование его юбилея в мае месяце в Абхазию.
СПРАВКА о современном положении Православной Церкви в Абхазии (источник – статья Михаила Тюренкова «Непризнанная «Страна Души» на «Правая.Ру» от 27.07.05, http://www.pravaya.ru/look/4160):
«В условиях политических безпорядков 1989 года, когда Абхазия совершенно справедливо захотела стать полноправной республикой СССР, а Грузия, напротив, выйти из состава Союза (но непременно вместе с Абхазией и Южной Осетией), началось повсеместное религиозное возрождение. Именно в этом году приехавшим в Абхазию с архипастырским визитом Католикосом-Патриархом всея Грузии Илиёй II в сан диакона был рукоположен 42-летний Виссарион Аплиаа, десятилетием ранее воцерковившийся абхазский джигит, а ныне церковный чтец, стремящийся возродить православное богослужение на абхазском языке. Годом позднее отец Виссарион также в лоне Грузинской Православной Церкви был рукоположен в сан иерея, пока ещё не зная, что уже в 1993 году ему придётся разорвать общение с Грузинским Патриархатом и стать фактическим главой официально непризнанной Абхазской Православной Церкви, оставшейся без архипастырского попечения.
Так уж сложилось, что грузинское духовенство, окормлявшее в годы войны 1992-93 гг. грузинских военных, не смогло далее пребывать на территории республики, где население было крайне обозлено по отношению ко всему грузинскому... После этого на всей территории Страны Души осталось лишь четверо священников: один абхаз и трое русских. Именно они избрали из своей среды единственного абхаза — отца Виссариона Аплиаа настоятелем сиротствующего Кафедрального собора города Сухума и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и Русской Православной Церковью, к которой духовенство Абхазии обратилось с просьбой принятия под благодатный омофор. Последнее состоялось «де-факто», однако «де-юре» Абхазия так и осталась канонической территорией Грузинской Православной Церкви, а потому ни одна из Церквей не смогла восстановить трёхчинную иерархию Абхазской Церкви, вплоть до сегодняшнего дня возглавляемой простым священником, ставшим истинным отцом всего абхазского народа (в последнее время в управлении епархией отцу Виссариону начал помогать рукоположенный в РПЦ молодой иеромонах Андрей (Ампар), нынешний настоятель Новоафонского монастыря).
Абхазское духовенство за всеми Богослужениями возносят имена Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, архиепископа Майкопского и Адыгейского. На кафедре последнего произошли все недавние рукоположения абхазского духовенства, вызвавшие недовольство Грузинского Патриархата. Однако, по последним данным, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II стал относиться к Абхазской Церкви в духе христианской любви, и место никчёмных полемических споров заняли осторожные и спокойные контакты духовенства, исповедующего единую веру. Хотелось бы надеяться, что ситуация рано или поздно разрешится посредством соборного сознания и Грузинский Патриархат, некогда из духа братской любви во Христе признанный Русской Православной Церковью, таким же образом признает канонический статус Абхазской Православной Церкви в лоне Московского Патриархата, восстановив между православными грузинами и абхазами спасительное евхаристическое общение».