04.12.2005
Москва
выступление диакона Андрея, Волгоградская епархия Русской Православной Церкви,
на юбилейном съезде Союза Православных Братств
О НАРОДНОМ ПОКАЯНИИ
1-го октября 2005 г. исполнился год с того дня, как по инициативе ревнителей Православной Церкви был проведён первый «Чин всенародного покаяния русского народа», собравший в одном месте наиболее известных представителей священства, православных братств и православной прессы. Хотя это собрание «само в себе» стало и началом разделения его авторов и участников по вопросу о степени вины нашего народа в грехе цареубийства, но тем не менее, «Чин всенародного покаяния…» целый год регулярно проводится в Подмосковье и собирает большое количество участников. В последних двух его покаяниях участвовали и мы вместе с многочисленной группой прихожан Волгоградской епархии. Потому считаем своим долгом сказать об этом несколько слов.
Причиной нашего участия в «Чине…» было то, что здесь, как гласила народная молва, пред Богом приносится необходимое покаяние в общественных грехах, из которых первый – это грех клятвопреступления 1613 г. и цареубийства. О наличии их мы стали узнавать задолго до этого из книг «Россия перед вторым пришествием», «Самодержавие духа» и от некоторых духовников. И степень народной вины с самого начала подобных утверждений вызвала полемику, которая и продолжается до сих пор.
Это понятно, потому что с точки зрения элементарного правосознания при всяком преступлении, содеянном в обществе, оное сразу разделяется как минимум на потерпевших и соучастников, свидетелей и судей. Огульно обвинять всех в одном преступлении – традиция, положенная, скорее авторами «Красного террора» и граничит рядом с клеветой, соединенной с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также и оскорблением. /см. ст.123., ч.3., ст.130. УК РФ./ И поэтому, «Чин всенародного покаяния…», изданный отдельной книгой и предлагаемый для всеобщего употребления, требует тщательного анализа. Тем более, что его положения уже с первых страниц вызывают ряд вопросов. Из них вопрос первый.
Виновен ли весь русский народ в грехе цареубийства?
Если следовать утверждениям авторов «Чина…», то – да, виновен! В подтверждение этого приводятся цитаты из речей свт. Тихона, свт. Иоанна Максимовича, Серафима Роуза. Так, свт. Тихон в своём выступлении в Казанском соборе после убийства царской семьи сказал: «Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас…» Закономерен вопрос – состоялось ли это осуждение патриархом, имеющим власть говорить от лица всего народа?
Если привести выступление св. патриарха полностью, как оно напечатано в «России перед вторым пришествием», то да, состоялось. «Наша совесть примириться с этим не может, - говорит далее свт. Тихон, - и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заключают в тюрьмы, пусть на c расстреливают…» И когда мы посмотрим на «великие и неисчислимые бедствия: гражданские и мировые войны, рассеяния, репрессии, уничтожение миллионов русских людей, блокада, голод, разорение храмов Божиих», то они могут быть объяснены именно ненавистью богоборческой власти к народу, оставшемуся православным, не побоявшемуся заявить об этом во время переписи 1937 г. /15.07.2005. Увещательное слово четырёх архиереев РПЦ/ «В течении всего XX века русский народ нес тяжкое покаяние и муки за свои грехи, прежде всего, царе- и вероотступничество. Как и в Ветхом Завете, отступление от Бога привело к инородческому игу над народом Божиим (ср. Ис.47,6)». / http://kongord.ru/Index/Screst/sk111-4.shtml./ На церковный народ, расстреливаемый и гонимый, грех цареубийства не пал, и потому народ этот до сих пор не стал «своим» для власти.
Однако иерархи более позднего времени, начиная от свт. Иоанна Максимовича и заканчивая м-том Иоанном С.-Петербуржским и Ладожским, продолжали говорить о наличии этого греха у русского народа. Сказал об этом и св. патриарх Алексий II в 1998 г., что очень важно, до прославления царственных мучеников. Каким образом это может быть, рассмотрим на примере Евангелия, поскольку в отношении цареубийства многие из нас видят чуть ли не повторение тех же событий, что произошли в Палестине почти 2000 лет назад.
Что же мы видим в Евангелии? Здесь показана ситуация, ставшая началом всех злодеяний будущих веков – совершено преступление, равных которому не было нигде и никогда. Был казнён ни в чём неповинный Сын Божий и причины этого преступления назывались Им Самим заранее. Это:
Неверие в Него как в Мессию. «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Иоан.5:46,47)
Заговор иудеев и книжников. «А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога». (Иоан.8:40)
Предательство ученика Иуды. «Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его». (Иоан.6:64)
Малодушие и неверность учеников. «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою [сторону] и Меня оставите одного». (Иоан.16:32)
Всё это сегодня хорошо известно и нам нет нужды повторяться. Остановимся на том, кому поставил вину за совершаемое над Ним злодеяние Сам Иисус Христос?
Во-1-х, это прежде всего, те же фарисеи и книжники, а никак не народ: «Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». (Иоан.9:41)
Во-2-х, это тот же предатель Иуда: «горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] говорит ему: ты сказал». (Матф.26:24.25)
В-3-х, это совершитель казни, т.е. Пилат: «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе». (Иоан.19:11)
Если же говорить об учениках, то никому из них Господь не поставил греха малодушия и «попущения», хотя в последние минуты Своей жизни Он «находит их спящими», и именно они: «оставив Его, все бежали». (Мар.14:37.50). Даже апостол Пётр услышал от Спасителя то, чего никак не ожидал. «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих » . (Иоан.21:15)
Все же остальные получили поручение проповедывать по всей вселенной, несмотря на сомнения части из них. «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились . И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»». (Матф.28:16-20)
Более того, через некоторое время этим же ученикам была дана сила, когда сошёл на них Дух Святый , и они стали не соучастниками, а «свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян.1:8) Испытывали ли они вину за содеянный грех Богоубийства после принятия Духа Святого? Никоим образом! Что мы и видим в речи апостола Петра к народу Израильскому в Иерусалиме.
Обращаясь к своим соплеменникам, он строго отделяет себя от них, то есть от тех, кто сказал: «кровь Его на нас и на детях наших». (Матф.27:25) Он говорит: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели . Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». (Деян.2:32-33) И далее: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». (Деян.2:36)
Апостол Пётр не сказал: «мы». И нигде мы не увидим в Евангелии, чтобы вина Богоубийства была положена на всех без разбора. Итак, Дух Святый, почивающий на главах апостолов, производит строгое разграничение в народе, «как пастырь отделяет овец от козлов», возлагая грех не на Церковь, а на народ, находящийся вне Церкви. (Матф.25:32) Церковь Христова «свята и непорочна» и её члены не нуждаются в каком-либо дополнительном покаянии. Она должна будет судить даже ангелов!
И если говорить о грехе цареубийства строго в духе Евангелия, то он может падать на народ исключительно нецерковный, как это и показано в «Деяниях»: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». (Деян.2:38) Как ведёт себя народ Церкви в подобных ситуациях, можно посмотреть и на примере русской истории, когда был убит князь Андрей в Боголюбово.
Ситуация символически даже по дате /17.07./ близкая к той, что была в народе и при цареубийстве, подробно описана Н. Костомаровым: «Тело Андрея лежало два дня и две ночи в притворе. Духовенство не решалось отпереть церковь и совершать над ним панихиды… Между тем оказалось, что убийцы совершили поступок, угодный очень многим . Правление Андрея было ненавидимо. Народ, услыхавши, что его убили, бросился не на убийц, а, напротив, стал продолжать начатое ими. Боголюбовцы разграбили весь княжий дом, в котором было накоплено золота, серебра, дорогих одежд, перебили его детских и мечников /посыльных и стражу/, досталось и мастерам…
Весть об убиении Андрея скоро разошлась по земле: везде народ волновался, нападали на княжеских тиунов, которые всем омерзели способами своего управления; их домы ограбили, а иных и убили. Несомненно, что ненависть к Андрею не была уделом одной незначительной партии, но была разделяема народом». /Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях… М.,1997, т.1, с.96/
Что последовало дальше? Вменили ли это преступление в вину всему народу ? Никоим образом! Наоборот, мы читаем, что: «брат его Михаил Юрьевич, кроткий и справедливый /то есть имеющий благодать Духа святого – д.А./, утвердившись на престоле великокняжеском, поймал подлых убийц, человек с двадцать, обложил всех Кучковичей цепами, заключил их в темницу, потом умертвил их различными смертями: одних, повесивши на воротах, расстреляли, других, посадив в коробья с каменьями, потопили в болотном озере, называемом Пловучее» . /Сказания Ростова Великого. Изд. «Буй Тур»,2000., с. 269/
Честь русского народа, лишённого своего царя, защитил эмигрант Борис Коверда, застреливший в Варшаве советского дипломата – большевика Войкова , роль которого в убийстве Царской Семьи и последующем уничтожении тел убитых известна из книги Соколова и других источников.
Могут сказать, что в современной России почти весь народ крещён в православии, но большинство его вне Церкви , а потому и невозможно отделить одних от других. На это скажем, что подобное мнение, встреченное нами в среде священства на «Чине всенародного покаяния…», близко к ереси Варлаама Калабрийского, учившего о невозможности познания Божества, т.е. Истины.
Грех цареубийства до сего дня лежит не на Церкви, а на том институте, который отделяет себя от нее, т.е. на государстве и его верных слугах. Оно основано для борьбы с Церковью, разбогатело за счёт средств Церкви и продолжает делать дела, противные Церкви. И потому, все грехи его, начиная от греха цареубийства и кончая официально разрешённым и поощряемым детоубийством, падают на главу тех, кто верит в него и вступает в него, а не в Церковь. «Каждый, кто поддерживает инородческих олигархов в любой форме – соучастник цареубийства, каждый, кто участвует в либеральных реформах – подносит патроны Юровскому, каждый, кто поддерживает либеральные СМИ – стоит в охране вокруг Ипатьевского Дома». /взято из интернет-форума/ Эти люди и нуждаются в покаянии и, в первую очередь, к ним обращены слова наших духовных вождей. Если же говорить о народе православном русском, то по логике самих авторов «Чина всенародного покаяния…», он давно прощён, ибо первым искупителем стал сам царь Николай.
Конечно, размышляя по-человечески, можно дойти до рассуждений, что в любом преступлении есть вина всего народа. Кто-то недоглядел, кто-то кого-то обидел, кто-то что-то скрыл, вот оно и вышло. М-т Иоанн, цитируемый в «Чине…», ссылается на духовные законы, данные нам в Евангелии. В Священном Писании об этом говорится так: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нём все согрешили. … Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего». (Рим.5:12.14) . В соответствии с этим грех цареубийства должен ложиться на весь народ.
Но если это так, и преступное деяние десятка человек делает соучастниками всех, то значит и обратное действие должно проходить в том же порядке. Об этом и пишет здесь же апостол: «Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие , то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих». (Рим.5:15)
Покаяние в грехе цареубийства, принесённое однажды одним десятком, а тем более, сотней кающихся, освобождает от его последствий весь народ, ставший «автоматически» соучастником «Чина всенародного покаяния…». Таким образом, нет никакой необходимости проводить его целый год, и даже более. Оно совершается один раз, и как становится известным, уже было. « Митрополит Вениамин (Федченков) в книге "На рубеже двух эпох" свидетельствует, что во время Гражданской войны по постановлению Синода в Крыму проводилось общецерковное покаяние в грехе цареубийства: "Важным событием были так называемые "дни покаяния"... 12-14 сентября... Там среди разных наших грехов поминалось и об убийстве Царской Семьи с невинными Детьми. Эти три дня в городе Севастополе денно и нощно шли богослужения и исповеди... мы там каялись и в вине цареубийства..."» /Русский Вестник, 17.11, 2004/
Подобное покаяние было принесено и нашими архиереями во главе с патриархом в 199-каком-то году. Почему же тогда до сих пор проводится этот «Чин…»? Потому что покаяние архиереев было не всенародным, а узкогрупповым, прошедшим незаметно и никак не отразившимся на общем течении внутрицерковной жизни. Оттого и осталась всенародная потребность в общем покаянии. И поэтому возникает вопрос второй.
Что такое всенародное покаяние?
Традиция собирать весь народ по какому-либо важному делу, особенно если оно связано с началом новой жизни и, как правило, заключением Нового Завета пред Богом и людьми, заповедана нам ещё со времен Ветхого Завета, и является неотъемлемой частью соборности Церкви. Как акт исключительный, она проявляется во времена смут и гонений, становясь реакцией здорового организма на болезненные процессы в обществе. Так, при завоевании Ханаанской земли Иисус Навин собрал народ Израильский, одну половину у горы Гаризим, а другую - у горы Гевал. «И потом прочитал [Иисус] все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона; из всего, что Моисей заповедал [Иисусу], не было [ни одного] слова, которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них». (Иис.Нав.8:34-35)
Позже царь Иосия, когда услышал несоблюдаемые в Израиле «слова закона, то разодрал одежды свои… И послал царь, и собрал всех старейшин Иудеи и Иерусалима, и пошел царь в дом Господень, и [с ним] все Иудеи и жители Иерусалима, и священники и левиты, и весь народ, от большого до малого; и он прочитал вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем.
И стал царь на месте своем, и заключил завет пред лицем Господа последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его, и уставы Его, от всего сердца своего и от всей души своей, чтобы выполнить слова завета, написанные в книге сей». (2Пар.34:19.29-31)
То же самое было и при Неемии: «В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих. И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих. И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедывались и поклонялись Господу Богу своему». (Неем.9:1-3)
В каждом случае народ собирался по причине нарушения признаваемого всеми закона Божьего и, водимый царём или вождём, давал клятву исправления своей жизни. Следующим обязательным действием после этого было разбивание статуй, вырубание священных дерев и разрушение высот и жертвенников «во всей Иудее и в [земле] Вениаминовой, Ефремовой и Манассииной, до конца». (2Пар.31:1) Всенародное покаяние, таким образом, было актом перехода в богоустановленное царство со всеми полагающимися последствиями – уничтожением греха и казнью преступников в целях укрепления монархии и Церкви .
По этому образу традиция соборов перешла и в нашу Церковь. В соответствии с чем, в Московском царстве было принесено всенародное покаяние при патриархе Гермогене в 1606 г., на котором была восстановлена династия и «произнесена патриархом над народом разрешительная молитва». /15.07.2005. Увещательное слово четырёх архиереев РПЦ/ Были также собираемы Поместные Соборы, из которых наиболее известны Стоглавый 1555 г., Собор 1666 г. и Собор 1917-1918 гг. Цель проведения двух первых – укрепление русского царства, а последнего – восстановление патриаршества.
Понятно, что и «Чин всенародного покаяния…», имея в себе благую цель в наше напряженное время стать преемником этих традиций, должен проводиться как минимум патриархом и пред лицом царя . «П окаяние в этом грехе должно быть не только частным делом каждого православного русского человека, но и, прежде всего, делом всей Русской Православной Церкви. Наши Архиереи должны официально, во всеуслышание не просто призвать народ к покаянию в попустительстве цареубийства и вероотступничества. Они должны назначить день такого покаяния и выработать его процедуру». /РВ, 17,11,2004./ Тогда «Чин всенародного покаяния…» станет переходом народа из-под власти безбожного антинародного государства в лоно Церкви, восстанавливающей внутри себя царство во главе с помазанником Божьим. Это – естественный результат полного народного покаяния перед Богом, возглавленный Церковью. «Ибо нет власти не от Бога». (Рим.13:1)
Но ничего этого «Чин всенародного покаяния…» в его современном виде не имеет. И потому в нём мы видим некую подмену того, что и как должно быть. Вместо патриарха – несколько священников, вместо царя – его памятник, вместо храма – ряд икон, в том числе неканоничных и сомнительного происхождения, под открытым небом, вместо всего народа – приехавшие из провинций своим ходом женщины и бабушки и несколько мужчин, претендующих на роль молитвенников за весь народ. Вот и всё. Потому-то здесь и мы и вправе задать третий вопрос:
От каких грехов освобождает народ «Чин всенародного покаяния…»?
По слову Исаака Сирина, покаяние есть: «Оставление прежнего и печаль о нём». Признаком истинного покаяния, в котором человек получает отпущение грехов своих, является то, «что совершенно, от всего сердца возненавидел грехи, и когда явно дает себе направление, противоположное прежнему». /Исаак Сирин. «Слова подвижнические». Сл.48.18./
К сожалению, этого и не видит «Чин покаяния…», предлагаемый его авторами на всенародное общецерковное употребление. Хотя он и составлен по образцу молитвы Ездры (Неем.9:6-38), в которой присутствуют прошения перед Богом за грехи отцов, но это единственное, что его с нею и роднит. Всё остальное вступает в противоречие. Что мы в нём обнаруживаем?
Прежде всего, смешение всевозможных и взаимоисключающих друг друга понятий. В первую очередь, это наличие в чине наряду с перечислением грехов, текстов пояснительно – прокламационного характера, делающих экскурс не в души человеческие, а в историю и политику. Уже одним этим фактом «Чин…» выходит за рамки своего назначения, становясь кратким курсом оглашения.
Далее, на кающихся распространяются грехи предков, которые давно преданы забвению. И могут быть названы они только в том случае, если нам отвергнуть Священное Писание, говорящее словами пророка Иезекииля: «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле… Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына , правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается . И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет». (Иез.18:1-4;20-22)
Кроме того, «Чин…» не проводит различия между самими грехами, в одном месте прося прощения за то, что мы не защитили «своего Царя, Помазанника Твоего, со всею Царскою Семьёй от ритуального злодейского заклания от нечестивых рук мучителей жид-богоубийц и русских изменников» /здесь мы становимся пострадавшей стороной – д.А. /. Но уже в следующем прошении мы объявляемся « соучастниками в грехе цареубийства».
Предлагая собравшимся выступать пред Богом в роли искупителей грехов всех времён и видов, «Чин всенародного покаяния…» далеко не полно охватывает все вины народа, часто делая почему-то акцент на таких, которые ставят этот народ в положение опустившейся толпы, «пропившей и предавшей всё своё Отечество». Иначе невозможно объяснить, почему рядом с этим прошением о пропивании ваучеров нет такого: «укравшего ваучеры у ближних и не выдавших им полагавшейся доли национального достояния» или «доверивших ваучеры законным организациям и не наказавших их за то, что они оставили нас с носом». А ведь именно так и поступили с народом всевозможные «Петры Великие», «Интеллект-Инвесты» и т.п., несколько лет водившие нас за нос и, получается, не нуждающиеся в покаянии. Для кого же и для чего тогда этот «Чин…» составлен?
Ответ напрашивается один. Для той части населения, которая постоянно находится в положении пострадавшего и не могущего спросить со своих обидчиков. Единственное, что им остаётся – это обратиться к Богу. Это им и позволено, но так, чтобы их обращение не стало началом праведного гнева Божьего на смертные грехи их обидчиков, а возложило всю вину на самих пострадавших. Конечный результат такого «Чина всенародного покаяния…» - это не восстановление русского царства, не объединение всей Церкви, а оговаривание всего народа без освобождения его от тех грехов, которые ему навязаны чужеродной властью и государством.
Здесь мы каемся в переводе времени, зная заранее, что грех этот будет нами продолжен и оставление его находится вообще не в нашей компетенции. Поэтому, главным виновником и обидчиком самого себя «Чин…» объявляет сам народ, якобы «назвавший» улицы городов именами Ст. Разина и Ем. Пугачёва. Об именах же цареубийц Я. Свердлова, Сталина и проч. почему-то ничего не говорится. Всё это похоже на очередную акцию «всенародного согласия и примирения», после проведения которой всё должно остаться на своих местах.
При всём своём положительном направлении, взятом из высказываний духовных лидеров, «Чин всенародного покаяния…» на сегодняшний день напоминает действие царя Саула, не дождавшегося пророка Самуила и самовольно принесшего вместо него жертву. (1Цар.13:8-9) Оно было вменено ему во грех и лишило навсегда царства. Потому и проведение «Чина всенародного покаяния…» без благословения и присутствия патриарха есть недоразумение, подмена, рождённая ревностью не по разуму. Вышедшая из недоверия к своей иерархии оторванного от неё церковного народа, в надежде, что так он будет услышан Богом и защищён от всяких бед и несчастий, это деяние обречено на неуспех. И поставленных задач, коим является восстановление русской монархии, выполнить не может. И потому нам следует искать иной путь.
Диакон Андрей, Волгоградская епархия.