радио "Свобода" от 04.10.2004
Шествия и митинги в день годовщины октябрьских событий 1993 года |
Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.
Кирилл Кобрин: Сегодня, в день годовщины октябрьских событий 1993 года в Москве политическая организация "Союз офицеров России" провела шествие и митинг у памятного креста погибшим во время этих трагических событий. Правительство Москвы для обеспечения безопасности движения по городу выделило в два с лишним раза больше милиционеров и рядовых внутренних войск, чем самих участников марша.
Максим Ярошевский, Москва: Участники шествия собрались рядом с метро "Арбатская". На месте встречи милиционеры заранее выставили металлодетекторы и кордоны из рядовых внутренних войск. К организаторам акции "Союза офицеров России" присоединились самые разные движения - национал-патриоты, анархисты и монархисты. Говорит член Союза православных хоругвеносцев Дмитрий Антонов.
Дмитрий Антонов: Я отношусь к этому как к трагедии, унесшей жизни многих самоотверженных патриотов. Каких бы даже они ни были взглядов, пусть даже и не монархических, мы считаем себя обязанными придти и почтить их память, как любивших Россию.
Максим Ярошевский: К началу шествия у метро "Арбатская" собралось около сотни человек. Для того, чтобы перейти Арбат, милиционеры перекрыли автомобильное движение и выстроили вдоль машин рядовых внутренних войск. Возглавляли марш пожилые офицеры под красными флагами, а руководил шествием и общался с журналистами председатель "Союза офицеров" Станислав Терехов.
Станислав Терехов: Конечно, подобное не повторится именно в том виде, в той форме, как это было в 93-м году. Но то, что происходит сейчас, назвать не легче, когда взрывают самолеты, метро, дома. Мы сейчас полностью позицию свою обозначили: категорически против этих бандитов, террористов. Мы даже стоим на жестких мерах, чтобы в Москве не было возможности им спокойно гулять, чтобы были ограничены въезды эмигрантов как на территорию Российской Федерации, так и на территорию Москвы. Малейшее проявление того, что называется свободой передвижения, приводит к тому, что сейчас мы имеем. Такой негласный, ненаписанный лозунг - это к ответу палачей кровавого госпереворота осенью 93-года и память о павших. Скорбим и помним всех и все, что там было тогда.
Максим Ярошевский: Заместитель председателя "Союза офицеров России" Альберт Попов участвовал в обороне Белого дома. Он так вспоминает события 11-летней давности.
Альберт Попов: После объявления Ельциным своего указа 1400 патриотические силы, среди них наш Союз, быстро собрались около Верховного суда, образовали так называемое "живое кольцо". ОМОН зверствовал, в окружение никого не допускал. Наш "Союз офицеров" потерял 9 убитыми. Каждый год 3 и 4 октября мы собираемся около креста около Верховного Совета, поминаем их.
Максим Ярошевский: Пройдя по запланированному маршруту, через весь Новый Арбат, участники шествия остановились у памятного креста погибшим во время штурма Белого дома. Здесь "Союз офицеров России" провел траурный митинг.
Максим Ярошевский: Центр Юрия Левады на протяжении нескольких лет опрашивает россиян с целью узнать, как у них изменилось отношение к событиям октября 1993 года в Москве. Об итогах нынешнего опроса, в котором приняли участие 1600 человек, рассказывает руководитель Центра Юрий Левада.
Юрий Левада: Позиции людей устоялись. Постоянно задается два вопроса: что было причиной событий, которые привели к кровавым столкновениям в Москве 3-4 октября. Главную вину возлагают на то, что в стране при Горбачеве начался общий развал. 33 процента эту позицию сегодня высказывают. Чуть поменьше винят безответственную политику тогдашнего президента Бориса Ельцина и его окружения. И значительно меньше винят оппозицию. Тогдашняя парламентская оппозиция - Руцкой и Хасбулатов, которые хотели любыми средствами сохранить власть. Их винят 16 процентов. В первое время большую вину возлагали на его противников, а сейчас его винят чаще. И второй вопрос: было ли оправдано применять военную силу. Подавляющее большинство считает, что нет, 58 процентов. Оправдывает применение силы Ельциным только 21 процент. Много, что произошло, и это уже заслонилось в народной памяти многим другим, поэтому здесь такой устаревший интерес. Новых доказательств, опровержений, чего-то такого, что было бы рассказано вновь, нет этого.
>> в начало раздела
газета "Новые известия" от 05.10.2004
Герои подпольных восстаний
Сторонники Верховного совета митингами помянули октябрь 93-го |
Одиннадцатая годовщина «октябрьского противостояния» отмечена очередными митингами и шествиями. Коммунисты и державники вспоминали трагическую дату порознь. Манифестантов год от года становится все меньше. И даже молодые кадры – нацболы и представители Авангарда красной молодежи – не могут компенсировать этих потерь.
Вчера больше всего митингующим, пожалуй, были «благодарны» столичные автомобилисты. В связи с массовыми акциями на ряде центральных московских улиц движение было ограничено. Сами митингующие прибывали к местам, ставшим для них за эти годы практически культовыми, в подавляющем своем большинстве на метро. Приблизительно в 4 часа дня в основном пенсионеры стали стягиваться к Улице 1905-го года, где 11 лет назад произошли масштабные столкновения. Сейчас, кроме милиционеров, которых на митинге было очень много, порядок мирных граждан охраняли дружинники с красными повязками на рукаве.
Многие из пришедших отлично знали друг друга. Они исправно ходят на все октябрьские и не только митинги. Отдельной колонной гордо выстроились с полсотни представителей НБП. Все они были одеты в черное и почти все закрывали платками лица, чтобы казаться совсем уж грозной силой. Нацболы принесли флагов больше, чем все старушки вместе взятые, а вот лозунгов не принесли.
«Отсекай старичков, чтобы картинка была лучше, – командовала старшая по чину нацбол Ольга и пояснила для удивившегося корреспондента «НИ». – Нам важна идея, но мы ценим эстетику. Революция должна быть красивой». Нацбол Ольга волновалась зря, потому что старичкам было не до НБП. Они с удовольствием слушали концерт разогревающей звезды, «Александра из Питера». Певец спел хриплым голосом много антирежимных песен. В одной из них он признался, что мечтает о рядах повешенных либералов.
Наконец, революционный исполнитель слез с грузовичка с надписью «Россия помнит и воздаст», и на него взошла представительная делегация коммунистов, каждый из которых счел необходимым высказаться. «Одиннадцать лет назад из пожара и дыма, из окровавленных бинтов и из растерзанных тел наших товарищей родилась красная икона восстания», – сказал главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов. За красную икону Александр Андреевич поблагодарил баркашовцев, «Союз офицеров» и русское духовенство, проводившее крестные ходы вокруг Верховного совета. Председатель Движения в поддержку армии и член думской фракции КПРФ Виктор Илюхин признался товарищам, что Зюганов не пришел на митинг, потому что заболел. Кроме того, г-н Илюхин почему-то жесточайшим образом раскритиковал президента Путина. А нацбол Дмитрий Бахур сообщил с трибуны, что погибшие в «черном октябре» «умерли с лозунгом «Нация и свобода».
Все выступавшие были крайне эмоциональны. Они громко кричали и делали страшное лицо. Всякой риторики были лишены лишь слова матери, лишившейся в октябре 93-го года сына. Он выносил из Останкино трупы, когда в него попала пуля со смещенным центром тяжести. Женщина не ругала никого и не рискнула предположить, с какими словами умер ее сын. Помитинговав около часа, люди отправились с венками к Белому дому.
Туда же направился «Союз российских офицеров» Станислава Терехова. Офицеры собирались на Арбатской площади отдельно от коммунистов, потому что Геннадия Зюганова там считают предателем, который в октябре 1993-го пошел на сотрудничество с властями. Зато вместе с офицерами митинговали националисты из лишенной регистрации «Национально-державной партии» и «Союза православных хоругвеносцев», представленного преимущественно женщинами в платках с маленькими иконами на груди. Первоначально офицеры заявили митинг в тысячу человек, московское правительство сократило до 200. Всего г-ну Терехову удалось собрать, по подсчетам корреспондента «НИ», 119 человек, включая националистов и хоругвеносцев. Женщина из рядов последних держала плакат «Требуем выхода из Совета Европы». Корреспондент «НИ» поинтересовался, чем Совет Европы этой женщине не угодил. И услышал в ответ, что «из Европы идет сатана». Еще хоругвеносцы протестуют против микрочипа, который власти якобы собираются вживлять под кожу каждому гражданину. Потому что тогда все управление организмом перейдет микрочипу, и человеку в любой момент можно будет отключить сердце, чтобы он умер. «Все это в Библии сказано, в 13-м откровении», – сообщил корреспонденту «НИ» один из хоругвеносцев. А вот к инициативам президента Путина об отмене губернаторских выборов хоругвеносцы безразличны – в Библии про это ничего не сказано.
Офицеры принесли с собой несколько пачек газет «Русский фронт». Но газет оказалось много больше, чем митингующих, и их принялись раздавать милиционерам и солдатам внутренних войск, которые стояли в оцеплении. «Восстание надо готовить подпольное», – говорил милиционеру один из митингующих. Милиционер кивал головой. Перед походом к Дому правительства г-н Терехов безуспешно пытался построить свой разношерстный отряд в колонну. «В ряд по двое. Друг на друга не наступать. Все дойдем». Как только колонна тронулась, все опять перемешалось, и только милицейское оцепление с обеих сторон не позволяло колонне разбрестись по всему Новому Арбату.
Александр Колесниченко, Шаген Оганджанян
>> в начало раздела