- Леонид Донатович, в первую очередь мне бы хотелось задать Вам вопрос о недавно прошедшем "Русском марше". Многие Православные организации вышли из оргкомитета "Русского марша" и провели 4 ноября свое мероприятие - молитвенное стояние на Славянской площади. Не могли бы Вы объяснить причины такого раскола среди патриотов?
- Знаете, я думаю, что не надо нагнетать страсти и говорить о каком-то «расколе». Давайте лучше все спокойно обсудим.
Во-первых, я хочу рассказать немного об истории празднования Дня народного ополчения, Дня изгнания польско-литовских оккупантов из Кремля в православный праздник великой нашей церковной, воинской и народной святыни – Казанской иконы Божией Матери.
Дело в том, что, начиная с 2001 года, Союз Православных Хоругвеносцев стал ежегодно проводить Крестные ходы и молитвенные стояния в этот день. Начинали мы в Нижнем Новгороде, откуда, собственно, и началось ополчение Минина и Пожарского. Вместе с нижегородской епархией и местной патриотической организацией «Отчизна» мы организовывали Крестные ходы, которые шли по самому центру Нижнего Новгорода. После праздничной Божественной Литургии Крестный ход отходит от ступеней храма Иоанна Предтечи, с которых купец Минин обратился с патриотическим воззванием к нижегородцам, затем идет по центральным улицам города с остановками на молебны, затем входит в Кремль. Там, в соборе Святого Архистратига Михаила, служится молебен, а затем Православные Крестном ходом выходят из ворот нижегородского Кремля и спускаются обратно к церкви Иоанна Предтечи. Именно в Нижнем Новгороде и возникло предложение о введении нового государственного праздника.
А мы, после трех лет проведения Крестных ходов в Нижнем, решили то же самое устраивать и в Москве, тем более что отмечаемое событие связано именно с освобождением Москвы. И вот, начиная с 2004 года, Крестные ходы на Казанскую стали проводиться и в столице. А в прошлом году этот день был объявлен государственным праздником…
- Простите, что перебиваю: то есть Вы хотите сказать, что изначально идея нового праздника родилась в Русской Православной Церкви?
- Разумеется. Я еще раз повторяю: великий день, который положил начало окончательному освобождению Москвы и избавлению Русской земли от иноверных польских оккупантов, положил конец великой Смуте, остановил на краю гибели Русскую Державу, - этот день связан с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, которая шла вместе с народным ополчением в Москву. До революции в этот день от Успенского собора Кремля к храму Казанской Божией Матери на Красной площади шел многолюдный праздничный Крестный ход. Церковь всегда помнила об этом. И вот, праздник возвращен, и вместо переворота имени Троцкого-Бронштейна и Ленина-Бланка мы отмечаем судьбоносное событие в истории Русского народа.
То есть я повторяю: праздник – изначально Православный. Поэтому в отличие от многих мероприятий, которые мы проводим вместе с различными Русскими националистическими организациями, здесь сразу же возникал вопрос о формате Русского марша. Но тут трудность. Многие Русские ребята невоцерковлены, а кто-то даже по неразумению враждебен к Православию. Мы никогда, и все этому свидетели, не чурались Русских ребят, Русской молодежи. Она такая, какая есть. Нас, наоборот, всегда обвиняли в неразборчивости и чуть ли не в политическом экуменизме: мол, готовы даже с язычниками проводить мероприятия. Да, готовы. И с тем же Демушкиным мы митинговали напротив израильского посольства, как, впрочем, и с Севастьяновым в этом году. И с Корпорацией тяжелого рока Троицкого. Да мало ли с кем. Но там мы объединялись по другому поводу, а тут главное – это Православный праздник. И мы не против присутствия язычников, но еще больше искушений бывает не у руководителей организаций, а у обыкновенных людей. Я же это знаю. Знаю, что многие те Православные, которые пришли на молитвенное стояние, не пришли бы на националистическое шествие. И не потому, что против него. А просто потому, что хотят молиться или привыкли к обычному ходу православных мероприятий и не готовы к молодежному скандированию лозунгов. Хоругвеносцы-то люди привычные, а простой бабушке ты уже ничего не втолкуешь. Короче говоря, мы – Православные, и для нас важно проводить на свой праздничный день свое мероприятие, не смешивая его со светским.
- Но были ведь и другие причины? Мне кажется, что все-таки можно было как-то совместить оба, как Вы говорите, формата.
- Да, наверно. Изначально, в общем-то, мы так примерно и предполагали. Поэтому второе, о чем я хочу сказать в связи с нашим решением провести свое отдельное мероприятие, - это странное, мягко говоря, отношение к нам в ходе подготовки «Русского марша – 2006». Некоторые организаторы прямо так, свысока, высокомерно-презрительно, называли нас – «православной декорацией». Чтобы кто ни говорил, никакими декорациями мы никогда никому не служили, все, что мы делаем, - идет от сердца, наши братчики-хоругвеносцы тратят свои личное время и деньги, жертвуют отпусками, силами, средствами на наше священное делание. И вот отношение. Ну, ладно, мы не жалуемся, привыкли к подобному, но не в открытую же, от наших, казалось бы, соратников! Дальше - больше. На одном из круглых столов или заседаний оргкомитета, один из членов, я подчеркиваю – членов, оргкомитета вдруг выступает с оскорблениями в адрес Святейшего Патриарха. Причем, выступление этого так называемого язычника было совершенно немотивированно, если вообще можно говорить так в данном случае, но я просто хочу сказать, что был намеренно оскорблен Предстоятель Церкви, в лице его – вся Церковь, чтобы поставить под сомнение русскость и патриотичность Православных. То есть вызов такой: нате, мы вам, Православные, плюем в глаза, а вы утритесь, подставьте другую щеку! Ну, так вот, врагам Церкви мы щеку не подставляем, мы их, по слову Святителя Филарета Московского, гнушаемся. С церковно-общественными организациями мы никому так разговаривать не позволим.
В-третьих, нас смутило, что во весь этот процесс по организации «Марша» вдруг стали вмешиваться какие-то влиятельные силы. То есть чувствуется притяжение каких-то громадных тел, а нам отводится роль спутников или вообще космической пыли. Эти «тела» двигаются по своим орбитам и нас в свои планы не посвящают. Впрочем, как и многих других патриотов – наших соратников. Понимаете, образно говоря, мы вот звали многие годы к освобождению Гроба Господня, а тут вдруг появляются могущественные силы и говорят: Отлично, вперед! Сначала, правда, надо зайти в Константинополь и разграбить этих «схизматиков», а потом по пути пройтись еще по нескольким странам и богатым городам, и все это – во славу Творца!» Не понятно, правда, какого «творца» они при этом имеют ввиду. У многих эйфория появляется, но мы-то чувствуем подвох: мы не к грабежу звали, не к преследованию каких-то непонятных целей, мы звали к священному делу освобождения Гроба Господня! А тут нас вроде как используют. И вот, на оргкомитете несколько раз нас в открытую называют «пушечным мясом». Я никого не хочу обвинять, но если так дела идут, то я заявляю: я никогда Гапоном не был, и никогда я ни своих людей, ни Православных, идущих со мною, ни вообще всех Русских, идущих под святыми Хоругвями и знаменами, пушечным мясом выставлять не позволял. А за многолетнюю деятельность я с такими попытками сталкивался неоднократно. Пытались и Православных женщин под омоновские дубинки у американского посольства направить и много еще чего.
В-четвертых, стали распространяться слухи, что на «Марш» может прийти, например, Авром Шмулевич. Сейчас, правда, это опровергают, но сам Шмулевич подтвердил, что его приглашали. Извините, мы не знали, кого там еще пригласят, и не захотели неожиданно оказаться в одном ряду со Шмулевичами! Ведь раввин Шмулевич в своих статьях и интервью прямо говорит, что его главная цель – это создание в новом «Великом Израиле» «теократической монархии» с царем из «рода Давидова», с сильной ролью иудаистского «жречества». Переводя на Православный язык, это означает создание долгожданного иудаистами царства мошиаха, т.е. антихриста! Как могу я, всю жизнь исповедующий Христа, идти под православными хоругвями с Авромом Шмулевичем, исповедующим антихриста?!!!
- Можно ли говорить о том, что произошло окончательное разделение националистов и православных?
- Это неправильная постановка вопроса. Я позже объясню, почему. Но сначала хотел бы отметить вот какой момент. С ДПНИ мы только в этом году провели, как минимум, четыре совместных мероприятия: шествие на первое мая, митинги в защиту Русских и Сербов, Крестный ход в Сергиевом Посаде. С депутатом Николаем Курьяновичем и Владимиром Тором – главой «Русского Порядка» - провели митинг в Кимрах против наркотиков и этнической наркомафии. С РОНСом шли 9 мая шествием по Тверской. И так далее. Я только о нынешнем годе говорю. А ведь так повторяется из года в год. Сотрудничество и взаимодействие. Однако разногласия все же имеются, и возникают они у организаций в том числе и из-за несколько разных направлений деятельности. Поэтому нечему тут удивляться. ДПНИ борется с нелегалами, скины – также с ними, но другими методами, кто-то большой политикой занимается, кто-то газеты издает и так далее. У нас тоже свое поле деятельности. Когда наши поля пересекаются, мы взаимодействуем. А иногда приходится проводить мероприятия порознь.
Теперь о национализме. Сейчас вот в очередной раз и с новой силой развернулись споры вокруг понятия «Русский национализм». Почему-то последний противопоставляется «империализму» и Православию. Мол, русские националисты – они только о Русских думают, и все! Это этнические националисты. А имперцы ведут куда-то опять в имперское прошлое, где, якобы, за счет Русского народа развиваются одни окраины. Или, наоборот, говорят, что есть национализм племенной, а есть надплеменной, имперский. Не хочу приводить здесь доводы сторон, я просто объясню нашу позицию, позицию Союза Православных Братств и Союза Православных Хоругвеносцев. Другие православные организации сами за себя скажут. Так вот, мы не разрываем понятия «Русский империализм» и «Русский национализм», а также «Православный Русский национализм» и «этнический Русский национализм». Русский национализм – Православный, Имперский и этнический. Начнем с этнической составляющей. Вот некоторые говорят, что де если человек Православный, то он Русский. А как же Православный серб или, например, грек? Они, что, Русскими становятся из-за Православной веры? Нет, возражают, мы имеем ввиду, что если грек живет в России, исповедует Православную веру, говорит на Русском языке, любит Россию, живет во благо России и т.д. и т.п., то он, несомненно, Русский. Что ж, мы знаем примеры датчанина Владимира Даля, немок Императриц, грузина Багратиона и т.д. Эти люди, несомненно, были Русскими, как и многие наши великие и обыкновенные современники, бок о бок живущие с Русскими. Но мы забываем почему-то простую вещь: они бы не стали Русскими по Духу, если бы их не окружали Русские люди по Духу и по Крови. Ну, представьте себе: заселяют Россию сто миллионов православных китайцев. Вы, что, думаете, Россия будет Русской, Россия останется Россией? Нет! Это будет великая Православная, но, извините, Китайская держава. Мы этого хотим? Меня всегда удивляла позиция либералов: с одной стороны они долдонят про защиту национальных меньшинств, борются с межнациональной рознью, а как дело доходит до национализма, до любви к своему народу, этносу, то тут они кричат о каком-то фашизме, да так, будто никаких наций и не существует. С либералами ясно, а Православные зачем на эту же удочку попадаются? Мол, да, Русские как этнос есть, но все же Русские – это, знаете ли, такое облако, которое парит в небесах и орошает своей великой русской культурой всю «Евразию» - ну, и тому подобный интеллигентский бред. Я еще раз повторяю: Русский народ (в целом, а не по отдельным личностям) представляет собой, прежде всего, единство по Крови. Теперь о Духе. Вот здесь мы уже начинаем говорить о Православии. Потому что именно Православие сплотило десятки и сотни родственных племен, поклоняющихся разным божествам, в единый народ, именно Православие создало Россию как Державу. Кто это отрицает? Всякие там псевдоязычники… Говорю «псевдо», потому что в большинстве своем так называемые язычники – это просто современные интеллектуалы-оккультисты, придерживающиеся вслед за европейскими «эзотериками» XIX - XX веков различных оккультно-эзотерических фантазий. В лучшем случае они просто обожествляют фольклор и вряд ли боготворят каменья, пни, силы ветра и огня, и прочее. А раз так, то наши предки-язычники их первых не пощадили бы и порубили как предателей «родноверия»... Так вот, они отрицают Православие. Но если так, то они отрицают всю историю Русского народа, они предают всех наших Русских предков. Так и получается. Большей русофобии, чем в некоторых писаниях язычников, наверно, даже у иудеев нельзя отыскать. Мне вспоминается такой рассказ. В конце долгого религиозного спора Православный, наконец, спрашивает у иеговистки:
- Так вы считаете, что Преподобный Сергий Радонежский находится в аду?
- Да, - отвечает та.
- И Преподобный Серафим?
- Конечно!
- И Суворов, и Ушаков, и Дмитрий Донской, и Достоевский?
- Если они Православные, то да.
- Ну, тогда лучше уж с ними оказаться в таком «аду», чем с вами!!!
То есть я хочу сказать, мы - на стороне Владимира Крестителя, Андрея Боголюбского, Менделеева, Васнецова, Скобелева и еще миллионов наших Русских предков, родичей – святых и не очень, но наших родных дедов и прадедов, а не на стороне полоумных полукровок, что пудрят мозги каким-то древним тайным «ведическим» знанием и прочей ерундой.
- А что насчет империализма? Вот так называемые «этно-националисты» не понимают, как национализм может уживаться с империализмом. Они говорят, что это противоборствующие понятия. Мол, у нас Империи (российская и советская) развивались только потому, что эта территориальная экспансия, это военное, административное, хозяйственное и культурное расширение шло за счет Русского народа.
- А Вы сами посмотрите на результаты! Во времена Российской империи народ плодился и размножался, Вы вглядитесь в дореволюционные фотографии: какие полнокровные, здоровые, одухотворенные, красивые Русские лица! Вот вам Кровь, просветленная Духом. А за времена Советов нас сгнобили. Сейчас такие лица редко встретишь. Лагеря, коллективизация, чудовищный геноцид унесли сто миллионов лучших Русских людей, все это катком прошло по нашей стране, по нашему Русскому народу. Во времена Российской Империи мы не выплачивали Африке и Азии «интернациональные» долги. Сначала у России отрубили голову – Государя, потом накинулись на беззащитную Церковь, а затем уже обескровили через коллективизацию, голодомор и войны Русский народ. Плоды этого – налицо, такой вот печальный каламбур.
Нужно понять, что идея Третьего Рима – это не какое-то устаревшее архаическое представление, не имеющее никакого отношения к настоящему. Идея, двигающая нацию, делающая ее великой, замысел Божий о народе – она не меняется. Если мы этой идее служим, мы живем, а если нет, то обречены на умирание. Вот, князь Олег прибивал щит на вратах Царьграда. А через тысячу лет Русское Правительство во время Первой мировой войны мечтало вернуть Крест на Софийский собор в Константинополе. Вы поймите: Крест – на Святую Софию! Да я мечтаю об этом дне, когда Русские корабли будут стоять у пристани Второго Рима, когда снова с колоколен будет раздаваться мощный колокольный звон, возвещающий о Торжестве Вселенского Православия, о торжестве Российской Империи – Третьего Рима, единственного истинного наследника Римской Империи! О торжестве Русского народа, чью землю сам «Царь Небесный исходил благословляя!» Вот – Идея! Вот – вдохновение! Вот – задача! Но ее может исполнить только Русский народ – Русский по Крови и по Духу. Если этого мощного ядра не будет, если будет неверующий народ, то он и рожать не будет, и будет легко и бездумно смешиваться с другими народами и расами. Это тогда конец не просто Имперской идее, это конец России. Вне имперской идеи ни Русский народ, ни Россия существовать не может.
- Вы затронули тему Империи и Третьего Рима, которая неразрывно связана с темой Монархии. Вы возглавляете монархические организации. Скажите, как Вы видите восстановление Самодержавия в России? Вам не кажется это уже несбыточной мечтой?
- Институт Самодержавия – это великое достижение государственного гения Русского народа, истоки которого - в Православии, византийской традиции и исторических обстоятельствах становления Российского государства. Я не буду распространяться здесь о сути Монархии и сравнивать ее с другими формами правления. Желающие могут обратиться к известным трудам Тихомирова, Ильина, Солоневича, митрополита Иоанна (Снычева) и других отечественных мыслителей. Там все очень хорошо описано. Главное, что я хочу сейчас отметить, это то, что Самодержавие невозможно без Православия. Самодержавие пало не из-за каких-то там мнимых политических слабостей и не из-за мнимых экономических и социальных проблем. Когда стала угасать в сердцах людей Вера, стало ослабевать и монархическое чувство. Монархия – в сердцах людей. Поэтому главным условием восстановления Самодержавия в России является воцерковление народа, Второе Крещение Руси. Причем десяти или двадцати процентов воцерковленного населения хватит: эта «закваска» повернет Российский корабль в верном направлении.
- А какую роль в этом процессе Вы видите для Ваших организаций?
- Воцерковлением народа занимается Церковь, в первую очередь – священнослужители. Потом, миряне. Но их роль также важна. Каковы мы, таково и представление о Церкви у окружающих. А окружающие должны видеть, что Православный человек – это человек честный и готовый пожертвовать собой ради высоких понятий. Честь, долг, совесть, трудолюбие, храбрость, милосердие, верность и другие добродетели – вот свидетельство Христианства, вот лучшее миссионерство. Апостолы и их ученики не только словом, но и делом распространили учение Христово по всем концам Римской Империи. Кроме того, как храм или монастырь имеет свою ограду, так и Церковь нуждается в защите. В идеале защитой Церкви должно быть государство, но в наше время об этом приходится говорить условно. Ведь дело не просто в поддержании правопорядка, а в защите Церкви от хищников-сектантов, от секулярного наступления обезбоженного мира. А сейчас что мы зачастую видим? Церковь проповедует, строит, а школьное государственное воспитание разрушает, телевидение и пресса развращают, пресловутая толерантность разжижает души людей. Демократическое государство, в отличие от Царского, по определению не может быть опорой Церкви, не претендует на это и, как черт от ладана, бежит от этого, повторяя заклинания о пресловутом «отделении Церкви от государства». Поэтому в этих условиях растет роль организационных структур мирян.
Я хочу сказать, что нам сейчас нужен Православный «Хамас», Православный «Опус Деи», Православная «Хезболла». Я имею в виду не средства и методы борьбы, и не «терроризм», разумеется, а религиозный Дух, религиозную борьбу за Веру и Народ. Ведь те же «Хезболла» и «Хамас» симпатии народные завоевали прежде всего не террористическими актами, а социальной работой, реальной помощью сиротам, детям, престарелым, одиноким женщинам. Вот и у нас должно быть объединение миссионерства, социальной помощи и бескомпромиссного сопротивления врагам Церкви. На этой почве вырастет мощнейшее Христианское движение, которое все будут уважать, с которым все будут считаться…
- Какой-то воинственный клерикализм получается?
Именно! Воинственный клерикализм! Но я продолжу недосказанное. Когда мы проводили кампанию против певицы Луизы Чикконе и объявили о создании Православной Священной Инквизиции, то над нами многие смеялись. А другие ругались. Третьи презрительно кривили губы: «Какая, мол, Священная Инквизиция! Католицизм какой-то. Средневековое мракобесие!» Но мы же об образе действий говорим. Да не о простом образе действия, а о духовном! Впрочем, и в католицизме не все плохо. Святитель Геннадий Новгородский и Преподобный Иосиф Волоцкий, когда боролись с ересью жидовствующих, прямо ссылались на «деяния короля шпанского», то есть на борьбу Священной Испанской Инквизиции с ведьмами, колдунами, сатанистами и еретиками. Вот и тогда перед концертом «Мадонны» - Луизы Чикконе - собралось бы нас тогда тысяч десять, а это реальнее некуда, только Православные могут так быстро собрать столько людей через оповещение по приходам и при наличии благословения, так мы бы не позволили совершиться кощунству. Я вот в одну уважаемую газету тогда отдавал статью против этой так называемой «Мадонны», а мне говорят: «Да, Леонид Донатович, мы тебя понимаем, но вот читатели не поймут. Молодежь не поймет. Многие ее любят». В общем, не напечатали ту статью. Мы все чего-то боимся: а как на нас посмотрят, а что скажут. Да плевать, что скажут, ты дело-то делай! Мы создали какую-то резервацию из Церкви. Мол, Церковь только за оградой храмов. А Церковь – это все мы, Православные. Мы – Церковь, и не только на молитве в храме, но и в обществе, на войне, в политике, в экономике, в культуре, да где угодно. И везде мы должны поступать сообразно нашей вере, где аккуратно, а где наступая. В конце концов, мы живем не на чужой территории, а в своей стране, пока в своей. Мы имеем полное право бороться за свои интересы, за свои права, дерзко и с напором отвоевывая себе пространство. Те, кто не хочет бороться, те, кто не верит в Россию – должны посторониться, Россия – не их дом, а наш! Дом – Пресвятой Богородицы и Пречистой Девы Марии и Сына Ее Предвечного Господа Бога нашего – Иисуса Христа!